От школы подрастающей шпаны - к национальному проекту «Образование»

«Каждая школа должна иметь свое лицо и гордиться этим лицом». Любой, кто когда-либо заканчивал педвуз, помнит, что эти слова принадлежат Антону Семеновичу Макаренко, который внес значительный вклад и в педагогическую науку, и в дело развития в правильном направлении государственной системы образования и воспитания.

Но отчего вдруг о Макаренко? Да потому, что есть в Москве школа, которая несет на своем знамени из XX в XXI век имя этого, уже ставшего легендой человека. Почему так случилось?

В 1967 году на Бескудниковском бульваре построили новую школу. Когда встал вопрос о ее номере, почему-то решили дать ей не очередной, по порядку - как обычно это делалось, - а номер старой, уже не существующей школы на улице Обуха, что в центре столицы, - №656.

«Каждая школа должна иметь свое лицо...». Довольно скоро «свое лицо» появилось и у нашей школы. В застроенном безрадостными пятиэтажками Бескудникове, отдаленном от центра столицы и ее культурных учреждений на расстояние в 15-20 автобусных остановок, местом взаимопритяжения детей и подростков, конечно же, была школа. Там они общались, учились. И не только у учителей. И не только на хороших примерах. ШПШ - так по первым буквам номера стали называть новую школу - в народе быстро расшифровали как Школа Подрастающей Шпаны.

Когда из школы сбежал третий директор, в районном отделе народного образования схватились за голову, ибо кандидатур уже не оставалось.

Мне тогда было 28 лет, я работала заместителем директора по воспитательной работе в одной из школ района. Именно мне и предложили стать директором ШПШ. И хотя на такую должность требовался жесткий человек с твердым характером, я решила: «Возьмусь».

Но я пошла в эту школу, как говорят, исключительно «по молодости». Не посмотрела на то, что дети курят и сквернословят уже в вестибюле, на то, что слава о ШПШ идет по всему району. И как бы ни ругали сегодня советскую власть, если бы не исполком, если бы не райком партии!.. Только будучи совсем наивной, можно было пойти к первому (!) секретарю райкома и убеждать его, что все, что говорил о воспитании Макаренко, и сегодня весьма актуально. А я пошла, и меня выслушали. Нас - меня и моего заместителя - там звали девочками и поддерживали, чем могли.

Сначала не получалось. Даже с учителями. Я пишу приказ - его никто не выполняет. Никто!

Идеи Макаренко - сегодня

Тогда, в 1976-м, многие родители забирали своих детей из школы. Но увидев в моем кабинете лозунг «Кто не хочет работать - ищет причины, кто хочет работать - ищет средства» и мой решительный вид, оставались, поверив мне, что все будет по-другому. В помощники же я выбрала труды великого педагога А.С. Макаренко.

Его идея о равноценности обучения и воспитания охватывала не только школу, но и дом, и улицу. Что бы сделал на месте директора Макаренко? Наверное, взял карту дворов, где живут учащиеся, создал бригады, назначил бригадиров, прикрепил родителей, поощрял бы активность, и дело бы пошло. Так решила построить работу и я.

Незабываемый 1989-й

Еще одна макаренковская идея - о необходимости перспективы: дальней, средней и близкой - прижилась в школе накрепко. Если говорить о дальней, это ежегодные праздники в честь дня рождения Макаренко. Подготовка к ним шла основательно, а в самый день торжества лучшие из лучших награждались значком Макаренко: на равных - ученики и учителя, и родители. Причем это отнюдь не считалось игрой, и значки не были «памятными». Достаточно сказать, что если ученик выпускного класса «шел на медаль», но значка не имел, то с мечтой о медали он мог смело распрощаться.

1989 год, когда отмечалось столетие со дня рождения Антона Семеновича, ЮНЕСКО объявило Годом Макаренко. Праздник по случаю юбилея в школе №656 был грандиозным. Более ста бывших колонистов, воспитанников А.С. Макаренко, присутствовали на школьных торжествах. Именно тогда и присвоили бывшей Школе Подрастающей Шпаны имя этого замечательного педагога и воспитателя. Таким образом, она окончательно приобрела свое собственное лицо, которым (вспомним слова Антона Семеновича) уже можно было гордиться.

Но и это еще не все. Так удивительно распорядилась судьба, что именно в эти памятные времена (а немного раньше, когда гордиться было нечем) произошло событие, которое придало лицу школы особую неповторимость.

Случилось так, что неподалеку от школы был яблоневый сад. Когда ребята узнали, что его будут вырубать, написали возмущенное письмо в «Комсомольскую правду». Письмо опубликовали. И на него вдруг откликнулись бывшие ученики давно не существующей школы по улице Обуха, 4 и попросили о встрече. Выяснилось, что школа на Обуха (напомним - №656) открылась еще до войны - в 1937 году и была прославлена многими замечательными делами и традициями, которые бывшие ее ученики, давно ставшие взрослыми, тем не менее помнили и хотели зафиксировать в истории. Потому было решено создать совместный музей двух школ, что и было сделано. Музей получился замечательный!

Город и дети

...А жизнь в стране между тем стала меняться. Да так бурно, что на поворотах не удерживались те, кто не обладал железной хваткой. Как говорят в Китае, хуже нет, чем жить в эпоху перемен. Нашим детям пришлось жить в такое время.

Столица придвинулась к когда-то отдаленному своему району Бескудниково вместе со всеми своими соблазнами. К сожалению, не столько библиотеки и музеи, театры и галереи, до которых раньше было не добраться, сколько яркая роскошь центра с его многочисленными развлекательными учреждениями. А тут еще развязный тинэйджер с телеэкрана призывает «оттянуться со вкусом», журналы советуют то же и возбуждают воображение откровенными картинками и текстами.

Как противостоять этому? Что в такой ситуации, когда можно все (были бы деньги), предпринял бы Макаренко?.. Каким должно быть воспитание в условиях старательно размываемых нравственных границ?

И здесь помогала опора на человеческие ценности, на идеи Макаренко. Его идеи мы заложили в кодекс прав и обязанностей школьника. Это касается курения, наркотиков, ранних сексуальных отношений: у нас ведется массированная профилактическая работа. Учеба, спорт, активная общественная деятельность совместно с учителями отвлекают подростка от «улицы», от нежелательных мыслей. Ему просто некогда. Создававшийся в течение многих лет коллектив, когда учителя и ученики выступают партнерами в творческих делах и в решении школьных проблем, держит каждого ребенка «на плаву», какие бы сложности в связи с перестройкой в стране, в его семье ни возникли.

Урок на завтра

Когда ШПШ исполнилось 40 лет и предполагался большой праздник, педагогический коллектив решил подвести итоги. Многим учителям за прошедшие годы присвоены высшие и первые категории, 19 учителей имеют звание «Отличник народного просвещения»; в школе - восемь заслуженных учителей Российской Федерации. Результат их труда налицо: 98 процентов учеников поступают в высшие учебные заведения.

Знаете, как проходит в школе №656 День учителя? За партами взрослые - все, кто работает в школе, а уроки ведут ученики. Почему бы не поменяться местами: одним - вспомнить детство, а другим - представить свое взрослое будущее?! Если это игра, то с очень дальним прицелом (или, по Макаренко, - на дальнюю перспективу). Кто-нибудь из детей почувствует, какая это необыкновенная профессия - учитель и как это здорово учительствовать здесь, в родной школе, где все так знакомо и близко душе.

В настоящее время восемнадцать педагогов - бывшие учащиеся школы.

Послесловие

Вся моя жизнь - сплошной педсовет: родители, брат - педагоги. А рядом с ними - бесконечные разговоры о школе. Школа - в доме и дом - в школе. Такая судьба. И счастливая, и нелегкая. Сколько раз, как король в сказке, я готова была сбросить воображаемую корону и сказать: «Ухожу, ухожу». Не ушла.

В. НИКОЛАЕВА,

заслуженный учитель РФ, директор школы №656 им. А.С. Макаренко

Пароль успеха: внимание

к человеку

Антон Семенович Макаренко говорил, что ребенок - существо целостное и воздействовать на него необходимо целостно. Исходя из этого, в учебной и воспитательной деятельности мы опираемся не на сиюминутные потребности рыночной экономики, а на вечные общечеловеческие ценности. Не отрываемся и от реальности нашей жизни. Отказ от воспитательной работы - это сдача детей на откуп подвалу, массовой культуре, наркомании, алкоголю, это «полет» в бездну. Сейчас, как никогда, актуальны идеи и наработки Антона Макаренко.

В нашей школе эти идеи заложены в концепцию воспитательной работы. Вся система воспитания ориентирует на создание ситуации «завтрашней радости», на добрый, деловой, мажорный стиль в коллективе, на развитие самоуправления и самостоятельности, на формирование дисциплины. «Дисциплина в коллективе - это полная защищенность, полная уверенность в своем праве, путях, возможностях именно для каждой отдельной личности», - считал Макаренко. Его идеи мы заложили в кодекс прав и обязанностей школьника. Большое внимание уделяем разновозрастным связям. Психологи утверждают, что старшеклассникам это дает чувство ответственности, а младшим - образец для подражания.

Многие годы нашей повседневной заботой было создание единого коллектива учителей и учащихся. В школе не два коллектива: детский и педагогический, а единый коллектив. Антон Семенович писал: «Невозможно правильное воспитание без могучего уважающего свое достоинство коллектива». Такой коллектив создавался у нас многие годы в разнообразных творческих делах, когда учителя и учащиеся выступали партнерами. Опыт доказывает, что в совместных делах успешно формируется тот микроклимат, который Макаренко называл духом школы.

Культивирование традиций, пути и формы передачи их из поколения в поколение раскрываются в работе музея «История школы». И здесь мы следуем идеям Макаренко: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Школа, в которой нет традиции, конечно, не может быть хорошей школой». Но для того чтобы традиция не умерла, ее нужно постоянно наполнять новым содержанием, создавать условия для работы коллектива в творческом режиме.

Мы бережно относимся к совету Макаренко о том, что «каждая школа должна иметь свое лицо и гордиться этим лицом».

Созданная программа воспитательной работы, основываясь на идеях А.С. Макаренко, отражает современный подход в образовании, имеет индивидуально-личностную ориентацию на развитие школьников, содержит новизну в отборе форм работы с учащимися, родителями и специалистами. В ее основе была положена идея взаимообусловленности влияний воспитания и среды, которые вызывают определенные изменения в каждый момент в личности ребенка.

В современном российском обществе существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, деятельность средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, тенденции воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей.

Наша программа направлена на повышение статуса воспитания в русле образовательного процесса школы, обновление воспитательного процесса на основе школьных традиций и современного опыта, обеспечение целостности и разнообразия воспитательного пространства, укрепление механизма воспитания. Кроме того, она определяет меры, связанные с развитием воспитательной системы школы, ориентирует на обновление содержания, структуры воспитания, обеспечение интегрированности воспитательного процесса с учетом различных воспитательных коллективов школы, механизмов воспитания и его приоритетов с учетом специфики школы.

Взяв в основу воспитательной системы школы идеи Макаренко, трансформировав их с учетом специфики современной массовой школы, педагогический коллектив в центр своей деятельности поставил ребенка и направляет все усилия во имя его развития и счастья. В идеале нам видится личность, ядро которой - истинная интеллигентность: обостренное чувство справедливости, приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, общечеловеческим ценностям, следование велению совести, личная порядочность, скромность, доброта, трудолюбие, воспитание любви к семье, школе, Родине. Одним словом - школа берет на себя функции воспитания человека.

Избирая те или иные формы работы с детьми, мы выдвигаем идею о связи перспективы и традиции; реализуемая перспектива закрепляется в традициях, а сложившаяся традиция требует новой перспективы. Иными словами, есть у нашего коллектива дела, производимые из года в год, ставшие традициями. Это праздник «За честь школы», сборы содружеств, неделя малышей, новогоднее шоу-спектакль, День учителя. И каждый раз проводится «мозговой штурм», придумывается что-то новое, оригинальное, чего не было ранее. Форма остается, но пополняется новым содержанием. Без постоянного обновления не может жить ни один коллектив. Именно поэтому у нас появляются новые дела, рожденные временем. Один раз в месяц проводятся коллективные творческие дела. Эти ключевые дела лежат в основе календарного плана школы, который в свою очередь конкретизируется в планах воспитательной работы классных руководителей, воспитателей, кружководов, руководителей секций, объединений.

При организации разносторонней деятельности раздвигаются границы школы и устанавливается тесная творческая связь с различными организациями и учреждениями микрорайона, округа, города.

К счастью, у нас есть надежные помощники и единомышленники:

Вместе мы можем многое.

Н. КАЗАЕВА,

заслуженный учитель РФ, заместитель директора школы

№656 им. А.С. Макаренко

Цели ставим сами

В настоящее время, когда существуют различные типы школ, возникла объективная необходимость создания многовариативных программ воспитания школьников. Идея резкого усиления воспитательной функции школы еще не скоро овладеет общественным сознанием, поэтому идеологию воспитания сегодня надо формировать снизу - от ребенка, от семьи, от школы. Это ставит в совершенно иное, чем прежде, положение педколлектив школы, поскольку сложнейшую проблему целеполагания мы должны решать сами.

Наблюдения последних лет позволяют утверждать, что наряду с традиционными и уже устоявшимися функциями воспитательной системы школы (развивающая, регулирующая, интегрирующая) появились некоторые новые, вызванные объективными реалиями нашей жизни. Например, функция корректировки, направленная на социализацию личности ребенка, на упорядочение влияния среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, выработанными и принятыми всеми членами нашего коллектива.

Главной целью воспитания школьника мы видим свободное развитие личности детей для счастливой и полноценной жизни, создание условий для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребенка. Эта цель основана на следующих принципах: безусловная вера в добрые начала, заложенные в природу каждого ребенка; глубокое знание и понимание физических и духовных потребностей детей; отсутствие давления на волю ребенка, запрет на традиционные формы дисциплинирования и авторитаризма; гармоническое сочетание умственного воспитания с воспитанием чувств; целенаправленное формирование гуманистических общечеловеческих ценностей; игра как потребность развития детского организма, как обязательное условие организации всех видов деятельности.

Организовать взаимодействие, которое обладало бы максимальным воспитательным потенциалом, реализовать на практике идеи Макаренко позволяют такие воспитательные задачи, как:

- Создание единого воспитательного коллектива детей и взрослых. Для педагогов коллектив - одна из целей их деятельности, объект заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив - это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для самореализации личности.

- Развитие школьных традиций. Только традиции способны как воском «склеивать» всех членов школьного сообщества, стать невидимой защитой в случае возникновения непредвиденных конфликтов и чрезвычайных происшествий. В равной степени традиции влияют и на празднование важных для жизни школы дат, событий, и на ежедневный, ежечасный стиль взаимоотношений, принятый в коллективе.

- Использование методики коллективных творческих дел. Широкий спектр различных форм коллективных дел дает возможность каждому попробовать себя в разнообразных видах деятельности. КТД удовлетворяют потребность ребят в новых впечатлениях, в свободном общении, активизируют познавательные интересы, дают возможность самоутвердиться, в том числе и тем, кто не смог этого сделать в учебной деятельности, удовлетворяют важную потребность в творческом самовыражении. КТД выполняют еще одну важную функцию, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность, создают оптимистическую жизнеутверждающую атмосферу.

- Продолжение творческого содружества разновозрастных объединений. Только тот коллектив будет настоящим, в котором старшие ребята заботятся о малышах, организуют для них интересные дела, проявляют внимание. Здесь старшие и младшие, педагоги и учащиеся равноправны. Цель содружества - укрепление коллектива, создание наиболее благоприятных условий для межличностного общения, обогащение жизни эмоционально яркими формами внеурочной работы.

- Определение перспективных линий. Условием становления и развития коллектива становится наличие перспективы коллективной работы («завтрашняя радость»), ожидание приближающейся радости для всего коллектива, когда все его члены участвуют в подготовке общего дела, освещенного радостными совместными переживаниями. Характер перспективы изменяется с развитием коллектива - от зрелищно-развлекательных до общественно значимых дел.

- Укрепление ученического самоуправления. Самоуправление - процесс, находящийся в постоянном развитии, механизм этого развития - передача полномочий педагогического коллектива детскому коллективу. Расширение полномочий учащихся возлагает на них обязанности по организации жизни школы: в планировании воспитательной деятельности необходимо прежде всего то, что они сами предложили, что интересно детям; в поощрении и наказании учащихся, в разрешении возникающих конфликтов.

Чтобы дети не оказались в социальном вакууме, задача взрослых - помочь адаптироваться к новым условиям жизни, поэтому содержанием процесса воспитания мы считаем целенаправленное, организованное взаимодействие школьника с миром: природой, наукой, искусством и, главное, людьми. Содержание деятельности школьников и соотношение видов деятельности изменяется в зависимости от возраста и уровня воспитанности. Процесс воспитания осуществляется через организацию всех видов деятельности: познавательной, трудовой, художественной, спортивной, свободного общения и так далее. Все виды деятельности используются не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии, что создает основу для комплексного подхода к развитию личности ребенка. При организации разносторонней деятельности раздвигаются границы школы и устанавливается тесная творческая связь с различными организациями микрорайона, округа, города.

Л. ГОГИНА, заместитель директора по воспитательной работе