Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Такая формулировка закона ставит перед конкретным учреждением не только новые задачи в области обеспечения качества образования, но и требует более глубокой проработки вопросов, связанных с формированием его содержания, на уровне муниципальных и областных (региональных) органов управления образованием.

На сегодняшний день в системе образования действует государственный стандарт общего образования первого поколения, утвержденный в 2004 году. Выделенные в его структуре федеральный, национально-региональный компоненты и компонент образовательного учреждения достаточно четко определяют компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ и учреждения в построении основной образовательной программы.

Сохранение в основной образовательной программе образовательного учреждения обязательной (инвариантной) части и вариативной части сделано и в госстандартах второго поколения, экспериментальное внедрение которых будет осуществляться со следующего учебного года. Согласно действующей редакции Закона РФ «Об образовании» федеральные государственные образовательные стандарты в числе других определяют требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объема, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Челябинский государственный педагогический университет совместно с Министерством образования и науки Челябинской области разработали и реализовали концепцию областной образовательной программы на основе ИКТ.

Согласно этой концепции образовательная программа образовательного учреждения представляет собой нормативный документ, определяющий приоритетные цели и ценности, особенности содержания, организации, ресурсного обеспечения образовательного процесса. Образовательная программа Челябинской области - структурная и содержательная основа разработки образовательных программ общеобразовательных учреждений, обеспечивающая формирование и сохранение единого образовательного пространства области.

Структура областной образовательной программы включает:

1) Представление федерального государственного образовательного стандарта в виде взаимосвязанных целевых и дидактических (содержательных) единиц по каждому учебному предмету.

2) Варианты учебных планов для всех видов общеобразовательных учреждений по ступеням образования и по предметным областям.

3) Варианты тематического планирования по всем учебным предметам всех ступеней обучения.

4) Ресурсное обеспечение по каждому учебному предмету всех ступеней обучения:

перечень программ и учебников;

учебно-методические и дидактические комплексы для учителя и ученика;

информационно-коммуникационные средства обучения;

технические средства обучения;

специализированная мебель;

кадровое обеспечение.

Региональная примерная образовательная программа должна представляться в таком виде, чтобы обеспечить для образовательных учреждений:

полноту представления федеральной и региональной (инвариантной) части образовательной программы;

ясность и диагностичность требований к подготовке учащихся;

вариативность модификации и развития образовательной программы в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения;

прозрачность контроля правильности и дееспособности образовательной программы;

единообразие подходов к ее управлению.

Образовательная программа Челябинской области, представленная как электронный ресурс, позволяет обеспечить все перечисленные требования. С ее помощью можно формировать образовательную программу образовательного учреждения в полном соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; конструировать учебно-тематическое планирование по каждому учебному предмету в соответствии с реализуемой образовательной программой, ее содержанием и обеспечением.

Мы уже рассказывали об использовании компьютера в качестве интеллектуального помощника составителей учебных планов, о том, как на основе федеральных документов в режиме диалога пользователя с программой «Модель содержания образования» создаются необходимые региональные и школьные документы*.

Реализуя комплексный подход к построению образовательной программы, эта программа предоставляет разработчику возможность в диалоге решить проблему конструирования не только учебного плана, но и в целом образовательной программы как на уровне региона, так и на уровне образовательного учреждения.

Содержание учебных предметов и курсов

Структура содержания учебного предмета в электронной модели соответствует его представлению в стандарте. На рис. 1 показан фрагмент содержания по русскому языку для основного общего образования. Структура содержания предмета представлена в виде дерева и включает:

- раздел или подраздел;

- предметную тему (дидактическую единицу);

- требование к подготовке выпускников в рубриках «Знать», «Понимать», «Уметь» (цель обучения);

- требование к подготовке выпускников в рубрике «Использовать приобретенные знания и умения...» (компетентность).

Работа с содержанием образования выбранной ступени обучения аналогична работе с файловой системой компьютера, что позволяет быстро освоить навигацию по содержанию предметов.

Элементы содержания учебного предмета взаимосвязаны. На рис. 2 в нижней части окна показаны входящие связи (элементы содержания, на которые следует опираться при изучении данного учебного материала) и выходящие связи (элементы содержания, для которых данный учебный материал необходим). Аналогично программа позволяет просмотреть характеристики (свойства) цели обучения и компетентности по предмету.

Программа позволяет разработчикам учебных программ и учителям, планирующим свои уроки, проанализировать содержание по учебному предмету, выявить связи между элементами содержания, увидеть роль отдельных элементов содержания в формировании компетентностей и на этой основе построить учебный процесс, который обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с требованиями стандарта.

Электронная модель содержания образования (ЭМСО), включающая федеральный компонент, позволяет реализовать национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения путем включения новых элементов содержания образования (об этом было подробно рассказано в «ИКТ в образовании», №1, 2007 год). В качестве основных требований к разработке содержания образования были выделены следующие:

сохранение инвариантной части (федерального и в дальнейшем национально-регионального компонентов);

включение компонентов на уровне региона, школы в парадигме федерального компонента;

целесообразность включения новых элементов содержания;

учет особенностей и возможностей образовательного учреждения при отборе собственного компонента, выборе рекомендуемых вариантов.

Итогом проектирования содержания образования конкретного образовательного учреждения в программе «Модель содержания образования» являются содержание учебных предметов, элективных и факультативных курсов, набор учебных планов образовательного учреждения, а также тематическое планирование по всем учебным предметам и курсам учебного плана, выполненное с учетом конкретных условий реализации обучения.

Учебные планы

Модель учебного плана отображает:

содержание учебных предметов и курсов;

цели, задачи и характеристику обучения;

распределение учебных предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на них, то есть сетку часов.

Примерный вариант такой модели представлен на рис. 3. Здесь отражен и состав содержания учебных предметов, и распределение дидактических единиц по годам основной ступени обучения. Вся необходимая информация по учебному плану, включая пояснительную записку, также представлена в программе.

Учебные программы (тематическое планирование)

Разработка учебной программы на основе электронной модели предмета, несомненно, гарантирует единство теоретических основ построения программ по предметам. Межпредметные связи обеспечивают целостность содержания образования. Связи элементов содержания, конкретизация целей обучения позволяют реализовать полноту раскрытия целей, провести детализацию элементов содержания, выделив вспомогательные содержательные и целевые единицы, и, кроме того, показать последовательность достижения конечных целей обучения.

Учебная программа по предмету (курсу) разрабатывается на основе содержания, представленного в учебном плане в соответствии с учебным временем по годам обучения. Ее основная часть - тематическое планирование, то есть распределение дидактических единиц по темам и годам обучения.

Формирование такой учебной программы обеспечивает установление последовательности дидактических единиц в порядке, не противоречащем внутрипредметным и межпредметным связям. Важно подчеркнуть, что отличительная особенность тематического планирования на основе электронной модели в том, что в отдельные тематические блоки содержания по предмету вместе с дидактическими единицами автоматически попадают требования к подготовке выпускников.

Первый этап выполнения тематического планирования предусматривает задание основных характеристик тематического плана (учебной программы).

Второй этап связан с выделением отдельных блоков (тем) содержания предмета и установлением их последовательности. Каждая тема содержит дидактические единицы, рассчитанные на определенное время изучения и, как правило, взаимосвязанные между собой. Результат второго этапа - последовательность тем с указанием времени на их изучение. По каждой теме представлены дидактические единицы, цели обучения и компетентности, на достижение и формирование которых направлено изучение дидактических единиц.

Далее разработка учебного предмета связана с детализацией элементов его содержания, выявлением практической части и приводит нас, по сути, к получению текста учебной программы.

На третьем этапе построения тематического плана осуществляется:

уточнение набора вопросов для изучения;

определение тематики практических занятий в соответствии с целями обучения;

распределение часов темы на теорию и практику;

планирование различных форм занятий;

планирование контрольных мероприятий.

На рис. 4 представлено диалоговое окно программы для отбора дидактических единиц в конкретную тему по биологии. Разработчику предоставляется информация о дидактических единицах и связях между ними, что позволяет предусмотреть компоновку темы как совокупности взаимосвязанных дидактических единиц.

Итог распределения - содержание темы, представленное, как это показано на рис. 5. Здесь видно, что в тему автоматически были добавлены такие элементы содержания, как цели обучения и компетентности. В соответствии с ними разработчик планирует практические, лабораторные работы, другие формы занятий, а также контрольные мероприятия.

Основные сведения о тематическом плане, включая пояснительную записку, представлены так, как это показано на рис. 6.

Татьяна АБРАМОВА, начальник управления общего образования и социальной поддержки детей Минобрнауки Челябинской области;

Дмитрий МАТРОС, декан факультета информатики, заведующий кафедрой информатики и методики преподавания информатики ЧГПУ;

Марина СОЛОДКОВА, заместитель директора ЧИППКРО по учебно-методической работе;

Елена ЛЕОНОВА, доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики ЧГПУ