Что это такое?

Учитель хочет иметь дело с послушным и, мало того, еще и с умным учеником и вести учебный процесс, опираясь на личную власть. «Послушный», если вникнуть в смысл слова, значит «пассивный», четко выполняющий инструкции ребенок. Вряд ли в нашем обществе он будет чувствовать себя комфортно. Работа, нацеленная на процесс, а не на цель, не приносит удовлетворения и ведет к профессиональному выгоранию. Педагог должен уметь поставить цель перед собой и перед учениками, то есть четко определить, что должно быть в результате той или иной деятельности, и научить детей самих определять, насколько хорошо усвоен материал или выполнена работа, ведь цель урока не будет иметь смысла, если она не станет целью ученика. Стереотип, что только учитель имеет право оценивать, не учит ребенка самостоятельно оценивать свои знания.

Итак, учитель, взаимодействуя с учеником, может пойти двумя путями: опираясь на правила и законы, воспитывать свободную и ответственную личность; опираясь на власть, воспитывать послушного ученика. Надо понимать, что эти два пути приведут к воспитанию абсолютно противоположных качеств.

При воспитании послушного ученика для учителя главное - любить ребенка и делать его таким, каким сам педагог хочет его видеть. Такой учитель руководствуется только собственным здравым смыслом. Он ориентирован преимущественно на учебную программу и учебники. Часто он сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом. Его оценка основана на собственном впечатлении и очень часто используется для контроля поведения.

При воспитании свободной и ответственной личности для учителя главное уважать ребенка и ориентироваться на потребности его развития. Он руководствуется уставом школы, выработанным на основе определенных правил и процедур, предупреждает ребенка о знании этих правил и последствиях (в случае невыполнения), позволяя ребенку самому сделать свой выбор. Ориентируясь на интересы учеников, учитель варьирует способы подачи материалов учебной программы. Повышая самооценку детей, сравнивает их успехи только с их же прошлыми успехами. При итоговом оценивании учеников пользуется четкими критериями, на которые не может повлиять личное мнение учителя.

Для того чтобы у ребенка сформировалась адекватная самооценка, его необходимо научить осознавать свои чувства и контролировать их, оценивать свое поведение. Нельзя просто запрещать и блокировать действия детей, а нужно предложить позитивный вариант, обсудить с ним правила, определяющие «границы поведения», и доброжелательно объяснить необходимость соблюдения этих правил. Кем создаются правила внутреннего распорядка в учебном заведении? Под руководством взрослых совместно с детьми. Обратите внимание: нельзя устанавливать невыполнимые правила или такие, выполнение которых невозможно контролировать. Особое внимание требуется уделить санкциям. Таким образом, дети осознано принимают решения о своих действиях. Правила прописываются для всех участников образовательного процесса. Закон един для всех. Если опаздывать нельзя, то это нельзя никому - ни детям, ни взрослым.

Для продуктивной работы педагогического коллектива очень важно, чтобы педагоги транслировали правила одинаково и требования к детям, педагогам, родителям и другим участникам педагогического процесса всегда были едиными. Ученики должны быть уверены в том, что будут предприняты быстрые, ясные, последовательные действия, не допускающие превращения мелких конфликтов в более крупные.

Активная просветительская работа с родителями помогает поддерживать единый стиль в воспитательном воздействии на ребенка, лучше понимать трудности и своевременно помогать их преодолевать.

Сергей МИХИН,директор центра образования №118, кандидат педагогических наук, Москва