Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

В 2002-2003 годах центр образования №109 получил мобильные компьютерные классы. В их состав входят:

28 портативных компьютеров iBook с картой беспроводной связи;

2 видеопроектора с экранами;

переносные жесткие диски;

дисководы для гибких дисков;

сетевые принтеры;

сканеры;

цифровые фото- и видеокамеры;

графические планшеты.

Все оборудование введено в действие и используется для решения самых разных педагогических задач: на уроках в классах коррекции; для организации интегрированных занятий по истории, ИМХК, математике, физике, химии, биологии, английскому языку; для разработки методических материалов по предметам, а также во внеурочное время на лекциях и на мероприятиях, посвященных памятным датам.

Мобильный класс зарекомендовал себя с положительной стороны. Единственная трудность - программное обеспечение Macintosh плохо адаптировано в среде компьютеров, состоящих в основном из продукции IBM. Чтобы выйти из положения, мы подбираем учебные программы, работающие на iBook (например по русскому языку, физике, геометрии или английскому языку на CD ROM), и разрабатываем уроки с использованием MS Office с последующей доработкой на Mac.

Многие из преподавателей школы окончили курсы по повышению своего компьютерного образования, что позволяет им готовить уроки вместе с учителем информатики. На схеме 1 условно отражаются этапы подготовки учителями урока с использованием iBook (см. схему 1).

В зависимости от целей и задач уроков они разделяются на два вида.

Демонстрация учебного материала на экране с помощью проектора. Лекционный вид урока очень удобен при изложении новой темы, а обобщающий - для повторения и закрепления материала. Примеры таких занятий по разным предметам уже появились в Интернете, но большинство преподавателей предпочитают разрабатывать их самостоятельно. Благодаря проецированию на экран слайдов с иллюстрациями (иногда в виде анимации), красочных схем и заданий внимание учеников концентрируется, а урок надолго остается в памяти.

Индивидуальная работа учащихся за компьютером. Работа над уроком в данном варианте требует особого подхода к методике. Если нет готового программного продукта, то учителям необходимо сразу определить, с какой программой MS Office будут работать ученики, учитывая специфику класса и материал урока. Можно использовать разные формы - ввод текста; расшифровку названий; передвижение графических объектов, слов или букв; кроссворды; всевозможные тесты с автоматической оценкой или самооценкой после вывода ответов на экран.

Комбинация этих видов позволяет учителю изложить материал живо и доступно в большем объеме, чем на обычном занятии, и проверить знания ребят по данной теме. Тем из них, кто правильно и быстро выполняет задания, можно разрешить выбрать какую-либо игру из множества загруженных вместе с операционной системой или установленных отдельно. На уроках в старших классах после проверки учителем лучшие работы выводятся проектором на экран. Такую возможность дает беспроводная локальная сеть.

На рис. 1 показаны некоторые примеры из разработанных и проведенных занятий по истории в классах коррекции. На таких уроках ученики работают с большим увлечением.

Следующий важный аспект в использовании техники - открытые уроки. В нашем центре практически ежемесячно проводятся семинары для учителей и администрации школ России и других стран. Компьютеры iBook позволяют провести такие мероприятия с блеском.

Разнообразят школьную жизнь множество акций - государственные праздники, памятные даты, внутришкольные фестивали... В подготовке и проведении не обойтись без школьных ноутбуков. Для них записать и проиграть видео и звук - нетрудная задача, причем подчас только им и доступная. А вообще, известный факт: графика - «конек» компьютеров Mac. Среди учеников встречаются не просто пользователи этих машин, а фанаты. Обработка графики и видео, а также презентации и клипы, показанные с помощью Mac, вызывают интерес и уважение не только ребят, но и преподавателей. У многих есть DV-камеры, ребята приносят их в школу, снимают праздники, своих друзей, подключают устройства к компьютеру, добавляют титры и звуковые эффекты - и тут же демонстрируют практически готовый фильм. Для участия в проектах дети записывают DVD-диски, опубликовывают работы на своем сайте.

Надежность iBook доказывает практика. Я сама проводила эксперимент - целый год не выключала компьютер, ведь в спящем режиме он потребляет мало энергии. Тест на «живучесть» компьютеры проходят летом: ребята работают с ними на каникулах в поездках по стране, часто в походных условиях (достаточно взять запасные батареи и регулярно заряжать их). Каждый год на августовском педсовете отчет об этих походах представляют руководители проектов на большом экране. Makintosh также хорош для хранения и переноса файлов, к нему достаточно просто подключить любое устройство, ведь он включает в себя USB-драйвер для накопителей информации, цифровых камер, устройств ввода и так далее, при этом перезагрузки не требуется.

В последнее время активно развивается проектная деятельность учеников. Четкая, безопасная работа (хорошая вирусозащищенность) с информационными носителями - большой плюс. Для подготовки и защиты своих проектных работ на разного вида конкурсах преподаватели и ученики используют iBook. После 5 лет интенсивной эксплуатации компьютеры остаются в строю и готовы к дальнейшей работе.

Людмила ВАХЛЯЕВА, учитель информатики центра образования №109

Москва