Без мышей

А еще с ребятами поговорить. Без взрослых. Если в школе скучно или плохо - промолчат, промычат, насупятся. И не будут так яростно отстаивать право на гордость. Старшеклассник улыбается:

- Мы гимназия, мы гимназисты. Я этим горжусь!

- 22-я гимназия везде первая: и в учебе, и в спорте, и в творчестве. В городе у нее очень большой авторитет. И даже в университетах. Многие поступают в вузы после 11-го класса.

- Отношения между учителями и учениками отличные. Нет предвзятости учителей. И со стороны ребят нет таких гадостей, как в некоторых школах, - мышей подсовывают преподавателям... Мы такого не делаем. С учителями общаемся, как с друзьями.

Старшеклассники участвуют в самоуправлении, и то, что для них это не игра, я понимаю сразу.

Спрашиваю:

- У вас, кажется, какое-то самоуправление школьное?

- И не «какое-то»! Школьная республика. Мы только начинаем, находимся в эксперименте. Пытаемся создать конституцию. Ученики и актив посчитали, что раз республика, надо ввести конституцию. Президент есть.

Обращаюсь к президенту:

- Какие у вас обязанности?

- Управлять. У меня есть кабинет министров и парламент. Кабинет министров - исполнительная власть, а парламент - законодательная. В парламент автоматически включаются старосты 5-11-х классов. А кабинет министров избирался параллельно с президентом. Мои министры - науки, спорта, культуры, труда. Еще есть пресс-центр и шефы - благотворительностью занимаются.

Допускаю провокацию:

- Зачем вам нужна республика?

- Мы же должны каким-то образом выходить во взрослую жизнь. Должны быть готовы к тому, что будем участвовать в политической, культурной жизни нашей страны.

А кто-то из гимназистов добавил, окончательно сразив меня мудростью:

- Любое государство стремится стать правовым. Вводя в школе самоуправление, мы развиваем наше государство.

Наконец я спрашиваю о том, что меня больше всего интересует в 22-й гимназии. В этой школе - не поверите! - работают 16 участников конкурса «Учитель года» городского, областного, всероссийского уровней. Вот интересно, влияет ли сей факт на школьную жизнь с точки зрения учеников?

- Конечно, влияет! Если человек становится учителем года, у него какие-то педагогические навыки лучше, чем у другого учителя. С ним легче учиться. И интереснее. Он умеет заинтересовать в своем предмете. Правильно задания распределить. И появятся знания.

- На мой взгляд, у нас каждого учителя можно смело отправлять на этот конкурс. Каждый умеет преподать свой урок.

- Они - пример для подражания. Они добились каких-то целей. Так и мне надо ставить какие-то цели и добиваться их.

- Но успех - не самоцель. Главное - самореализоваться, понять, что тебе нужно и кто ты есть.

Судьбы

Ребята даже не подозревают, как точно они описали миссию учителей года, какой яркий дали портрет участника конкурсного движение! Остается только привести примеры... Для начала о человеке, мимо которого конкурс никак не мог пройти. Нынешняя директор 22-й гимназии, Светлана Анатольевна Шляхова, всегда жила школой, классом, учениками. Сына-менеджера и дочь - студентку Белгородского университета Светлана Анатольевна честно предупреждает: «Дети, я буду плохой бабушкой, потому что у меня на первом месте работа, на втором работа и на третьем работа». Сегодня директор стала такой, какой мечтала быть в 17 лет, придя молодым учителем биологии и химии в сельскую школу, где все коллеги были намного старше, бережно опекали новенькую и дали на всю жизнь пример отношения к профессии. «Может быть, только благодаря этой школе я осталась в образовании».

Верность образованию для Светланы Анатольевны - это верность 22-й гимназии. Она пришла туда работать в 1987 году, когда школа еще была новостройкой. Не случайно пришла, ведь это здание вместе с первым директором начинал строить... муж Светланы Шляховой Владимир. Судьба! Потом Светлана проработала здесь 16 лет под руководством другого директора, крепкого, строгого хозяина, умевшего видеть таланты в подчиненных. После участия во всероссийском финале, которое выпало Светлане Анатольевне в 1998 году, он сделал ее завучем, а когда Геннадия Николаевича повысили, взяли в аппарат губернатора, уходя, он предложил Шляховой занять его место. Первый год Светлана Анатольевна больше всего боялась, что скажут: «Получила портфель - загордилась, а ведь начинала обычным учителем...» Никто не сказал, потому что Светлана Шляхова обладает особым даром - оставаться вне зависимости от должности собой. За четыре года директорства Шляхова так и не вывесила на дверях часы приема. «А зачем, если я здесь день и ночь? Еще мои учителя будут ко мне записываться...». К Светлане Анатольевне идут за помощью и просто «поплакаться в жилетку», знают - она никогда не оттолкнет человека. Конкурс - братство, и школа - братство. Шляхова не боится брать в штат людей, прошедших через состязание «Учитель года». Как услышит, что где-то учитель года без работы остался - спешит пригласить к себе.

И стиль руководства сложился, я просто убеждена, под воздействием конкурса, где порой души натянуты, как струны, готовые лопнуть в любую минуту, где обида ходит рядом с радостью. «Я не скуплюсь на похвалу. Если человека есть за что хвалить, значит, об этом должен знать весь коллектив». Двухпроцентный директорский фонд не распределяется каждому по копейке, премию получают только те, кто заслуживает. Потому и желающих получить поощрение с каждым годом всех больше, сами ищут в интернете конкурсы, придумывают проекты...

Для Ирины Кирилловой стены 22-й гимназии родные с юности. Когда-то на третьем этаже школы располагалось педучилище, и его Ирина закончила в свое время. А потом попала учителем начальных классов в гимназию. Ирина участвовала в «Учителе года» дважды. В 1998 году и в 2004-м. Второй раз покорила область и поехала на всероссийский финал. Очень достойно выступила, и неудивительно, ведь Ирина Юрьевна не просто преподает в начальной школе, но участвует в эксперименте гимназии по внедрению инновационной развивающей технологии обучения русскому языку доцента Юлии Александровны Поташкиной. Идея эксперимента такова: в начальной школе дети проходят программу русского языка за всю среднюю школу, а дальше повторяют и закрепляют. Естественно, темы подаются в соответствии с возрастом. Ребятам жутко интересно, они на уроке просто взлетают над партами с просьбой: «Спросите меня!». Работой Ирины Юрьевны можно любоваться часами. Идеальный педагогический стиль в работе с малышами - мягкость и умение вовремя остановить неизбежную болтовню, вернуть детей к теме. Ирина каждый раз очень точно находит нужный образ, способ объяснить термин. Я наблюдала, как Кириллова объясняла первоклассникам понятие «вводные слова».

Учитель: Сегодня я вам принесла фотографию своей кошки. Послушайте, что она сделала. Я собрала клубнику и, когда хотела ее съесть, я обнаружила, что кошка ее съела и не оставила ни одной клубнички. И я осталась ни с чем.

Есть такое предложение: «Кошка, к изумлению, съела всю клубнику».

В этом предложении есть такое слово, которое сюда попало случайно. Какое слово не относится ни к кошке, ни к клубнике?

Дети: К изумлению.

Учитель: Это кошка изумилась, что она съела клубнику? Клубника изумилась? (Ребята смеются). Конечно, Ирина Юрьевна пришла и изумилась. Но меня же в этом предложении нет. Такие слова называются «чужаками». Они только чувства мои показали.

Первые «поташкинцы» уже пошли в десятый класс, и даже там они работают по экспериментальной технологии, в рамках элективного курса. А Ирина Кириллова в прошлом году получила президентские сто тысяч...

Соленые огурцы

22-я гимназия - кузница кадров не только для конкурса «Учитель года», но и для всего образования области, да и не только образования... Из нее вышли пять директоров белгородских школ, четыре завуча, четыре преподавателя регионального института повышения квалификации. Берут педагогов в областное управление образования, в аппарат администрации области, к самому губернатору. Текучка кадров по «неуважительной» причине - нулевая. «Секрет» объясняет Валерия Дубинина, работавшая в гимназии завучем и ушедшая на повышение - директором городского научно-методического информационного центра: «Очень важно - создавать условия для успеха, чтобы каждый мог реализоваться в чем бы то ни было, даже за пределами образовательного учреждения. Во внешкольной работе, например». Учителей года здесь не клонируют и не штампуют. Участнику педагогического состязания просто создают условия, помогают раскрыться и преподнести себя. «Когда я пришла сюда завучем по научно-методической работе, - вспоминает Валерия Вячеславовна, - в конкурсах наши педагоги не участвовали. Однако чувствовался большой потенциал. Надо было раскрыть людей, заставить их работать не только на себя. Хотелось, чтобы учителя почувствовали вкус к науке, в том числе к педагогике и методике. Создали систему открытых уроков. Затем пошли на городской конкурс «Учитель года». К нему помогала готовиться команда творческих педагогов. В тех коллективах, где командная технология подготовки к конкурсу существует, результат налицо».

Представьте себе, в каком восторге от коллег и обстановки в гимназии была пришедшая сюда в 2004 году победительница регионального конкурса из Республики Марий Эл Юлия Пинаева! На всероссийском финале Юля не стала лауреатом, но ее французский пришелся по душе членам жюри, даже божественной Екатерине Филипповой, учителю года России-1996. Сама Юля точно никогда о поездке в Москву на всероссийский конкурс не жалела. Ведь там она встретила друзей и свою судьбу - учителя... 22-й белгородской гимназии. То есть на момент участия в конкурсе Андрей Тихов был преподавателем Яблоновской средней школы, а потом место работы сменил. Не потому что в 22-й работает много учителей года, Андрей их сначала не считал, просто хорошие друзья позвали. Юля, в отличие от Андрея, друзей нашла уже после оформления на работу: «Светлана Анатольевна меня представила на августовском совещании. Я вошла и увидела, что все серьезные, опытные. Страшновато стало. Потом оказалось, что все они дружелюбные, мобильные, подвижные. Такой коллектив!». Юлия работает завучем, и ей легко дать оценку педколлективу, особенно его ядру, учителям года: «Амбициозные, но всегда открытые, альтруисты. Если надо коллеге помочь, они все бросят. И власть их не портит...».

Послеконкурсная жизнь Андрея Николаевича Тихова полна до отказа. Он не только преподает в 22-й гимназии, но и ведет курсы для старшеклассников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, трудится старшим преподавателем в региональном институте повышения квалификации и еще успевает модерировать «ветку» на форуме всероссийского интернет-педсовета. Кстати, именно там, на педсовете, у нас как-то зашел спор, может ли быть эффективной школа, где в педколлективе сплошь участники конкурса «Учитель года». Мы продолжаем этот разговор в общежитии, где живут Андрей и Юля.

Андрей: Минус будет заключаться в оппозиции учителей. В нашей школе этого минуса нет, потому что каждый занимается своим делом. Светлана Анатольевна Шляхова - организатор, Юля Пинаева работяга, как и Ира Кириллова. Я себя ощущаю генератором идей. Каждый лидер в своем. Эффект будет, если педагоги договорятся.

Мы попытались представить, как бы выглядела школа учителей года.

Андрей: Директором надо назначать министра образования. Зато какое финансирование будет у такой школы! Какие дети будут бороться за право в ней учиться!

Юля: Если огурцы положить в соленую воду, они станут солеными. К таким учителям дети...

Андрей: ...потянутся. Если учитель нестандартный, не такой, как все, необычный. Не просто самый профессиональный.

Нужен эксперимент? Пожалуйста, посмотрите, как работает 22-я гимназия Белгорода. Даже если считать счастливой случайностью, что здесь работают сразу шестнадцать учителей года, совсем не случайно они собрались именно в этой школе.

Белгород