В основе конкурсного движения - создание условий для повышения мотивации к профессиональному росту педагогов. Большое внимание в округе мы уделяем популяризации профессиональных конкурсов, для этого широко используются возможности сайта НМЦ, где размещаются нормативные документы, а также рассказывается о ходе и результатах конкурсных испытаний, в окружных СМИ помещается информация о профессиональных конкурсах, кроме того, традиционно выпускается фильм об окружном этапе конкурсов. Также проводится обязательная видеосъемка всех конкурсных заданий, выполняемых участниками. В округе уже создан видеофонд лучших конкурсных уроков и занятий для трансляции опыта лучших педагогов. Это дает возможность решать спорные вопросы, которые могут возникнуть при оценивании участников, позволяет конкурсантам провести необходимую рефлексию выступлений. В этом учебном году появилась новая форма работы с будущими конкурсантами: мастер-классы «Победители и лауреаты конкурса «Учитель года Москвы» - молодым педагогам», в которых участвовали почти 300 человек, из них 68 - участники конкурса «Учитель года Москвы-2008».

Для оказания практической помощи педагогическим работникам в подготовке к участию в профессиональных конкурсах разных уровней в следующем учебном году мы планируем открыть на базе НМЦ модульные курсы повышения квалификации «Теоретические и практические аспекты подготовки участников профессиональных конкурсов».

Результат всей этой работы - рост числа участников профессиональных конкурсов, что подтверждает стремление педагогов к самореализации и развитию профессиональной компетентности. Если в 2005-2006 учебном году в районном туре конкурса «Учитель года Москвы» участвовали 120 учителей и 68 учебных заведений, в 2006-2007 учебном году - 141 учитель и 91 учебное заведение, то в нынешнем учебном году число участников достигло 198, а количество школ - 111. Растет и количество участвующих в конкурсе муниципальных районов: в позапрошлом учебном году их было 8, в прошлом - 15, а в нынешнем - уже 16. Мы проанализировали количественное соотношение участников первого тура по педагогическому стажу. Педагогический стаж от 3 до 5 лет имели в этом году 10,7% участников, от 5 до 10 лет - 23,3%, от 11 до 20 - 48%, более 20 лет - 18% участников.

Во второй тур окружного этапа конкурса вышли 28 учителей по различным предметным номинациям. При этом мы провели сравнительный анализ того, как представлены различные предметы в три последних года (см. таблицу).

Основной идеей второго тура была тема «Мой предмет в системе школьного образования». Для проведения второго и третьего туров мы сформировали межпредметное окружное жюри постоянного состава, что позволило увидеть конкурсные испытания участников «одними глазами» и обеспечило объективность оценивания конкурсантов. В постоянный состав окружного жюри вошли лучшие директора ОУ округа - заслуженные учителя РФ и бывшие участники конкурса «Учитель года», представители НМЦ. В рамках второго тура мы организовали окружной выездной семинар в Центр дополнительного профессионального образования «Поведники», где для конкурсантов были проведены тренировочно-консультационные мероприятия: творческие конкурсы, мастер-классы, пресс-конференции, тренинги, общение с методистами-предметниками, членами межпредметного жюри, представителями КЭС. Участники прошли два конкурсных испытания второго тура: выполнили импровизационное задание и написали эссе на заданную тему. По графику, составленному окружным оргкомитетом, конкурсанты представили урок в контексте своей педагогической позиции, провели его в незнакомом классе, ответили на вопросы жюри. По результатам второго тура десять участников, набравших наибольшее количество баллов, были объявлены лауреатами окружного этапа, награждены дипломами лауреатов и допущены к третьему туру. Среди десятки - шесть учителей высшей квалификационной категории, три кандидата наук, пять имеют научные публикации.

На третьем туре участники выполняли конкурсные задания, объединенные основной идеей «Учитель - личность и профессионал». Они представили свой опыт работы и защитили свою педагогическую концепцию, ответили на вопросы жюри, провели демонстрационное занятие (уроки, мастер-классы) по проблемным темам, причем в роли учеников выступили тоже конкурсанты - учителя английского языка, физики, литературы, истории, химии, экономики, мировой художественной культуры. Участники третьего тура проявили яркую индивидуальность, баланс творчества и академизма. Трое участников, ставших победителями, поскольку заняли первые места в рейтинговой таблице по итогам третьего тура, были допущены к участию в городском этапе конкурса. Это учитель русского языка и литературы школы №892 кандидат педагогических наук Михаил Макаров, учитель физики и астрономии вечерней (сменной) школы №77 кандидат педагогических наук Родион Макаров, учитель мировой художественной культуры школы №1035 Евгения Мяздрикова.

Стабильно высокая активность педагогов образовательных учреждений, муниципальных районов как в конкурсе «Учитель года», так и в других профессиональных конкурсах обеспечена некоторыми особенностями организации и их проведения. Первая особенность состоит в том, что окружной этап конкурса проводится Восточным окружным управлением образования, научно-методическим центром при тесном взаимодействии с территориальной организацией Общероссийского профсоюза образования, а также с управами и муниципалитетами районов. Вторая особенность заключается в том, что первый тур окружного этапа традиционно проходит на базе муниципальных районов округа и предполагает обязательное включение в постоянный состав районных жюри представителей управ и муниципалитетов, которые присутствуют на всех конкурсных испытаниях участников. В постоянный состав жюри входят также общественные кураторы - директора ОУ, методисты НМЦ, закрепленные за районами, а также по три специалиста-предметника в соответствии с предметной номинацией участника. Таким образом, районный тур решает не только проблему выбора победителя для дальнейшего участия в конкурсе, но и становится подтверждением общественного признания учителя. Наконец есть еще и третья особенность - проведение торжественных награждений управами и муниципалитетами не только победителей, но и всех участников первого тура конкурса дипломами, призами и подарками. Сложившаяся система поощрения конкурсантов рассматривается как важная психологическая составляющая конкурса, так как в итоге есть победители, но нет побежденных.

Отличительной особенностью окружного конкурсного движения в этом году стала его экспериментальная составляющая при проведении конкурса «Учитель года Москвы-2008». По решению Координационно-экспертного совета при Большом жюри Восточному округу было оказано доверие апробировать с опережением на один тур новые содержательные конкурсы, которые были успешно проведены членом КЭС Вячеславом Кондрашовым с нашими конкурсантами, а затем включены КЭС в качестве творческих заданий на третьем туре в других округах. Например, было опробовано проведение творческого задания «Семь вопросов к конкурсанту». На третьем туре экспериментальная работа была продолжена. Под руководством Вячеслава Николаевича как импровизационное задание был успешно опробован конкурс «Вступление в предмет».

Профессиональные конкурсы становятся своеобразным стартом для организации других окружных конкурсов, которые можно рассматривать как их логическое продолжение. Они охватывают не только различные категории педагогов, но и учащихся. В нашем округе проходят конкурсы «Педагогический дебют» для молодых педагогов и работающих студентов, «Лучший ученик», который проводится с прошлого учебного года в школах ВАО и уже завоевал популярность, «Лего-фестиваль» для учащихся начальных классов школ II, V, VI, VII видов и школ надомного обучения, «Юный умелец» для учащихся 8-9-х классов школ VIII вида, «Я - книголюб» - для участников начальных классов школ II, V, VI, VII видов и школ надомного обучения.

Сегодня конкурсное движение в Восточном округе охватывает различные категории педагогов: педагогов-психологов («Педагог-психолог Москвы»), учителей разнопрофильных образовательных учреждений («Сердце, отданное детям»), воспитателей дошкольных образовательных учреждений («Воспитатель года Москвы», «Первые шаги»), педагогов-внешкольников («Педагог-внешкольник»), классных руководителей («Самый классный классный»).

Для начинающих учителей впервые в этом году проводился конкурс «Педагогический дебют-2008», особенностью которого стало то, что при составлении заданий творческая группа учитывала возрастные особенности участников, стараясь сделать конкурс не просто соревнованием, а праздником для молодых учителей. В первом туре приняли участие 53 учителя из 35 образовательных учреждений 15 муниципальных районов Восточного округа. Интересно их распределение по предметным номинациям, в этом году оно было таким: иностранные языки - 7 человек; начальные классы - 11 человек; информатика и информационные технологии - 7 человек; русский язык и литература, история и обществознание, математика, биология и экология, химия - 3 человека; география - 2 человека; физическая культура, физика, изобразительное искусство - по одному человеку.

Во втором и третьем турах конкурсантам предложили провести мастер-класс, в составе творческой группы разработать и защитить проект, показав глубину знания своего предмета, психолого-педагогическую эрудицию, инновационность, проявив способность к рефлексии и творческой импровизации. По положению об окружном конкурсе «Педагогический дебют», все участники награждены почетными дипломами. Лауреаты и победители - подарками. Для стимулирования молодых специалистов к участию в конкурсе в положение о нем включен такой пункт: «Образовательные учреждения могут рассматривать участие в конкурсе как форму прохождения конкурсантом аттестации на вторую квалификационную категорию при соблюдении требований Положения об аттестации педагогических работников».

Участие в профессиональных конкурсах меняет самоощущение педагога, предоставляет ему возможность поделиться с заинтересованной аудиторией своими творческими находками, подняться на новую ступень педагогического мастерства. Конкурсант, возвращаясь в школу, готов творить, но, к сожалению, не всегда ему предоставляется такая возможность. И это сегодня - проблема! Мы ее видим и стараемся не выпускать конкурсантов из поля зрения, активно сотрудничаем с ними, создаем возможности для их дальнейшего профессионального роста. Так, победитель городского конкурса «Учитель года Москвы-2001» Андрей Милехин работает проректором Московского городского психолого-педагогического университета. А вообще после конкурса изменился статус и многих других участников. С.Коченов, Н.Смирнов, И.Акулова, А.Игнатов стали директорами школ, О.Гончарук, И.Гриб, Е.Воронко, Е.Иванова, Е.Белова, О.Рогожин - методистами НМЦ, Е.Белканова, С.Борисов. Г.Макарова, Е.Медведева - заместителями директора ОУ, О.Рясная-Бредихина работает методистом ЦИТОУ, а И.Хачатрян - член Координационно-экспертного совета при Большом жюри.

Научно-методический центр активно сотрудничает с конкурсантами прошлых лет, привлекая их в качестве организаторов и членов жюри окружных профессиональных конкурсов.

Для поощрения победителей префектура ВАО выделила 150 тысяч рублей. Подведение итогов и торжественное чествование победителей всех профессиональных конкурсов как праздник педагогического мастерства по традиции состоится на апрельском совещании руководителей образовательных учреждений округа 23 апреля 2008 года.