Для того чтобы гости удивляли, для начала просто необходимо удивить самих гостей. У хозяев это вполне получилось. Учителей года принимали в снежном «Тадж-Махале» - в школе №7, открывшейся всего лишь полтора года назад абсолютно для всех старшеклассников города. Кое-где по соседству все еще продолжают выпускать одиннадцатиклассников, но это вопрос времени и безболезненного, без ненужного в данном случае революционного фанатизма перехода к новой системе, когда в маленьком Муравленко будут работать несколько основных подростковых и одна старшая профильная школа. Профилей и сегодня уже более чем достаточно - девять: от традиционных - физико-математического и лингвистического до более экзотических - оборонно-спортивного и художественно-эстетического. Каждый ученик идет собственным образовательным маршрутом, выбирая до четырех профильных предметов. Именно в этой школе работают сразу два лауреата конкурса «Учитель года России» - словесник Анна Хамардюк, вошедшая в «пятнашку» в 1999-м, и «англичанин» Юрий Соркин, финалист 2007 года.

Начальник Управления образования города Муравленко Ирина Сидорова не без тайной гордости подчеркивает, что для здешней управленческой команды качество образования и качество жизни - абсолютные синонимы. Расчет прост: однажды привыкнув к хорошему, красивому и комфортному, в будущем здешние выпускники уже не смогут жить по-другому, а значит, семимильными шагами пойдут по карьерной лестнице, лишь бы не лишаться самим и обеспечить уже своим детям то, к чему когда-то были приучены. Вот откуда эти высокие потолки, кубометры воздуха в бесконечных коридорах, голубовато-тропическая вода в бассейне и гигантский атриум под стеклянным заснеженным потолком, с кровью выбитый у местных пожарных. Почему-то именно атриум, размерами смахивающий на Тронную залу Зимнего дворца, произвел на гостей наибольшее впечатление. Главным образом, собственной необъятной и безразмерной символичностью - вот куда можно прийти, если знать, куда идешь... Единственным фактом, перекрывшим по силе эмоционального воздействия знакомство с интерьерами и профильной сущностью школы-хозяйки, стала новость о том, что и сама Ирина Кенсориновна, и большинство ее заместителей и сотрудников не только управляют городским образованием, раздавая указания из кабинетов, но и сами каждую неделю входят в классы и ведут уроки, стараясь ни на мгновение не забывать, что значит быть простым учителем.

Естественно, что в подобных декорациях основным лейтмотивом «Школы учителей года при «Учительской газете» стали различные подходы педагогов-предметников к работе в профильных и непрофильных классах. Как и в каком объеме преподносить физику, математику и литературу гуманитариям и «технарям», чем отличается география для экономистов от географии для будущих химиков - об этом шла речь на уроках и мастер-классах Андрея Успенского, словесника из Череповца, учителя года России-2006, петербургского математика Дмитрия Гущина, учителя года России-2007, географа Инны Каракчиевой из Республики Коми и физика Андрея Семке из Краснодарского края - участников конкурса «Учитель года России-2000». Чтобы зрители не сидели в классе друг у друга на голове и не нервировали в первую очередь ребят, в актовом зале на огромном экране шла прямая трансляция всех уроков. Эдакое интеллектуальное кино, которое никогда не увидишь в обычном кинотеатре. Кино о жизни и, вне зависимости от темы, об отношении к ней. Ибо, как оказалось, разница между профильным и непрофильным подходом на самом деле весьма условна. Точнее, она условна в главном: и будущие инженеры, нефтяники и конструкторы, и будущие переводчики, журналисты и историки идут разными - чуть более или чуть менее наукообразными и сложными - тропами к одной цели: не слыть совсем уж дремучими невеждами, уметь выбирать то, что нужно именно тебе, уважать себя в мире и мир в себе. Просто одним нравится постигать эти истины с помощью километровых формул и зубодробительных терминов, другим важны просто образные примеры, выписанные максимально яркими красками и простыми штрихами. Так, по мнению Андрея Семке, не стоит мучить гуманитариев «высокой» физикой, но очаровать их загадочной картиной естествознания - прямая обязанность учителя. Общаясь с ребятами-экономистами, Инне Каракчиевой не приходилось сбиваться и тратить время на дополнительные объяснения, чем спрос отличается от предложения, но финальный вывод их мало чем отличался от мысли, выдвинутой днем раньше «непрофильными» химиками и биологами: мы живем не по средствам, расточительно и на широкую ногу, тратим, не задумываясь о том, что оставим своим детям. А ведь земные недра не вечны, ничто не вечно, и как бы через несколько лет потомки не окрестили нашу эпоху «пиром во время чумы». Дмитрий Гущин хоть и пожимал плечами, дескать, встреча с гуманитариями - это всего лишь приятные «игры разума», логические шутки, далекие от большой и серьезной науки, а на финальном мастер-классе все равно «проговорился»: любого из нас математика учит одному - не бывает нерешаемых задач, бывает лишь вера или неверие в собственные силы. Андрей Успенский оказался, пожалуй, единственным, кто с самого начала не делил учеников на «профильных» и «непрофильных». Он просто говорил с ними о Хармсе и Толстом, о том, насколько мы влияем на время, а время - на нас. Потому что литература - это не предмет в школьном расписании и даже не наука - это наше с вами отражение в гигантском зеркале, с которым только и есть смысл сверяться. И физикам, и лирикам.

Благодаря любезной помощи мэра Муравленко Василия Быковского учителя побывали на одном из ближайших к городу нефтяных месторождений. И каждый получил в подарок крошечный пузырек с «черным золотом». А вот о том, на что пойдет это богатство, они непременно расскажут нам в следующий раз, на будущей «Школе учителей года при «Учительской газете».

Муравленко, Ямало-Ненецкий АО