Для учителя они определяются не только общекультурной пользовательской составляющей в области ИКТ-грамотности, но и, конечно, теми методическими компетенциями, которые проявились в условиях информатизации школы как новые методы обучения детей с использованием ЦОР и цифровых образовательных услуг. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций педагогов в коллективной информационной деятельности в школе:

активное и повсеместное использование учителями дополнительного цифрового оборудования (видео, фото, интерактивных досок, датчиков и цифровых микроскопов, аудиооборудования);

профессиональные навыки выступлений учителя с использованием интерактивных компьютерных сред и ЦОР;

использование ИКТ-инструментов управления учебным процессом - электронных журналов, баз данных учащихся, цифровых коллекций образовательных ресурсов.

Внедрение образовательных информационных систем (единой коллекции ЦОР, АСУ школ, систем дистанционного образования, компьютерного тестирования, педагогического сетевого взаимодействия) в школах предполагает активное вовлечение всех без исключения учителей в информационное образовательное пространство страны на регулярной основе.

Издательством БИНОМ в 2007 году открыта серия книг «ИКТ в работе учителя», рассчитанных на поддержку и развитие информационной активности педагогов в сотрудничестве с учениками на основе эффективного использования ИКТ-ресурсов, которые определяют информационную среду школы.

В книге М.С. Цветковой и А.А. Елизарова «ИКТ-компетентность учителя» основные направления повышения квалификации, переподготовки педагогов представлены двумя уровнями, составляющими общекультурную пользовательскую компетентность педагогов и расширенные компетенции, из которых каждый может выбрать свое направление.

В книге А.Б. Драхлера «Сеть творческих учителей» описываются методические подходы к организации межрегиональных и предметных сетевых сообществ, представлен инновационный опыт по организации сетевого сотрудничества педагогов России в области новых образовательных технологий на портале «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru.

Книга О.Е. Спиридонова и Н.С. Вольпян «Microsoft Word. От пользователя к специалисту» посвящена вопросам организации подготовки учеников к популярному сертификационному экзамену Microsoft Office Specialist - Microsoft Word-2000. В ней представлены программа учебного курса и подробный тематический план, необходимые пояснения и файлы выполнения практических заданий на компакт-диске.

Эти методические пособия предназначены в первую очередь для самообразования учителей, а также для использования в системе повышения квалификации для построения 18-часовых модулей вариативного обучения педагогов. Планируется ежегодно выпускать до 10 книг, информацию о которых можно получить в сетевом лектории на сайте методической службы издательства БИНОМ http://metodist.lbz.ru/konsultatsii-po-proektu.html.

В помощь учителям на сайте методической службы издательства открыты и другие лектории с привлечением известных педагогов, авторов и специалистов методической службы. Среди наиболее известных - «Содержание школьной информатики» (ведущий - профессор РАО С.А. Бешенков), «ИКТ в начальной школе» (ведущий - профессор ЯрПГУ Ю.А. Первин), а также «Открытое программное обеспечение в школе», «ИКТ в профильном обучении», «ИКТ в работе учителя» (ведущие - авторы и методисты БИНОМ).

По каждому УМК для учителей на сайте http://metodist.lbz.ru/setevoi-seminar.html работают он-лайн-семинары с авторами этих комплексов. С сентября 2008 года, кроме авторских мастерских по информатике и ИКТ (секция 1), начинают работу авторские мастерские по всем предметам естественно-научного цикла (секция 2), а также секции, направленные на методическую помощь учителям по вопросам единого государственного экзамена и «Абитуриенту».

Особый интерес у педагогических коллективов школ вызвал стартовавший в 2008 году ежегодный конкурс издательства для школ страны «Информационная среда современной школы» http://metodist.lbz.ru/shkoly-vproekte.html в разделе «Конкурсы». Поступают заявки не только от школ нашей страны, но и ближнего зарубежья (Украина, Казахстан). Эта инициатива направлена на создание серии публикаций для представления педагогическому сообществу перспективных направлений развития информационной среды школы.

Работу с учителями в рамках целевых семинаров в институтах повышения квалификации в регионах страны сетевая методическая служба проводит и с помощью видеосессий с сайта. Заказать ее можно на сайте по ссылке http://metodist.lbz.ru/seminary-vregionah.html.

Марина ЦВЕТКОВА, заместитель генерального директора издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»