Это русское слово «победа»

С легкой руки Бана Елачича

Мимо Национального хорватского театра прямиком до площади Цветов. Оттуда через Пассаж с витражным куполом к крохотному фуникулеру. Всего несколько мгновений, и «маленькая Вена» - так частенько называют «нижний» Загреб за то, что подобно австрийской столице выстроен в изысканном югендстиле, в настроении немецкого модерна, - остается далеко внизу. Верхним городом правит готика: Кафедральный собор, Ратуша, церковь св. Марка воздевают к небу руки-шпили. И снова вниз. Остается за спиной крохотная часовня, заложенная в честь неопалимого лика Девы Марии, не тронутого огнем во время страшного пожара, поглотившего город несколько столетий назад. Мельком, сквозь витрину, вглядываемся в зеленоватый сумрак одной из старейших в Европе аптек. Сворачиваем к памятнику бесконечно уставшему, растерявшему все свое каноническое высокомерие святому Георгию и финишируем на центральной площади Бана Иосипа Елачича. Бег по пересеченной местности окончен. В это двухчасовое стремительное путешествие участников форума, предварительно разбитых на четырнадцать команд, пустили вовсе не для туристической «галочки». Экскурсия - часть большого творческого интерактивного проекта. План таков: сначала учителя слушают лекцию-ликбез - чем хорошая фотография отличается от плохой, каков секрет удачного кадра, как остановить мгновение, обрамив впечатление светом и тенью. Затем во время «марш-броска» по городу нужно сделать как можно больше снимков и постараться запомнить все, о чем говорит гид. Потому что на следующий день каждая команда получит тему, связанную с одной из главных достопримечательностей Загреба. И должна будет при помощи фотографий, музыки, компьютерной программы Microsoft Photo Story и, конечно же, безграничной фантазии и непомерной креативности сочинить собственную легенду о хорватской столице. Пять команд-победительниц будут объявлены в последний вечер на заключительном гала-ужине, а их работы любой желающий сможет увидеть в интернете. Задача такого «внеконкурсного конкурса» - поближе познакомить учителей из разных стран, заставить их раскрыться в практически экстремальных условиях, проверить, насколько на самом деле стремительна их мысль, новы и небанальны взгляды, как быстро те, кто называет себя новаторами, умеют сходиться с людьми и работать в команде. Одним словом, выяснить, способны ли сами учителя на то, чему пытаются учить детей. С технической точки зрения игра несложна и может проводиться где угодно. Все, что нужно, - цифровой фотоаппарат да компьютер. Самое сложное, как показала практика, организовать участников: учителя, привыкшие быть лидерами-дирижерами, не могут взять в толк, что значит быть простым музыкантом. Сразу скажу, наша команда №11 в число призеров, увы, не попала. Проникновенный рассказ про Бана Иосипа Елачича, австрийского графа и генерала, в середине XIX столетия внезапно вставшего во главе хорватской борьбы за независимость, не произвел на жюри должного впечатления. Ну и бог с ним. Главное, что благодаря этому самому Бану, можно сказать, с его благословения и легкой руки, все перезнакомились, решив и впредь общаться - профессионально и дружески. Вот Константин, учитель информатики из Греции, большой знаток истории Второй мировой войны, с ходу вспоминающий, сколько танков и самолетов участвовало в Сталинградской битве, всех приглашает к себе в Афины. Ранней весной в Загребе дождливо, Константин все время зябко ежится и уверяет, что лучшей страны, чем Греция, на земле нет: во-первых, там всегда тепло, во-вторых, учитель - самый уважаемый человек. Каспер Багнкоп, совсем молодой парень, преподает физкультуру, географию и математику в маленьком местечке Скаген на севере Дании. Рассказывает о том, что даже на его, казалось бы, такой благополучной родине учителей не хватает - работа эта не слишком престижна, платят за нее не так чтобы уж очень много. Во всяком случае, преподаватели постоянно выступают с требованиями повысить им жалованье. Зато с техническим обеспечением школ проблем нет, на это средств не жалеют. Вот и сейчас вместо нескольких маленьких школ в Скагене строят одну большую, начиненную техникой «под самую крышу». Йоннеке из Голландии. Работает в детском саду. Привезла на форум свой проект, в котором наглядно показала, как при помощи цифровой фотографии можно развивать речь и чувства совсем еще крошечных детей. Снежанна преподает английский язык в Софии. Судя по ее рассказам, система образования Болгарии нынче переживает те же проблемы и сложности, что и наша, российская: бурные реформы, крах старых идеалов, судорожные попытки обнаружить среди обломков новые ценности и финансовая нестабильность. Снежанна, судя по всему, учитель старой закалки. Современность, безусловно, манит ее своими неограниченными возможностями, но в то же время минувшие годы не отпускают - в прошлом, говорит, было больше цельности, стержень был. А еще переживает, что ни один ученик не хочет идти по ее стопам: к сожалению, слова «учитель» и «неудачник» в Болгарии - синонимы.

Русскую воду распробовали не все

В V Европейском форуме учителей-новаторов приняли участие 62 проекта из двадцати пяти стран Старого Света. Бывший Советский Союз, помимо России, представляли три прибалтийские республики, а также Украина и дебютировавший в этом году Казахстан. На «разведку» приехала делегация Армении. Выяснив все требования и условия, увидев, сколь неформально и в то же время с какой практической пользой все устроено, армянские педагоги восхитились и решили, что в будущем году непременно примут участие в VI Европейском форуме в Вене. Учителя везли в Загреб презентации тех проектов, что уже осуществили или продолжают разрабатывать в своих школах, работы, где знания по тому или иному предмету тесно переплетаются с IT-технологиями. Каждый гость и участник форума в течение двух дней может подойти к любому стенду и задать его хозяину сколь угодно много уточняющих вопросов. При этом сам автор проекта никогда не знает, кто перед ним - просто любознательный коллега или член международного жюри. Естественно, проекты между судьями распределяются так, что в их оценочные листы не попадают участники из их собственных стран. На этот раз российские судьи - Мария Гончар из Министерства образования и науки РФ и Сергей Христочевский, заведующий лабораторией Института проблем информатики РАН, - оценивали представителей хозяйки-Хорватии, Великобритании, Бельгии, Польши, а единственный российский проект судили, в частности, греки. Помимо официальных наград в трех номинациях на форуме вручался еще и приз зрительских симпатий. Победитель определялся по тем же правилам, что и на песенном конкурсе «Евровидение», когда каждая страна отдает свой голос за трех понравившихся ей артистов.

Даже беглого взгляда на экспозицию было достаточно, чтобы понять: школьная Европа нынче «болеет» не столько серьезной наукой, сколько решением при помощи современных компьютерных технологий всевозможных социальных и эмоциональных проблем. Знание вторично, на первом месте развитие. Чтобы поладить с миром, его надо максимально упростить. Вот почему столько проектов посвящено коррекционной педагогике. И вот почему столько проектов, посвященных коррекционной педагогике, оказались в числе победителей. Французы изобрели компьютерную программу-тренажер, помогающую детям, страдающим дислексией, болезнью века, бичом современной Европы. Результат - первое место в номинации «Сотрудничество». Потрясающее пособие в программе PowerPoint создал хорватский учитель Антун Зупанц. С ее помощью дети, страдающие ДЦП и синдромом Дауна, учатся различать цвета и даже фигуры, развивают логику, координацию движений и мелкую моторику, что впоследствии помогает им научиться и читать, и писать. Система терпелива и хвалит ученика, вдохновляет его на подвиг, даже если он в тысячный раз ошибается. Ровно столько же терпения и в ее авторе, уже много лет работающем в коррекционной школе в деревне Крапинске Топлице, где на его попечении 60 больных детей от 6 до 16 лет. У Антуна - первое место в номинации «Содержание» и второе - в конкурсе зрительских симпатий. Любопытный проект привезли голландцы: мультимедийный словарь, объясняющий людям старшего возраста, бабушкам и дедушкам, особенности компьютерного сленга. Трогательная презентация ждала гостей на одном из многочисленных английских стендов: молодая учительница следит за эмоциональным состоянием и настроением своих учеников при помощи смайликов программы ICQ. В течение дня ребята присылают ей сообщения со своих домашних компьютеров, комментируя свое психологическое состояние программными рожицами. И педагог всегда в курсе, что беспокоит ребенка, что вызывает у него радость, а что, напротив, тревогу. И все же, отбросив всякую предвзятость и дух патриотической солидарности, скажу: проекта глубже, серьезнее, масштабнее и умнее, чем тот, что был представлен Ольгой Демидовой, российским учителем химии из иркутской гимназии №44, на форуме не было. Ольга Эдуардовна вместе со своими учениками 9-11-х классов провела всесторонний анализ воды в реках Ангара и Ушаковка. В то же время ее коллеги по сетевому проекту из Бурятии и Белгородской области изучали воду в своих регионах. Результаты - химический состав, свойства, экологическое состояние, предлагаемые меры по очистке - были занесены на специальную электронную карту. С работой «Везде ли вода одинакова?» Ольга выиграла Всероссийский конкурс творческих учителей, который Microsoft проводит на портале www.it-n.ru, и получила возможность поехать в Загреб. Более того, ее проект продолжается, уже сейчас к нему хотят присоединиться Москва, Мурманск, Красноярск, Хабаровск, а там, глядишь, и международные партнеры подтянутся. К сожалению, пока ее проект не был оценен так, как он того заслуживал. Гостей российского стенда потрясали масштабы идеи, но в то же время пугала его научность. «Мы не можем перенять его, - вздыхали они. - Это не школьный уровень. Это целое лабораторное исследование. Наши дети такое не потянут».

Но Ольга все равно возвращалась домой победителем. Что такое места и призы по сравнению с опытом? За те несколько дней, когда ей пришлось ежеминутно представлять свой проект, она и сама взглянула на него новыми глазами. Поняла, что в нем надо доработать, а что - развивать дальше. Теперь ей очень хочется, чтобы к ее «водяной карте» присоединилась Швеция - единственная страна, поставившая России высший балл на этом педагогическом «Евровидении».

Фото автора

Москва - Загреб - Москва

  • Антун ЗУПАНЦ при помощи компьютера учит детей-инвалидов читать, писать и жить

  • Ольга ДЕМИДОВА: русские не сдаются!