Первый шаг всегда делать боязно. Но самое главное - подготовиться к этому первому шагу. Это успешно сделали в Восточном округе. Как рассказала директор окружного методического центра Ольга Жильцова, загодя было сформировано постоянное жюри, в состав которого вошли директора школ, победители и финалисты конкурса «Учитель года» разных лет, подготовлено Положение о конкурсе. Особенностью конкурса стало то, что при составлении заданий организаторы прежде всего учитывали возраст участников, особенности этого возраста и старались сделать конкурс не просто соревнованием, а праздником для молодых педагогов.

Конкурс проводили в три тура, у каждого тура была своя идея: «Я - учитель», «Я - педагог» и «Я - творческая личность». Первый тур проходил с 15 января по 29 февраля, и в нем приняли участие 53 учителя из 35 образовательных учреждений 15 муниципальных районов ВАО. Конкурсанты давали открытый урок на базе своей школы и отвечали на вопросы жюри. Во втором туре они проводили мастер-класс в составе творческой группы, разрабатывали и защищали проект, показывая глубину знания своего предмета, психолого-педагогическую эрудицию, инновационность, проявляли способность к рефлексии и творческой импровизации. А вот заключительный тур должен был определить абсолютного победителя конкурса, и поэтому участие в нем было для великолепной шестерки финалистов самым серьезным испытанием.

Финал конкурса не случайно проходил в школе №356. Эта обычная школа в Восточном округе необычна тем, что ее директор Елена Кузнецова не боится принимать на работу молодых педагогов и студентов педвузов, более того, она смело продвигает их на руководящие должности. Поэтому столь охотно возвращаются после получения диплома в свою школу ее выпускники, поэтому в школе создана такая теплая, творческая обстановка, поэтому так хорошо и интересно работают тут молодые педагоги, а педагоги со стажем весьма охотно и заинтересованно помогают им в профессиональном становлении.

Начинал конкурсное испытание как раз питомец 356-й (так выпал жребий) - учитель информатики Дмитрий Карманов. Урок был чрезвычайно интересен, хотя, конечно, сокращенная продолжительность не позволила Дмитрию Олеговичу полностью показать все то, что он обычно делает со своими учениками. Взрослые ученики Карманова (а ими, как всегда, стали другие конкурсанты) собирали самый настоящий компьютерный блок. В результате урок информатики стал еще и уроком технологии, и уроком электротехники. Можно сказать, что Дмитрий Карманов продемонстрировал очень высокий уровень предметной и методической подготовки. Кстати, такой же уровень был и у двух следующих конкурсантов - географа Анны Закатовой и историка Михаила Виноградова. Этих ребят можно выпускать на вполне взрослый конкурс «Учитель года Москвы» и рассчитывать, что они могут занять там призовые места. Кстати, что касается подготовки, то нужно сказать так: все конкурсанты подготовлены Московским педагогическим государственным университетом. Это, конечно, хорошо, что старейший педагогический вуз России работает по-прежнему стабильно и качественно, но немного обидно за московские городские педагогические вузы, которые готовят своих студентов не менее качественно. Однако в финале окружного конкурса их питомцев почему-то не оказалось.

Учитель географии школы №1508 Анна Закатова показала очень интересный урок, основное достоинство которого было в совершенно реальной его привязке к тому месту, где проходил третий тур конкурса. Ученикам было предложено путешествие по Восточному округу, причем они должны были совершить его по карте, пройдя от станции метро до школы №356. Можно предположить, как такое путешествие интересно и увлекательно для учеников школы, где работает Анна Михайловна.

Свободой владения английским языком всех потрясла учитель иностранного языка школы №1352 Светлана Красносельская. Правда, Светлане Владимировне провести урок успешно помогали коллеги - молодые учителя иностранных языков Восточного округа. Диалог строился так легко и непринужденно, что у многочисленных зрителей и болельщиков поневоле появлялась зависть. В конце урока Светлана Красносельская предложила своим взрослым ученикам просмотреть и обсудить фрагмент из фильма на английском языке, и они с этим успешно справились, помогли молодой учительнице продемонстрировать, как можно органично использовать материалы такого рода и новейшие информационные технологии при проведении урока в обычном классе. Правда, работает Светлана Владимировна в не совсем обычной школе, а в школе с углубленным изучением иностранных языков, но ее методика вполне применима в массовой школе, ведь иностранный язык нынче должны знать все. Со своим блестящим знанием английского языка Светлана Красносельская вполне могла бы найти очень престижную и высокооплачиваемую работу в какой-то крупной фирме, но она сознательно выбрала работу учителя, которая, впрочем, нынче оплачивается в московских школах довольно высоко.

Ольга Козырева из школы №1530 не собиралась стать учительницей, она несколько раз поступала в различные театральные вузы, но пробиться не смогла. После этого Ольга Викторовна приняла довольно неожиданное решение: поступила в педвуз и получила профессию учителя информатики. Обладающая отличными актерскими данными Ольга Козырева дала очень интересный урок по своему предмету, а отвечая на вопросы жюри о том зигзаге судьбы, который сама же и сконструировала, молодая учительница сказала, что в профессии педагога и артиста много общего, но теперь она уже видит себя в роли режиссера, который может очень интересно поставить урок-спектакль и постоянно находится в творческом поиске.

Финалистом, который давал последний урок на конкурсе, стал учитель химии школы №419 Иван Самойлов. Иван пока студент, но уже работает в школе, набирается педагогического ума-разума, приобретает методические знания. Урок химии Ивана Владимировича был наполнен всяческими опытами, он предлагал своим ученикам превратить воду в молоко, пугал всех настоящим ярким огнем, увлекательно рассказывал о своей науке - химии и ее возможностях.

А победителем конкурса «Педагогический дебют-2008» в Восточном округе стал учитель истории и обществознания школы №1294 Михаил Виноградов. Жюри по заслугам оценило его урок, посвященный крестьянству XIX и XX веков. Михаил Анатольевич предложил своим ученикам старинные фотографии крестьянских семей и попросил сравнить, как менялись их облик, их костюмы, прически, позы. Урок превратился тоже в увлекательное путешествие во времени. Но самым интересным было то, что, отвечая на вопросы жюри, Михаил Анатольевич сказал: все эти фотографии он взял из семейного архива, который собирала его бабушка. Это потом семья Виноградовых стала семьей москвичей, а поначалу родственники жили в различных концах России, вот их фотографии и стали основой семейного исторического архива. Кроме того, молодой учитель истории сам очень много работает в архивах, предлагая то же самое сделать своим ученикам. Знакомство с историческими источниками, сбор интересных исторических фактов делает изучение предмета для учеников Виноградова делом увлекательным.

Всем финалистам конкурса были вручены почетные дипломы, подарки, а ученики 356-й школы дали в честь конкурсантов концерт. Абсолютный победитель «Педагогического дебюта» отдал свой букет директору своей школы - Людмиле Салониной, отметив, что без поддержки педагогического коллектива и самой Людмилы Анатольевны навряд ли смог добиться такой победы. А Людмила Анатольевна, у которой слезы радости и гордости были на глазах, обняла своего молодого коллегу и сказала, что приложит все силы, чтобы он остался в школе. «В крайнем случае, съем его трудовую книжку, но ни за что не отдам», - пошутила Салонина. Вообще слова признательности школе, в которой получил знания, в которой сделал первые профессиональные шаги, постоянно звучали на этом конкурсе молодых педагогов. Когда им предложили произнести речь в рамках «Звездного часа» - это было вторым конкурсным заданием - Дмитрий Карманов взял в руки свою медаль, которую получил когда-то как выпускник школы, и сказал, что больше всего он хотел бы стать для своих учеников таким же замечательным наставником, какими были для него его собственные учителя. Такая позиция говорит прежде всего о том, что московские школы получают молодых, хорошо подготовленных, творческих педагогов, которые выбирают свое дело по призванию. А это значит, что у столичного образования есть очень хорошие перспективы.