Во времена Советского Союза, например, в школах изучался предмет, именуемый «Начальной военной подготовкой». Впоследствии его заменили «Основами безопасности жизнедеятельности». Сейчас в старших классах данный предмет называется «Основы безопасности жизнедеятельности - допризывная подготовка», в рамках которого выпускникам преподают «Основы военной службы». В настоящее время на рассмотрении правительства находится документ, предусматривающий введение предмета «Основы военной подготовки» (начальная военная подготовка) в качестве обязательного для учащихся школ, техникумов и профтехучилищ вместо преподавания основ военной службы в рамках «допризывной подготовки».

Однако с введением его согласны далеко не все. В некоторых средствах массовой информации, известных своей «желтизной», поднялась чуть ли не истерика по этому поводу. Достаточно взглянуть на заголовки некоторых публикаций: «Молодежь переводят на военное положение!», «Школьникам дадут оружие!» и т.д. и т.п. Мы решили узнать, а что об этом думают в самих школах - как учителя, так и ученики.

Когда и девчонки интересуются обороной...

По совету начальника Северного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы Виктора Кичатова мы побывали в ГОУ лицей № 1575, расположенном в районе станции метро «Аэропорт». Сразу предвосхитим возможные вопросы: лицей - престижное учебное заведение, но далекий от бизнеса в области образования, не частная лавочка.

Естественно, что первым делом мы попросили у директора Ирины Бобровой разрешения поприсутствовать на уроке ОБЖ-ДП. Это желание было вызвано не только интересом к предмету, но и, а может, и в первую очередь, тем, что здесь вникнуть в «Основы военной службы» старшеклассникам помогает человек, не понаслышке знакомый с проблемой подготовки защитников Родины. Поверьте, это не так уж и маловажно, ведь хорошо известно, что сегодня в средних учебных заведениях преподаванием ОБЖ-ДП занимаются люди, достаточно далекие от допризывной подготовки (среди них более 50 процентов - преподаватели-женщины), а за плечами у Александра Черепанова - срочная служба в армии, Рязанское воздушно-десантное училище, Общевойсковая академия...

Самый обычный 11-й класс, полтора десятка очень активных и, как говорят, без «заморочек» юношей и девушек - обычная современная молодежь. Тема урока - мотострелковое отделение в обороне. Не знаю, может быть, сыграл роль беспрекословный авторитет учителя или присутствие журналиста, но безразличия со стороны ребят к изучаемой на уроке теме я не увидел, хотя, наверное, такие темы не для изучения в школе. Тем не менее дополнительные вопросы, попытки расшифровать воинскую аббревиатуру, самостоятельно вычислить величину боекомплекта каждого военнослужащего в отделении согласно его штатной должности говорили о неподдельном интересе школьников. Особенно, и это естественно, по-моему, к образцам и ТТХ стрелкового вооружения. Причем отчетливо было видно, что плакатов и картинок с их изображениями старшеклассникам было недостаточно - явно чувствовалось желание потрогать руками, повозиться с АКС, ощутить в собственной ладони тяжесть гранаты РГД. Кстати, касалось это и девичьей половины класса, искренне интересовавшейся, кроме оружия, еще и тем, что именно делает тот или иной солдат отделения в обороне...

Именно этот интерес со стороны ребят и подтолкнул меня задать им несколько вопросов, касающихся, естественно, армейской тематики и допризывной подготовки, ее необходимости в школе.

Где ты, «Зарница»?

Каюсь, это мое желание несколько скомкало урок и нарушило, по всей видимости, учебные планы преподавателя, но, как мне кажется, и я, и он уяснили из ответов ребят что-то новое для себя. Несмотря на то, что многие юноши уверены в том, что им не доведется служить в армии, они все-таки считают подобный предмет полезным, но не в нынешней форме его преподавания. По их убеждению, сегодняшние основы военной службы дают довольно слабые и чисто теоретические представления о службе. Не хватает практики, не хватает непосредственного прикосновения к армейской действительности. Именно об этом и шла речь. По всей видимости, некоторым из них родители все-таки рассказывали о своей молодости и о своем таком же предмете в школе, так как ребята припомнили что-то о комнатах в школах с учебным оружием, о «Зарницах», стрельбах в тирах, выездах в воинские части.

Если бы вы видели, с каким воодушевлением они вспоминали прошлогодний пятидневный военный сбор, проведенный с ними на базе Таманской дивизии. По их реакции было отчетливо видно, что то событие в их жизни осталось особенно ярким. Более других мне запомнились глаза одной девчушки, которые прямо-таки вспыхнули, когда речь зашла о поездке в «Тамань». Краткое «Было здорово!» выглядело очень эмоциональным. На мой же вопрос: «А вам-то зачем это?» - от Кристины Давидайтис последовал твердый ответ: «Надо же знать, чем занимаются наши ребята в армии!»

Если же резюмировать все то, о чем говорили старшеклассники, то предмет «Основы военной службы» или возможный в перспективе - «Основы военной подготовки» должен быть более интересным, познавательным, давать все необходимое для предстоящей службы в армии. И здесь не только изучение законодательных актов и уставов, но и некоторые знания об армейских традициях, об устоях, преобладающих в воинских коллективах, и т. д.

Вот именно об этом мы и поговорили со школьниками в заключительной части нашего общения. А именно о том, как и при помощи кого или чего они бы могли больше узнавать об армии, о том, что происходит в Вооруженных Силах, чем живут их сверстники, надевшие недавно погоны. Ответ на этот вопрос как-то неожиданно пришел сразу обеим сторонам диалога. Оказывается, наша газета знакома и нынешнему молодому поколению. Конечно, не всем, но все-таки. И тут мне снова пришлось удивляться обширному спектру интересов ребят. Например, им было бы интересно узнать о военно-патриотических клубах страны, о том, как служили в армии звезды российской эстрады, и об их впечатлениях от службы. Всего в списке более 20 различных тем, в том числе о Героях России, об истории Вооруженных Сил, новости из военных комиссариатов и т. д.

Согласитесь, что подобный интерес школьников не может не радовать нас и не может не заставить задуматься и другие периодические издания, считающие, что количество родинок на каком-либо участке тела Бритни Спирс - предел интересов молодого поколения России. И естественно, что мы постараемся пойти ребятам навстречу и воплотить в действительность их пожелания. Однако сразу заметим, что это касается не только нас, как говорится, один в поле - не воин!

Как элемент патриотического воспитания

Заинтересованность школьников патриотической и военной тематикой - это хорошо. Тем не менее для введения в школах эффективной допризывной подготовки одного интереса явно недостаточно. И причины тому далеко не прозаические. О них мы и поговорили с директором лицея Ириной Бобровой и ее заместителем по безопасности - преподавателем ОБЖ-ДП Александром Черепановым. В начале своего рассказа о лицее мы намеренно не упомянули, что Александр Леонидович за мужество и героизм, проявленные в ходе спецоперации в Аргунском ущелье в 2000 году, был удостоен звания Героя России. Так кому как не боевому офицеру, удостоенному столь высокого звания, отцу троих сыновей, поделиться своими мыслями об этой насущной проблеме?

Первое, что, по мнению Александра Черепанова, необходимо сделать: допризывная подготовка должна стать полноценным предметом. Ведь необходимо учитывать тот факт, что государство пошло навстречу обществу, сократив срок службы в армии до года. Следовательно, теперь и общество должно пойти навстречу государству и обеспечить полноценную допризывную подготовку молодежи. Года едва хватает на приведение бойца «к нормальному бою» - времени на службу просто не остается. Значит, часть знаний молодые люди должны получать еще до того, как попадают на сборный пункт, то есть еще на школьной скамье, как это и было раньше.

Необходимо также воссоздать заново имевшуюся раньше во всех школах учебно-материальную базу допризывной подготовки. Существующая ныне более соответствует названию ОБЖ, но никак не ДП. Что-то, конечно, подходит, как, например, противогазы, респираторы, манекен «Гоша» (для обучения оказанию первой медицинской помощи), но не более. Сегодня же существует потребность в плакатах на военную тематику (тактика, ТТХ вооружения и т.д.), учебном стрелковом оружии, муляжах мин, гранат. Желательно иметь в школах и собственные тиры, в крайнем случае, один на несколько близ находящихся.

Не вызывает энтузиазма и количество времени, отведенного на изучение ОБЖ-ДП, - всего один час в неделю для старших классов. Этого недостаточно и сегодня, не говоря уже о том, что возможно введение полноценной допризывной подготовки в школах. Компенсировать сокращение службы по призыву до одного года одним часом занятий в неделю (36 часов в год) в школе физически невозможно.

Еще одна проблема - кадры. Мы уже упомянули, что сегодня ОБЖ-ДП преподают в основном женщины и даже ветераны Великой Отечественной войны. Текучесть огромная, да и понятно это: 7-8 тысяч рублей не всех устроит. И эта сумма достигается лишь в том случае, если у преподавателя высокий разряд и он, помимо основного предмета, преподает еще какой-то. А так нередки случаи, когда у преподавателя всего один час в неделю, да к тому же в одном классе, и получается в итоге совсем мизерная сумма. Так что, действительно, специалистов в своем деле в школу сегодня вряд ли заманишь.

Наверное, решать финансовую проблему должны люди, непосредственно связанные с этим делом. Однако мы с Александром Леонидовичем немного, уж простите, помечтали: было бы здорово, если бы и Министерство обороны взяло под крыло «военруков», ведь не секрет, что многие офицеры, достигнув предельного возраста (45-50 лет), увольняются в запас. Так почему бы не предложить таким военнослужащим поработать в школе с сохранением денежного содержания по последней должности и воинскому званию? Впрочем, это всего лишь один из вариантов...

Поддерживает своего заместителя по безопасности и Ирина Ивановна Боброва. По ее убеждению, предмет ОБЖ-ДП - неотъемлемая составная часть патриотического воспитания молодого поколения. Возглавляемый ею лицей - базовый в районе и в Северном административном округе по методологии преподавания предмета. Причем уже в течение нескольких лет. Лицей давно и успешно дружит с Военно-воздушной инженерной академией имени Н.Е. Жуковского, поддерживает контакты, как уже упоминалось, с «Таманкой», контактирует с Фондом поддержки Героев Советского Союза и Российской Федерации. При содействии последних в лицее становятся доброй традицией встречи учеников с людьми, удостоенными этого высокого звания. И это не просто привычные для нас уроки мужества, а целые тематические дни, в ходе которых представители старшего поколения и молодежь принимают участие в военизированных эстафетах, различных конкурсах, обмениваются мнениями по тем или другим насущным проблемам. На базе лицея проводятся межшкольные конкурсы и соревнования в рамках допризывной подготовки. По словам Ирины Ивановны, еще ни разу не было такого, чтобы родители учеников выразили свое неудовольствие тем, что их дети занимаются по такому предмету, как ОБЖ-ДП, или привлекались на военный сбор в Таманскую дивизию.

Как отмечают эксперты, в ситуации, когда срок службы в Вооруженных Силах РФ по призыву сокращен до одного года, начальная военная подготовка в школах может стать значительным подспорьем для армии. Если азы военной службы молодые люди получат еще в школе, то им будет гораздо проще не только осваиваться в воинском коллективе, но и намного успешнее, уже обладая необходимыми базовыми знаниями, осваивать премудрости военного дела. Кроме того, с введением начальной военной подготовки появляется уникальная возможность привить подрастающему поколению романтику военной службы.