- К теме общественно-государственного управления мы обратились много лет назад: прошли, можно сказать, эволюционный путь от родительского комитета, от совета школы к попечительским советам, а сейчас в основном в образовательных учреждениях действуют управляющие советы. Наряду с этими формами у нас есть еще и школьные фонды, которые работают параллельно с управляющими советами. Если брать статистику, то сегодня в нашем районе действуют 16 управляющих советов, восемь попечительских и два совета учреждения.

- Виктор Валерьевич, могут ли эти органы влиять на политику школы в образовательном плане?

- Попечительские и управляющие советы достаточно активно задействованы в жизни школы. Члены управляющего совета регулярно собираются на заседания, где обсуждают основные проблемы. Все это делается по утвержденному положению, по составленному в начале учебного года плану. Вопросы решают различные, в том числе и стратегические, то есть как школа будет развиваться в дальнейшем. Представители управляющих советов вместе с администрацией школы обсуждают программы развития образовательных учреждений, корректируют, подсказывают, какие направления могли бы быть интересны. Помимо этого деятельность управляющих советов направлена на улучшение материально-технической базы и образовательной составляющей во внеурочное время. У нас есть хороший опыт, когда родители ведут кружки, секции на безвозмездной основе, проводят вместе с учениками конкурсы, соревнования, организуют экскурсии на предприятия. Могу привести и другой пример - в гимназии № 5 проводят акцию «Крылья успеха»: для лучших учеников, которые в течение учебного года занимают призовые места на предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах, учреждают денежные премии. Вручение сертификатов на них происходит в праздничной обстановке с участием представителей управляющего совета родителей.

Хочу добавить, что с введением новой системы оплаты труда в нашем регионе вопросы распределения стимулирующей части без участия управляющего совета не решаются. В каждом образовательном учреждении в составе экспертной комиссии, которая занимается распределением стимулирующей части, обязательно присутствует представитель от управляющего или попечительского совета. Можно сказать, что общественность непосредственно влияет на оценку качества работы педагога. И я считаю, это очень большой стимул для повышения ответственности и для педагогов, и для администрации, поскольку контроль над заработной платой теперь уже ведется со стороны родителей. В какой-то степени они могут влиять и на решение кадровых вопросов.

Большим плюсом в деятельности органов общественно-государственного управления стало то, что теперь все руководители образовательных учреждений ежегодно готовят публичный доклад. В обязательном порядке он размещается на школьном сайте, чтобы все желающие могли с ним ознакомиться. Также готовятся публичные отчеты - это еще одна форма, когда школа отчитывается перед родителями и партнерами. Название бюрократическое, а на самом деле это большой красивый праздник, где показываются результаты работы за полгода или за год, в зависимости от того, когда происходит отчет. Это выставки творческих работ, презентации рефератов, лучшие портфолио учеников, классных руководителей и учителей. Интернет-сайты педагогов и детей демонстрируются на интерактивных досках, через медиапроектор. Все художественные и спортивные коллективы, которые в течение года работали в школе, представляют свои достижения в форме показательных выступлений, концертов и соревнований. Когда я сам работал директором школы, мы еще и уроки открытые давали. Причем одновременно все учителя школы, включая и администрацию. А родители могут прийти на урок и посмотреть педагога в деле. Согласитесь, такая возможность бывает нечасто.

Приятно, что органы общественно-государственного управления работают не оттого, что они должны быть, а поскольку действительно понимают, что это нужно школе.

2008 год в Чувашской Республике объявлен президентом республики Годом добрых дел. У нас много примеров, когда совместно с управляющими советами школы организуют поездки в детские дома, а ученики своими руками готовят подарки для сирот. Приезжают с концертными программами, общаются.

- Но, вероятно, не все происходит так гладко?..

- Как и во всем, наряду с положительными моментами существуют и проблемы. Есть еще у нас образовательные учреждения, где родители не поняли до конца той широты возможностей, которая им предоставлена, и ограничиваются только материальной помощью.

- Вы каким-то образом воздействуете на руководство этих образовательных учреждений?

- Решаем проблему таким образом. У нас есть республиканские экспериментальные базовые школы, которые уже четыре года участвуют в эксперименте по введению общественно-государственного управления. На базе этих школ мы проводим обучающие семинары для представителей управляющих советов, в том числе и родителей. Программа обучения рассчитана на несколько дней, предлагается пакет нормативных документов и примерные рекомендации, которые можно использовать.

У нас очень много информации выложено на сайтах Министерства образования республики, Управления образования города, и это все доступно. Плюс мы приглашали специалистов из Москвы, проводили выездной семинар с нашими руководителями, где вопросы общественно-государственного управления тоже обсуждали.

Тот факт, что родительская общественность сегодня влияет на заработную плату педагогов, в какой-то мере изменит отношение к деятельности органов общественно-государственного управления. Правда, здесь, конечно, не избежать проблем. Если раньше педагог получал в принципе одинаково, то сегодня учителя с одинаковым стажем и с одинаковой категорией в разных образовательных учреждениях могут получать разную заработную плату - все зависит от того, насколько качественно сработала школа на результат. Таким образом, зарплата педагога сейчас поставлена в зависимость от качества работы, которую он должен и будет выполнять.

- На ваш взгляд и как управленца, и как бывшего директора школы, от кого или от чего зависит успешность работы управляющих советов в школе?

- Здесь очень важна позиция директора, который внутренне должен быть готов к тому, что вопрос управления школой очень многогранный и одному руководителю охватить все проблемы на самом деле невозможно. И посмотреть на проблему с разных сторон одному человеку тоже не всегда удается. Поэтому первое: как только руководитель придет к мысли, что нужно делиться властью - по-хорошему и не цепляясь к мелочам, управляющий совет сможет работать. Второе - родители должны быть готовы взять эту власть, то есть взять на себя ответственность, потому что вхождение в управляющий совет - это очень серьезная работа, которая, кстати, не оплачивается.

- Виктор Валерьевич, опыт каких школ вы предложили бы сегодня в качестве примера?

- Положа руку на сердце можно в любую приехать, и не только нашего района, но и города. В Чебоксарах этот вопрос решен неплохо. Например, бывший лицей №1, после реструктуризации ставший начальной школой №1. Они начинали с попечительского совета, потом параллельно создался школьный фонд, затем попечительский совет преобразовался в управляющий совет, но и фонд они тоже не бросили, поэтому в школе сочетаются несколько форм соуправления. Есть здесь и школьный триумвират - это когда ученическое самоуправление подключается к общим вопросам управления.

В районе есть центр психолого-педагогического сопровождения «Содружество». Кроме всего прочего, он занимается и вопросами общественно-управляющей деятельности и оказывает нам поддержку. В центре работают грамотные специалисты, которые проводят семинары на республиканском и общероссийском уровне.

У нас действует муниципальный образовательный проект «Открытое образование», который мы начали три года назад. Провели набор административных команд из образовательных учреждений и стали обучать управленческим аспектам через проектную деятельность. В первый год мы проходили теорию - учились, как планировать проект, из чего он состоит, и к концу года команды начали разрабатывать свои первые проекты. На второй год идеи начали претворяться в жизнь. И вот в нынешнем учебном году состоялась большая межрегиональная научно-практическая конференция по итогам работы по проекту, где команды и представляли свои наработки. На конференцию приехали коллеги из Республики Марий Эл, из Кировской области, из многих районов нашей республики. Был организован work-shop (рабочий магазин), когда наши педагоги и руководители продавали продукт своей интеллектуальной деятельности и методические разработки. Вырученные средства использовались авторами на развитие проектов. Но на самом деле, конечно, деньги - это второстепенное. Самое главное, что благодаря участию в проекте многие школы и учреждения дополнительного образования стали выходить на всероссийский и международный уровни проектной деятельности. И сейчас мы вполне уверены, что образовательные учреждения смогут грамотно и четко представлять свою работу на конкурсах любого уровня. Подтверждением тому стал и национальный проект «Образование». Больше половины тех команд, которые участвовали в нашем проекте, стали победителями и получили или президентский грант в миллион рублей, или наш республиканский в двести тысяч.

К сведению

Из «Концепции модернизации российского образования до 2010 года»: «...стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями».

Глоссарий

Попечительский совет - негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе физических и юридических лиц, заинтересованных в реализации образовательных потребностей на основе развития образования и конкретного образовательного учреждения.

Совет общеобразовательной школы - коллегиальный орган управления школы, реализующий принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием. Состав совета формируется с использованием процедур избрания, после чего наступает время кооптации, то есть введение в совет новых членов без проведения выборов. Осуществляется действующим советом путем принятия постановления. Кандидатуры на включение в члены совета путем кооптации также могут быть предложены:

- учредителями школы;

- членами совета;

- родителями (законными представителями) обучающихся;

- обучающимися на ступени среднего (полного) общего образования;

- работниками школы;

- заинтересованными юридическими лицами, в том числе государственными и муниципальными органами, включая органы управления образованием.

Управляющий совет общеобразовательного учреждения - коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определенные уставом школы, по решению вопросов функционирования и развития учреждения.

Ученическое самоуправление школы - самостоятельная деятельность учащихся по решению школьных вопросов исходя из своих интересов, а также моральных принципов и культурных ценностей общества.

Чебоксары