Современный рынок труда в России обладает крайне низкой географической мобильностью, распространена она лишь в направлении «провинция - Москва». Такая мобильность не решает главной своей задачи.

В сфере образования мобильность труда сегодня практически не наблюдается. Как можно повысить ее? Самый простой совет руководителям местных органов управления образованием - привлечь высококвалифицированных специалистов через средства массовой информации (интернет-сайты органов власти, газеты), а также с помощью профессиональных конкурсов и анализа данных об учителях, взятых с интернет-сайтов школ, информационных карт педагогов и других источников.

Какие преимущества для системы образования в целом даст развитие мобильности труда и перемещение квалифицированных специалистов в те регионы, которые заинтересованы в привлечении и стимулировании педагогов?

1) Концентрация лучших преподавателей приведет к возникновению синергетического эффекта и сосредоточению отборных кадров в своеобразных «точках развития среднего образования».

2) Для привлечения лучших специалистов понадобится повышать зарплату и использовать другие способы экономического стимулирования.

3) У педагогов появится стимул к самосовершенствованию и саморазвитию.

А теперь перечислим механизмы, с помощью которых работодатель может привлечь способных преподавателей на свою территорию. Это прежде всего:

Ц Именные стипендии и гранты, которые учитель сможет получать на новом месте работы. Эти деньги будут добавляться к основной зарплате и служить мотивом для смены места работы.

Ц Предоставление жилья. Эта мера может послужить весьма важным стимулом для учителя при принятии решения о переходе на новое место работы. Жилье может быть предоставлено в качестве подарка, в качестве социального найма или в качестве съемной квартиры, оплачивают которую местные власти.

Ц Возможность преподавать в элитных учебных заведениях. Многие талантливые педагоги мечтают работать с одаренными детьми, и такая возможность может послужить стимулом для учителя перейти на новое место работы в другой город или район.

Если говорить о том, в каких формах может развиваться географическая мобильность труда в современном российском образовании, то здесь надо быть реалистами. Скорее всего ни один московский учитель не поедет на Дальний Восток, а учитель городского лицея не переедет в сельскую местность. Но вот перемещение педагогов между разными городами и районами в рамках одного субъекта Федерации вполне может применяться. И региональные министерства образования должны создавать рычаги и механизмы для развития подобной мобильности. Ведь мобильность труда обязательно влечет за собой рост конкуренции на рынке, а рост конкуренции всегда вызывает повышение эффективности и производительности труда.

Евгений СМЫШЛЯЕВ, преподаватель экономики Лицея города Лобни, учитель года Московской области-2006