Даже члены жюри удивляются, остановившись у стенда мурманского одиннадцатиклассника Марка Стоюхина «Исследование применимости принципа Френеля к звуковым волнам». Ну и тема для школьника! Но Марк смело предлагает вниманию авторитетных ученых свою гипотезу, обосновывает формулу расчета, выводы. Принцип Гюйгенса - Френеля применяется для объяснения интерференционных явлений световых волн. Но свет - поперечная электромагнитная волна. Можно ли применить этот принцип к другим типам волн, к примеру, к продольным механическим звуковым волнам в воздухе? Оказывается, да. Результаты проведенных исследований могут быть использованы в таких на первый взгляд далеких друг от друга областях, как горнодобывающая промышленность и шифровальное дело.

28 ноября 1895 года были открыты рентгеновские лучи, и это событие ознаменовало начало нового века - атомного. Человечество стремится использовать атом в мирных целях, но и он из-за оплошности, из-за ошибки может повлечь катастрофу. Проблема переработки и утилизации отходов атомной промышленности, да и не только ее одной, всегда актуальна. Одиннадцатиклассник Лицея естественных наук города Кирова Семен Зыкин поставил себе цель - разработать строительные материалы с использованием бытовых отходов, способные, кроме того, максимально защитить людей, находящихся в здании, от радиационного излучения. Исследования подтвердили тот факт, что самый низкий уровень радиации - в деревянных домах, самый высокий - в панельных. Семен провел исследования по измерению уровня радиации в собственном лицее. Им были разработаны новые строительные материалы - арболиты - с использованием бытовых отходов (древесный опил, пластик, полиэтилен), позволяющие снизить уровень радиационного загрязнения в 2,7 раза. При изготовлении этих материалов утилизируется от 160 до 250 килограмм бытовых отходов на одну тонну готового продукта. Экономические расчеты показали, что новые строительные материалы дешевле обычных в 14 с половиной раз.

Владимир Шиловских (Челябинский областной лицей-интернат) попытался проследить пути поступления вредных веществ в биосферу на примере некоторых уральских медно-колчеданных месторождений (Белявинское, Летнее, Яман-Касы) и предложил меры по защите окружающей среды. На летних каникулах он участвовал в полевых работах на сульфидных месторождениях в составе отряда Института минералогии, проводил эксперименты, изучал необходимую литературу. На все ушло ни много ни мало три года. Но «шаг в будущее» был сделан!

Как всегда, направления работ наших школьников самые разные, фантазия их неистощима. Артем Гриневич из Челябинска разработал тренажер для нарезания резьбы, который можно использовать на уроках технологии. Артем Артамонов (Владикавказ), занимаясь судомодельным спортом, усовершенствовал гребные винты для скоростных моделей. Антон Литвин из Краснодара предложил свой метод психодиагностики на основе анализа фотографий, разработав для него свои критерии, позволяющие выявить по снимку качества личности, индивидуальные особенности, способные влиять на межличностные отношения. Он пришел к выводу, что фотоснимок вполне может служить инструментом психодиагностики. Юлия Бирюкова и Елена Сигалова из Москвы и Урюпинска (Волгоградская область) провели социологические исследования уровня правовой культуры. Чем он ниже, тем больше актов вандализма в городе, зависимость прямая. Взрослые считают, что основным способом борьбы с разрушением памятников, которые стоят и никому не мешают, может быть в первую очередь воспитание гражданского мировоззрения, патриотизма. Школьники на первое место ставят агрессивный характер некоторых средств массовой информации, на которые государство обязано как-то воздействовать, и пропаганду здорового образа жизни... Из самых амбициозных проектов можно, пожалуй, выделить разработку Маргариты Горбатюк из гимназии №13 Екатеринбурга. Она попыталась спроектировать базу для научной и производственной деятельности людей на Луне. Для этого потребовалось проанализировать уже накопленный опыт ведущих стран по созданию лунных баз и, выявив недостатки, плюсы, отличительные особенности, предложить свою, рассчитав необходимое количество электроэнергии, кислорода, воды, расхода материалов, ну и, конечно, стоимость доставки этой базы на Луну. Сейчас Маргарита учится в десятом классе.

Возможно, участникам выставки еще не хватает знаний, и с какими-то исследованиями они пока не знакомы. Но лиха беда начало, знания придут, главное - не останавливаться и совершенствоваться. С ребятами, приехавшими в Москву на выставку «Шаг в будущее», у нашей науки будет надежное завтра.