Когда бежишь к какой-то цели, то ее достижение вызывает легкое недоумение: неужели все уже закончилось и не нужно больше мобилизовывать все свои силы? «Учитель года Москвы», в каком бы году ни проводился этот конкурс, всегда становится настоящим повышением квалификации - ведь его участники смотрят уроки, изучают опыт коллег, соотносят его со своим опытом, делают выводы, намечают планы собственной работы на будущее. В этом году большинство участников были молоды, амбициозны и нацелены на продолжение своей творческой работы на возможно более высоком уровне. Это проявилось в полной мере в традиционной встрече конкурсантов с председателем Большого жюри Галиной Китайгородской, предшествовавшей церемонии завершения конкурса.

Галина Александровна - основатель оригинальной системы обучения иностранным языкам, создатель своего центра, ее 35-летний опыт педагогической работы и нынешняя деятельность вместе с такими же энтузиастами - высококвалифицированными специалистами, вне всякого сомнения, дают ей право говорить с конкурсантами откровенно, серьезно, по существу и даже критически, хотя Китайгородская скорее склонна говорить учителям приятные вещи. С приятных вещей был начат разговор и на этот раз. Например, Галина Александровна отметила легкость, непринужденность и органичность применения информационных технологий, продемонстрированные участниками нынешнего конкурса, их доброжелательность, коммуникабельность, весьма критическое отношение к похвалам и высоким оценкам, на которые не скупилось Большое жюри. После похвал, на которые не поскупилась и Китайгородская, последовал довольно жесткий разбор мастер-классов, демонстрационных занятий. Разговор был нелицеприятным, но никто не обиделся, не стал спорить. В результате был сделан один общий вывод: и финалистам окружных туров, и лауреатам городского тура нужно постоянно учиться. Галина Китайгородская предложила повысить квалификацию в Центре педагогического мастерства, и это предложение было с благодарностью принято конкурсантами. О том, что предложит лучшим учителям Москвы Московский институт открытого образования и, в частности, Центр педагогических конкурсов и управления проектами МИОО, подробно рассказала руководитель центра Любовь Савинкова.

После окончания этого своеобразного «урока для финалистов» началась торжественная церемония закрытия конкурса, в которой участвовала руководитель Департамента образования Ольга Ларионова. Ольга Николаевна явно не пожалела, что в субботний день пришлось ехать в «Поведники»: праздник был ярким, веселым и очень остроумным. Сценарий и постановка стали делом рук членов координационно-экспертного совета, в который, как известно, входят учителя года Москвы прошлых лет.

Сначала на сцену вызвали победительниц «Педагогического дебюта» - городского конкурса молодых специалистов и студентов, работающих в школах столицы. Юлия Беликова и Прасковья Аляпкина - студентки пятого курса исторического факультета МГПУ и МПГУ - были встречены дружными аплодисментами, а как иначе, ведь они надежда столичного образования. Был отмечен и самый молодой участник конкурса - учитель географии школы №962 Виталий Карагашкин, которому всего 25 лет, но который уже имеет четырехлетний педагогический стаж. Как известно, участники конкурса давали открытые уроки на сцене, а роль учеников исполняли их коллеги по конкурсу. Роль такого «ученика» весьма ответственна, ведь от его активности, серьезности, собранности, готовности поддержать педагога зависит успех выступления конкурсанта. Звание «лучшего ученика» было единодушно присвоено учителю географии школы №666 Сергею Банникову.

Разогрев зал вручением предварительных призов, ведущие приступили к самому главному - оглашению имен победителей конкурса. Один за другим выходили на сцену члены Большого жюри и вскрывали конверты, что оказалось делом непростым: председатель Большого жюри сама подсчитала баллы, выставленные каждому конкурсанту, сама вложила листочки с именами в конверты и крепко-накрепко заклеила их, поэтому вскрыть конверты сразу не удалось никому. А среди вскрывающих были не только такие сильные мужчины, как директор Центра образования №109 Евгений Ямбург, первый проректор Высшей школы экономики Лев Любимов, директор Центра образования №293, учитель года России-1997 Александр Глозман, профессор кафедры психологии развития МПГУ Александр Савенков, но и такие волевые женщины, как директор школы №368 Алла Кухтинская и учитель математики школы №2030, учитель года России-2007 Анна Мехед.

Постепенно на сцене выстраивалась «пятерка» - преподаватель МХК школы с лицейскими классами №1158 Елена Васильева, преподаватель химии и одновременно директор Центра образования №1432 «Новая школа» Дмитрий Лихачев, преподаватель музыки школы №1060 Михаил Стародубцев, преподаватель физики школы №192 Павел Васильев и преподаватель русского языка и литературы Центра образования №324 «Жар-птица» Ольга Коммиссарова. Как и в прошлом году, в «пятерке» двое представителей Западного округа, по одному из Южного, Центрального, Юго-Западного округов. В какой-то мере победа каждого обеспечена большой работой окружных методических центров, не случайно директора центров присутствовали в «Поведниках» практически все дни и как могли морально поддерживали своих педагогов-конкурсантов. Тем, чьи учителя не вошли в заветную «пятерку», предстоит серьезно проанализировать происшедшее и учесть результаты этого анализа в работе в следующем году.

На этот раз на церемонию закрытия конкурса не приглашали ни профессиональных артистов, ни педагогов дополнительного образования. На сцене были исключительно победители конкурса прошлых лет. Как всегда, блистал остроумием Андрей Лукутин, как всегда, щемяще трогательную ноту внес Андрей Милехин. Глаза многих участников церемонии были подозрительно влажными, настолько трогательными были обращения выступающих к сидящим в зале. Особую ноту внес и победитель конкурса «Учитель года Москвы-2006» учитель русского языка и литературы Центра образования №1874 Марат Алимов - он приехал в «Поведники» не только с супругой, но и с дочкой, которая родилась в тот год, когда папа был конкурсантом.

Подводя итоги конкурса, Ольга Ларионова отметила важность этого профессионального испытания для столицы, ведь это возможность определить тех лидеров московского образования, которые в самом недалеком будущем могут стать руководителями образовательных учреждений, поднять планку столичного образования на новые высоты.

Завершилась церемония ярким номером в исполнении всех участников конкурса.

Конкурс закончен, забудьте?! Наверное, кому-то покажется, что так можно сказать. Но так не скажут члены Большого жюри, ведь им нужно определить из «пятерки» победителей того единственного, кто станет учителем года Москвы-2008 и будет защищать честь Москвы на Всероссийском конкурсе. Задача у них непростая, ведь общий уровень конкурсантов, по мнению того же жюри и экспертов, в этом году был высок и на удивление ровен. Но как бы там ни было, 14 мая 2008 года в Московском международном доме музыки главный приз конкурса будет вручен лучшему из лучших.