Статфакт

По данным Минздравсоцразвития России, сегодня 4,5 процента, или полтора миллиона, российских детей имеют те или иные отклонения в развитии.

Честно говоря, переступив порог четвертого павильона Сокольников, я вознегодовала. Я попала на Международный медицинский форум: в огромном выставочном зале были представлены тренажеры, различное оборудование для инвалидов, приспособления, мотоколяски и даже автомобили со специальными платформами, которые позволяют инвалидам-колясочникам передвигаться. Если прибавить к общей картине самих инвалидов-колясочников, которые энергично переезжали от одного стенда к другому, то становилось понятно: кто-то ошибочно пригласил «Учительскую газету» на медицинскую выставку и зря я отмахала несколько километров от метро до выставочного павильона. Свое недовольство я тут же выразила представителю Книжного союза - генеральному директору Издательского центра «Владос» Ольге Бородиной, но она со мной не согласилась и увлекла в глубь зала - к сцене, на которой было много знакомых людей, имеющих отношение к образованию. Открывали конгресс советник-наставник мэра Москвы Любовь Кезина и руководитель издательства «Дрофа» Александр Киселев. Оглядевшись, я с удивлением увидела множество знакомых и, если можно так сказать, чисто педагогических лиц. Тут были деканы, преподаватели и студенты дефектологических факультетов педагогических вузов, директора и педагоги коррекционных школ, представители Российской академии образования. Возникал вопрос: что делают тут все эти люди? Ответ был получен довольно быстро. Общая задача конгресса - привлечь внимание государства и общества к проблемам образования и социальной реабилитации детей с нарушениями развития, помочь достижению максимально возможного уровня развития, образования и достойной жизни детей с ограниченными возможностями. Иными словами, на конгрессе само собой разумелось, что важно дать инвалидам материальную поддержку, возможности для адаптации и интеграции в общество, но гораздо важнее дать им хорошее образование и тем самым помочь обеспечить себе достойную жизнь. Об этом, собственно говоря, и шел разговор на конференции, собравшей так много участников, что в конференц-зале, как говорится, и в самом деле некуда было яблоку упасть. Самое главное, что тут было очень много студентов и молодых специалистов - тех, кому в самом ближайшем будущем и уж, конечно, в настоящем и предстояло заняться интеллектуальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья и развития.

Консультант отдела образования детей с ограниченными возможностями здоровья и специальных образовательных учреждений Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ Борис Белявский отметил, что о детях-инвалидах государство более или менее заботится, разрабатывая и реализуя соответствующие программы. Год от года число «сложных» детей увеличивается, поэтому школ и классов не хватает, и еще больше ощущается нехватка педагогов и учебников.

На конференции мощным блоком выступила высшая педагогическая школа. Декан факультета специальной педагогики и психологии, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии Московского государственного областного университета профессор Роберт Амасьянц посетовал, что нет единой системы реабилитации, которая бы интегрировала усилия всех учреждений различной ведомственной принадлежности, нет и научных разработок по комплексной реабилитации. Поэтому педагоги МГоУ и разработали стратегию формирования и развития системы организации комплексной реабилитации детей-инвалидов, которая предусматривает интеграцию сил различных ведомств.

Заместитель декана дефектологического факультета МПГУ Светлана Шаховская считает, что сегодня чрезвычайно важно использовать в подготовке таких специалистов инновационные и, в частности, информационные технологии, благо что после победы в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование» этот педуниверситет смог приобрести новейшее оборудование. Теперь студенты получают навыки использования такой техники в профессиональной деятельности, знакомятся с международным и отечественным опытом.

Профессор МПГУ Любовь Плаксина отметила большую роль учебников в подготовке студентов и посетовала на то, что очень часто новым учебникам некоторые эксперты приклеивают ярлык «ненаучности», в результате частенько книги, которые разработаны и написаны дефектологами-практиками, остаются неизвестными педагогической общественности. Практика сегодня отстает от теории, и это снижает эффективность работы системы дефектологического образования.

Позиция Любови Ивановны была поддержана заведующей кафедрой педагогики и психологии Педагогической академии последипломного образования Московской области, автором учебников Валентиной Воронковой, которая выразила искреннее недоумение, почему, например, ее книги отвергаются экспертами именно по причине «ненаучности». Два доктора педагогических наук пришли к выводу, что определение «ненаучность» не может сплошь и рядом применяться к учебникам, где теория подкрепляется реальными практическими выводами. В ответ главный редактор Издательского центра «Владос» Карина Шевченко и заведующий кафедрой литературы по коррекционной педагогике издательства «Просвещение» Сергей Сацевич заявили о готовности принимать все заявки ученых на новые учебники и рассказали о специфике создания учебно-методической литературы для специалистов, работающих с «особыми детьми», и о новых издательских проектах для детей с особыми образовательными потребностями.

Чрезвычайно интересной оказалась та часть конференции, которая была посвящена именно практической работе. Декан факультета специальной педагогики Московского городского педагогического университета Оксана Приходько не только весьма подробно рассказала о ранней диагностике и коррекции нарушений развития детей, но и проиллюстрировала свой рассказ видеоматериалом об этой работе. Дело в том, что педагоги МГПУ оказывают родителям бесплатные консультации в обмен на разрешение снимать на видео этот процесс. Такие записи помогают в учебном процессе: студенты начинают представлять, зачем им нужны те или иные теоретические знания, где и как они могут их применять в работе.

Преподаватель МГГУ имени М.А.Шолохова Ольга Орлова тоже сосредоточилась на практической деятельности, рассказав о том, каким образом можно работать с детьми, имеющими нарушения голоса. Это довольно серьезная проблема, но ученые высшей педагогической школы вместе с медиками уже научились ее решать.

Очень актуальным было выступление Людмилы Баряевой, рассказавшей об инновационных учебно-методических игровых комплексах в коррекционно-развивающей работе с детьми. Желающие могли отправиться в выставочный зал и посмотреть на стенде фирмы «Альма», где Людмила Борисовна работает заместителем генерального директора, «сухие бассейны» и сенсорные комнаты, различные игровые комплексы, которые Людмила Баряева довольно широко использует в своей работе с дошколятами.

Апофеозом конференции стало выступление директора московской специальной (коррекционной) начальной школы - детского сада №1798 Тамары Новиковой. Тамара Никифоровна вначале работала директором детского сада, но постепенно поняла, что для его выпускников чрезвычайно труден, а подчас и катастрофичен переход в школу. Именно поэтому был создан комплекс «начальная школа - детский сад», который делает процесс адаптации ребят к школьной жизни если не легким, то во всяком случае более комфортным и безопасным. Таким образом, итогом конференции стали не отвлеченные, а привязанные к конкретной практической деятельности рекомендации, которые, хочется надеяться, будут учтены и реализованы государством и обществом.