По сути, «серая» SEO (англ. search engine optimization - оптимизация под поисковые машины) - это нечто среднее между абсолютно чистой («белой») и совершенно нечестной («черной») оптимизациями. Под ней обычно понимается, что веб-мастер, который занимается продвижением ресурса, так или иначе затрагивает методы, запрещенные поисковыми системами - например, использует «линкаторы» (автоматизированные системы обмена ссылками), взаимный обмен ссылками, покупает ссылки с других ресурсов, участвует в автоматической накрутке счетчиков и тому подобное. Также к полулегальным методам относится перенасыщение текста ключевыми словами в ущерб его читабельности и агрегация стороннего контента (то есть банальное воровство текстов).

В прошлом номере мы вскользь затрагивали тему параметров сайта - эдаких «весовых» коэффициентов, руководствуясь которыми, поисковые машины ранжируют выдачу по запросам. Повышением подобных коэффициентов целенаправленно занимаются «серые» оптимизаторы.

Основных параметров для анализа популярности сайта несколько.

Индекс цитирования

Это показатель поисковой системы, вычисляемый на основе числа ссылок на данный ресурс с других ресурсов Сети. Простейший индекс цитирования (ИЦ) учитывает только количество ссылок на ресурс. Это несколько устаревший параметр, влияние которого на ранжирование поисковой выдачи не такое большое, однако его ценность отнюдь не уменьшается, ведь оптимизация - это работа с мелочами.

Некоторые веб-мастера, чтобы получить ссылки на свой ресурс, оставляют записи в гостевых книгах, активно комментируют чужие блоги и сайты, где имя пользователя, оставившего ссылку, само по себе является ссылкой на ресурс автора. С распространением плагинов для автономных блогов, которые выводят имена лучших комментаторов вместе с ссылками на их интернет-ресурсы на главную страницу сайта, появились и люди, готовые написать огромное количество комментариев только для того, чтобы всегда быть на виду. Наверняка вы видели на некоторых блогах пустые комментарии, вроде «спасибо за статью», «очень понравилось», «прикольно» - скорее всего это и есть мелкий комментаторский спам. Заниматься подобным не зазорно, ведь и автор записи с большим количеством комментариев не стремится отсекать добрую половину из них из-за того, что они оказались малоинформативными. Обычно удаляется только откровенный спам*.

Кстати, спам в комментариях - тоже способ для раскрутки. Комментаторский спам рассылают специальные программы-роботы, которые переходят на перечисленные в спамерских базах данных целевые страницы и автоматически заполняют нужные поля. Но, как говорится, и против этого лома есть приемы. Например, среди стандартных полей для заполнения («имя/ник», «e-mail» и «адрес домашней страницы») все чаще появляется так называемая «капча» (англ. «Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart», CAPTCHA - полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для различения компьютеров и людей). Основная идея теста - предложить пользователю такую задачу, которую легко решает человек, но которую невозможно (или крайне трудно) научить решать компьютер. В основном это задачи на распознавание образов.

Для увеличения числа ссылок на ваш сайт можно использовать возможность делать подпись со ссылкой в некоторых социальных сетях и почти во всех форумах. Наращивание числа постов на форуме от одного пользователя называется «прокачкой» профиля. Зачастую такую подпись можно купить, но это уже элемент договорных отношений - посредников в таких вещах не бывает, и вам придется налаживать контакты с обладателем «прокачанного» профиля лично.

Принцип работы по увеличению индекса цитирования простой - ставьте ссылку на свой сайт там, где только это возможно. Уж если поисковые роботы не сильно оценят эту ссылку или даже не оценят совсем, то несколько случайных посетителей у вас все равно будет.

Если индекс цитирования характеризует количественные параметры сайтов, то следующие два параметра анализируют их качественные показатели.

Google PageRank

Также его еще называют просто PR. Это алгоритм расчета авторитетности страницы, используемый поисковой системой Google.

PageRank - это числовая величина, характеризующая «важность» страницы в Google. Чем больше ссылок на страницу, тем она становится «важнее». Кроме того, «вес» страницы А определяется весом ссылки, передаваемой страницей B. Таким образом, PageRank - это метод вычисления веса страницы путем подсчета важности ссылок на нее. Он является одним из вспомогательных факторов при ранжировании сайтов в результатах поиска. PageRank не единственный, но очень важный способ определения положения сайта в результатах поиска Google.

Однако Google отфильтровывает лишь ссылки с тех сайтов, которые специально предназначены для скопления ссылок. Некоторые из них могут не только не учитываться, но и отрицательно сказаться на ранжировании ссылающегося сайта (такой эффект назвается поисковой пессимизацией). В Google понимают, что веб-мастер не в состоянии повлиять на входящие внешние ссылки, но может полностью контролировать исходящие ссылки со своего сайта. Поэтому ссылки на сайт не могут повредить ему, а вот ссылки с сайта - могут. Следует внимательно относиться к сайтам, на которые вы ссылаетесь.

Шкала PageRank градуирована от 0 до 10. Правда, разделение на единицы здесь основано на логарифмической зависимости или на чем-то весьма схожем, поэтому деления неравнозначны. Перерасчет значимости страниц происходит во время так называемого «Google Dance». Можно придерживаться примерно такой градации PageRank:

от 4 до 5 - наиболее типичный показатель для большинства сайтов средней «раскрученности»;

6 - очень хорошо «раскрученный» сайт;

7 - величина, практически недостижимая для множества сайтов, но иногда встречается;

значения 8, 9, 10 имеют исключительно популярные и значимые проекты. Например, сейчас у очень «весомого» каталога www.dmoz.org PageRank = 8, у английской Википедии - 9. Значение 10 имеют всего несколько десятков сайтов, например www.whitehouse.gov, www.adobe.com.

Следует отметить, что PageRank - это параметр, относящийся к каждой отдельной странице, но не всему сайту в целом. На одном сайте могут находиться страницы с разным PageRank.

Тематический индекс цитирования

Это технология поисковой машины «Яндекс», которая заключается в определении «авторитетности» интернет-ресурсов с учетом качественной характеристики ссылок на них с других сайтов. Тематический индекс цитирования (тИЦ) рассчитывается по специально разработанному алгоритму, где особое значение придается тематической близости ресурса и ссылающихся на него сайтов. Данный показатель в первую очередь используется для определения порядка расположения ресурсов в рубриках каталога «Яндекс». При этом на соответствующих страницах каталога указываются лишь округленные значения, которые помогают приблизительно ориентироваться в «авторитетности» ресурсов раздела.

При подсчете тИЦ сайта не учитываются ссылки с веб-бордов, форумов, сетевых конференций, немодерируемых каталогов и прочих ресурсов, в которые кто угодно может добавлять ссылки без контроля со стороны владельца ресурса. Также при подсчете тИЦ Яндекса не учитываются ссылки с сайтов, расположенных на бесплатных хостингах, в случае если они не описаны в каталоге «Яндекс». Иными словами, они имеют нулевой вес.

Два раза в месяц тИЦ пересчитывается. За это время какие-то сайты появляются, а какие-то исчезают, то есть веса ссылок могут измениться, соответственно изменится и тИЦ ресурса.

Для повышения тИЦ и PageRank веб-мастера нередко используют сервисы так называемых «линкаторов» и систем купли-продажи ссылок. Участники, зарегистрировавшись в системе, размещают у себя на сайте блок ссылок, где представлены сайты других участников, либо оплачивают размещение ссылки создателю каталога без размещения блока со ссылками у себя.

Алгоритмов обмена ссылками несколько:

Ручной обмен. Каждый участник выбирает сайты, с которыми он хочет обменяться. Это долго и неэффективно.

Тематический обмен. Каждый участник выбирает тематические рубрики сайтов, с которыми он хочет обменяться. Это лучше, чем ручной обмен, но неэффективно, так как в выбранной вами рубрике может оказаться очень мало сайтов.

Взаимный обмен. Сайты обмениваются ссылками со всеми известными. Большинство «линкаторов» сделаны по этому принципу. Плюс в том, что каждый сайт получает максимально возможное число ссылок.

Кольцевой обмен. При этом возникновение взаимных ссылок исключено. Максимально возможное количество кольцевых ссылок равно половине от максимально возможного числа взаимных ссылок «линкатора».

Какой способ обмена ссылками выбрать, каждый веб-мастер решает сам, ориентируясь на ситуацию, а это приходит только с опытом. Новичкам можно посоветовать первые два способа.

Кроме «линкаторов», в последнее время появились мощные и популярные сервисы купли-продажи ссылок. Такой метод раскрутки достаточно дорогой, но особенно эффективный. Купить можно ссылки как с главных, так и с внутренних страниц сайтов. Цена зависит от конкретных показателей тИЦ и PageRank, при этом соответственно ссылки с главных страниц получаются дороже, с внутренних страниц - дешевле.

Эффект от использования подобных сервисов очень большой, но и цена не маленькая. Кстати, в таких сервисах можно не только покупать ссылки, но и продавать, причем за хорошие деньги. Однако здесь нужно помнить, что в случае обнаружения подобных «продажных» ссылок поисковые машины автоматически понижают сайт в выдаче - эффект от таких санкций будет хорошо ощутим.

Кроме вышеперечисленных напористых методов наращивания показателей сайта, существуют механизмы автоматизации наполнения сайтов - используются программы-аггрегататоры новостных лент, всевозможных rss-потоков и так далее. Это называется воровством контента - поисковые системы по возможности пытаются бороться с этим явлением, анализируя тексты страниц сайта на предмет однозначных повторений. При обнаружении таких сайтов к ним применяются штрафные санкции.

Андрей ПОЧУЕВ, инженер ОАО «Уралпромпроект»