«Мы - русские!» - с гордостью говорили русаки Петр Великий, Михайло Ломоносов, Иван Тургенев, Павел Нахимов, Сергей Королев, украинцы Богдан Хмельницкий, Николай Гоголь, Сидор Ковпак, белорус Франциск Скорина, грузины Петр Багратион и Иосиф Джугашвили, евреи оружейник-ядерщик Давид Фишман и генерал Лев Рохлин, поляк Константин Рокоссовский, прибалты Иван Крузенштерн и Оттон Коцебу, немка Екатерина Ангальт-Цербстская и полудатчанин-полунемец Владимир Даль...

Сейчас иногда приходится слышать, что патриотизм-де - это последнее прибежище негодяев, однако сам этот, с позволения сказать, «афоризм» и есть последнее прибежище негодяев, пытающихся как-то нравственно оправдать то, что не оправдывается ничем и никак, - собственное предательство Родины и отвержение «любви к родному пепелищу»...

Именно национальная гордость великороссов и всего советского народа выплеснула на площади городов стихийные демонстрации 12 апреля 1961 г., когда в космос полетел Гагарин. И та же гордость выводила на ночные улицы тысячи мужчин, счастливых от победы советской сборной по хоккею над канадцами (счет 2:1, шайбы забросили Фирсов и Старшинов) на Олимпиаде в Гренобле в 1968 году.

Так было... А как есть?

23 декабря 2007 г., проходя по Тверской, я увидел то, что большинство москвичей и телезрителей знало уже давно: князь Юрий Долгорукий, русский национальный герой, под Новый год (и уже не в первый раз) наряжен в халат Санта-Клауса, снабжен заплечным мешком, а поверх боевого шлема витязя князю напялен... шутовской колпак. И вроде бы некий шустрый дизайнер женского пола объяснял телезрителям, что все, мол, «о`кей», сия задумка под Новый год уместна и т.д.

Однажды уже устраивали шоу, закалывая свинью с надписью на боку «Россия»... Затея эта, впрочем, хотя и была в системном смысле знаковой, символической, грешила принципиальной неточностью. Истинный символ России - могучий русский медведь, резать его организаторы шоу, конечно же, не решились. Дразнить медведя - затея опасная. Резать же Россию, саму себя обратившую в свинью, резона нет - у свиней нет ни исторической памяти, ни даже чувства самосохранения, они спокойно подрывают корни того державного дуба, который их же и питает.

В случае с князем Долгоруким мы имеем дело, по сути, с официальной акцией - особенно если учитывать место ее проведения и характер. И если это не глумление над чувством национальной гордости великороссов, над одним из наших национальных героев, то что же и кто должен предпринять, чтобы наше общество восприняло это наконец как вызов себе и как оскорбление Отечества? Что нас проймет, что возмутит? Идиотский «рождественский» колпак на каске у святой Могилы Неизвестного Солдата - чтоб «праздничней» было? Или, может быть, установка биотуалета в центре Красной площади?

Каток там под Новый год уже устраивают, а ведь это тоже акт глумления. Ведь Красная площадь - не просто главная, Державная площадь России, но еще и национальная усыпальница! В могилах у Кремлевской стены покоится прах жертв революции, прах выдающихся наших предков, в самой Кремлевской стене захоронен прах сотен национальных героев, включая маршалов Великой войны и незабвенного Юры Гагарина...

Нас давно приучают к индифферентности (или, если попроще, по-русски, к безразличию) по отношению ко многому... Отучают от мысли о том, что Россия имеет великую историю (уроки которой мы все еще, увы, не осмыслили), что всегда была и должна быть впредь собирательницей народов, что может и должна быть самодостаточной, сильной мировой, а отнюдь не некой «региональной» державой... Кое-кто не прочь отучить нас от чувства спасительной для России осторожности по части различных внешних «дружб», всегда выходивших России в итоге боком... Отучить от сознания необходимости мощного ядерного статуса России.

Но до тех пор, пока у нас остается в душах нечто такое, чего лучше никому не касаться, пока мы способны возмутиться тогда, когда не возмутиться - как русским, как гражданам - нельзя, будущее у России есть. Великий русский национальный (а не только лишь литературный!) герой, верный сын русского народа Тарас Бульба говорил: «...Знаю, подло завелось теперь в земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды и конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость магната, который желтым чоботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства; но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснется он когда-нибудь, и схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело...»

До тех пор, пока есть в душах крупица русского чувства, не все потеряно. И чтобы вытряхнуть из наших душ эту крупицу (без чего нельзя вытряхнуть душу из самой России), на русского князя в центре древней русской столицы и напяливают («ха-ха!») колпак якобы Санта-Клауса или Деда Мороза, а на деле - колпак шута!

Но почему бы тогда не напялить эти «дизайнерские» колпаки вообще на все памятники, стоящие на видных местах русских столиц? И объекты есть подходящие: «Медный всадник» и бронзовый Кутузов в Ленинграде, конный Жуков перед Историческим музеем в Москве, задумавшийся над судьбами России Александр Сергеевич Пушкин на Тверской... И число «табельных» дней для подобных акций можно увеличить... 1 апреля («ха-ха!») нацепить на всех отлитых в бронзе национальных героев клоунские носы - то-то будет потеха!

А? Мне, воспитанному в духе гордости за героев Киевской Руси, в любви к героям русских былин и к освещенной солнцем Полтавы России Петра Великого, в восхищении подвигами витязей и ратников Александра Невского и Димитрия Донского, усатых петровских, суворовских и кутузовских «чудо-богатырей», героев обороны Севастополя и Петропавловска-Камчатского в Крымскую войну, мне, воспитанному в духе преклонения перед вечной памятью героев, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и независимость нашей Родины, было стыдно в 17 часов 37 минут 23 декабря 2007 года уже за то, что я стою, очумев, перед обезображенным «дизайнерами» памятником основателю Москвы и не пытаюсь тут же, в реальном масштабе времени, сорвать с него позорящие и его, и меня, и Россию балахон и колпак...

Несколько лет назад я был до побелевших сжатых кулаков, до прокушенной губы оскорблен видом гнусных «граффити» (выражаясь языком «демократических» «дизайнеров» и «социологов»), обезобразивших и осквернивших камни севастопольского Четвертого бастиона...

Поэтому, по моему глубокому убеждению, должно быть проведено официальное, на государственном уровне, расследование факта глумления над национальными культурными ценностями. Неужели не найдется ни одного облеченного официальными государственными прерогативами лица или группы лиц, прежде всего из числа парламентариев, парламентских групп и фракций Государственной Думы, ни одного государственного или общественного органа (скажем, политических партий, Минобороны РФ, Минкультуры РФ, творческих организаций, Российского Дворянского собрания, наконец), которые - нет, не взяли бы на себя труд, а исполнили бы свою священную обязанность сделать соответствующие представления и запросы в целях выяснения обстоятельств того, как такое стало возможным и благодаря чьему попустительству? И в целях пресечения возможности повторения подобного впредь! Неужели и это глумление над национальной гордостью великороссов и других народов, нерушимо объединенных с Россией, сойдет его организаторам и исполнителям с рук безнаказанно?

Я не призываю никого к карательным мерам. Думаю, было бы достаточно гласно и публично выставить этих «дизайнеров» и «новаторов» на общенациональное обозрение, во-первых. А во-вторых, как уже было сказано, обеспечить исключение возможности повторения новых, якобы «праздничных», «акций».

У русских, как и у других народов, давно имеющих одну с русским народом историческую судьбу, не принято зубоскалить по поводу национальных символов и национальных святынь. Да ведь и не зубоскальство это, дорогие сограждане и соотечественники, и даже не просто глумление. Это - очередная проверка всех нас на, прошу прощения, «вшивость»... Как я понимаю, кое-кому очень интересно знать - как же отреагируют в России и ее столице на такую вот «хохму»? Сохранилась ли у русских хоть крупица русского чувства?

Что ж... Я тоже спрашиваю всех: «Так сохранилась в нас эта святая крупица? Будем ли мы реагировать на глумление над нашими святынями так, как реагировать обязаны? А?»