Размер прибавки составил от 300 до 3500 рублей. Правда, директора и учителя «экспериментальных» школ говорят, что это не потолок: мол, есть резервы для большего увеличения зарплаты. Главное, кардинально изменились подходы. Новая система оплаты труда не зависит от привычной поденщины - количества уроков (часов). Но - от качества урока! Его результативности, что раньше никоим образом не учитывалось.

Деньги за результат

И все-таки, от чего же конкретно зависит величина надбавки? С этим «меркантильным» вопросом я обратилась к начальнику отдела планирования, финансирования и статистики областного комитета по образованию Ольге Ивановне Олейниковой. Она подтвердила, что ключевой момент - строго дифференцированная оценка учительского труда: надтарифный фонд распределяется неравномерно, в зависимости от достижений каждого учителя.

Вообще-то оплату труда в образовательных учреждениях Волгоградской области регламентируют два главных документа. Это областной закон от 11 апреля 2005 года №1046-ОД «Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области» (в редакции от 24 июля 2007 года Ж479-ОД) и постановление главы администрации Волгоградской области от 30 июня 2006 года №797 «Об оплате труда работников государственных учреждений образования». В результате среднемесячная заработная плата работников образования после повышения с 1 сентября 2007 года ставки первого разряда на 15 процентов составила 6050 рублей. Педработникам установлены надбавки за ученую степень. Кроме того, предусматриваются расходы на повышение квалификации (2 процента от фонда оплаты труда).

В 2007-м Волгоградская область вошла в число регионов - победителей конкурса, внедряющих комплексные проекты модернизации образования в рамках нацпроекта «Образование». На реализацию проекта в область было направлено 260 миллионов рублей из федеральной казны. 205 миллионов выделила областная. Частично средства пошли на эксперимент по введению НСОТ.

Областной комитет по образованию провел серию совещаний с управленцами, а также семинарские занятия с бухгалтерами централизованных бухгалтерий и школ, посвященные методике расчета фонда оплаты труда и определению размеров стимулирующей части руководящих работников и учителей.

Вместе с 40 процентами надтарифного фонда пилотные школы получили некоторую свободу маневра. Сделана ставка на ищущего, творческого, неуспокоенного учителя. Он имеет все шансы заработать больше своего инертного, консервативного, «спящего» коллеги.

Высокая планка

- Расчет зарплаты конкретному учителю по НСОТ делается исходя из 50 показателей проявления его компетентностей, - пояснила Ольга Олейникова. - Они разработаны учеными Волгоградского государственного педагогического университета совместно с Центром оценки качества образования - структурным подразделением Волгоградского государственного института повышения квалификации работников образования. Общеобразовательные учреждения напрямую заинтересованы в оценке родителями качества предоставляемого их детям образования. Поэтому в практику расчетов введено такое понятие, как удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Ведь именно ученик, его семья выставляют школе свой «заказ» на образование и воспитание.

- Приведите пример так называемой компетентности, - попросила я.

- Возьмем, скажем, компетентность в преподаваемом предмете. Что тут учитывается? Результативность учеников, положительная динамика их достижений, отсутствие перевода учеников из класса в класс по причине недовольства качеством образования, получаемого у конкретного преподавателя, признание его мастерства родителями - проводится анкетирование. За каждую компетентность учитель выставляет себе отметку. Сам! От 0 до 100 процентов. Это непривычно и ново. Позже самооценка педагога может быть откорректирована администрацией учебного заведения и школьным управляющим советом. Дирекция и общественность либо соглашаются с этим результатом, либо нет. Таким образом, при введении НСОТ возросла роль управляющих советов.

Я просмотрела перечень компетностей и невольно посочувствовала учителям. Планка поставлена высокая. Тут и владение современными образовательными технологиями, и воспитательная деятельность, и охрана детского здоровья, и разработка образовательных программ (элективных курсов, факультативов, проектной деятельности, учебных практик). И многое, многое другое.

Учитель уже не ограничивается чтением чужих методик и разработок. Он постоянно в поиске новой информации. Он использует различные базы данных, возможности интернета, дистанционного обучения, учит детей поиску дополнительной информации для решения учебной задачи.

Показатели компетентности учителя в процентах определяются один раз в полугодие. С 1 января 2008 года дополнительно введена персональная надбавка учителю, показавшему значительное превышение личных показателей проявления компетентностей над средним по общеобразовательному учреждению. Порядок рассмотрения школьным советом этих показателей устанавливается местным локальным актом.

Лучше меньше

да лучше?

Стимулирующие выплаты поставлены в прямую зависимость от:

наполняемости классов и класс-комплектов;

количества заместителей директора школы (необоснованное содержание нескольких замов реально уменьшает зарплату директора);

работы учителя на постоянной основе в данной школе (это направлено на уменьшение числа так называемых «совместителей» и «текучки» педагогических кадров);

ставки (дополнительную стимулирующую выплату за качество обучения учитель получает не более чем на одну ставку, так что отпадает необходимость набирать себе нагрузку более ставки).

Меняется психология

По мнению директора Береславской школы Калачевского района Евгения Викторовича Агаркова, меняется психология педагогов, растет их заинтересованность в эффективности урока. Ведь зарплата зависит не от того, сколько ты «отбыл» у доски, а от того, что «на выходе».

С сентября Береславская школа участвует в эксперименте. Для учителей оказалось непросто и даже, что греха таить, обременительно определить свою компетентность исходя из десятков показателей, выставить баллы, посчитать проценты, учесть опросы родителей и коллег. В помощь учителям здесь разработана своя школьная система портфолио. Чтобы не метались они в поисках доказательств, а постепенно собирали портфель достижений.

- На начало учебного года средний уровень компетентности коллектива составил около 30 процентов. Соответственно учителя получили прибавки в размере 1,5-2 тысяч рублей. С 1 января уровень компетентности вырос в два раза. У лучших, у лидеров, надбавки достигли уже 4 тысяч рублей, а в целом зарплата доходит до 10-11 тысяч. Но с учетом введенных с 1 января 2008 года персональных надбавок учителям и это не предел, - считает Агарков. - Если эксперимент будет продолжаться, то в следующем году у некоторых преподавателей зарплата может дополнительно увеличиться на 6-7 тысяч. У людей появились стимулы заниматься опытно-экспериментальной, исследовательской работой. У нас в школе создано несколько проблемных групп. Заметно оживилась работа классных руководителей.

Не все учителя столь оптимистичны, особенно в сельской местности. Подтверждение тому - звонок в обком профсоюза из глубинки:

- На обсуждении в педколлективе мною пройдены муки ада. В классе у меня не 25 учеников, а только 12, а это существенно влияет на зарплату. Но ведь при любом количестве учеников учитель либо профи, либо нет! В итоге я имею «целых» 300 рублей надбавки. Не нужна мне такая доплата, да еще ценой жуткого стресса!

То были эмоции. А теперь статистика. При введении новых механизмов оплаты труда в Волгоградской области заработная плата педагогических работников в среднем по области составляет 8000 рублей в месяц. Рост заметный, говорят экономисты. У лучших учителей, показавших высокое качество предоставляемых образовательных услуг, зарплата составила более 10000 рублей. Серьезных конфликтов, почему одному заплатили столько, а другому столько, не было - заверяют в областном комитете. Ну а эксперимент тому и служит, чтобы набрать практический опыт и усовершенствовать его.

Волгоград