Урок-путешествие Любови Александровны ВАРЛАМОВОЙ из школы №6 города Гай Оренбургской области называется «Национальные парки Северной Америки». Учитель использует не только установленные в классе компьютеры, мультимедийный проектор, экран и видеомагнитофон, но также активно применяет презентации, программу Hyper Test, мультимедийный учебник «География. 7 класс». Несмотря на то что разработка сравнительно небольшая, в ней уделено место всему, что должно быть на классическом уроке, от объяснения учителя и самостоятельной работы детей до творческого домашнего задания и самооценки.

Интересно, что «американские сюжеты» присутствовали и в работе Ирины Евгеньевны КУЗЬМИНОЙ, учителя географии гимназии Арзамаса Нижегородской области. Она выставила на конкурс разработку урока «Страны Южной Америки». Следует отметить, что педагог не стала загружать занятие чрезмерным обилием средств ИКТ, а обошлась лишь мультимедийным проектором и CD «География. 7 класс. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны», который входит в «Образовательную коллекцию». При этом работа получилась довольно стройной и красивой.

Излюбленную тему затронула и Светлана Владимировна КОРОЛЕВА, учитель географии Приволжской школы Самарской области. Ее занятие называется «Природные зоны Южной Америки», 7-й класс. Правда, она воспользовалась иным ресурсом - CD «География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий: 2003 год». В целом разработка достойная, хотя особой новизны в плане применения новых технических средств там нет.

Наталья Валерьевна КАКОВКИНА, учитель информатики новомичуринской школы №1 Пронского района Рязанской области, прислала конспект урока на тему «Разработка и создание тематического web-сайта «География Рязанской области»» в 11-м классе. Педагог мастерски реализует межпредметные связи на своем занятии: ребята не только успешно овладевают умением разрабатывать сайт при помощи текстового редактора Блокнот и отрабатывать навыки редактирования веб-страниц в кодах HTML, но и знакомятся с материалами по краеведению, учатся оценивать полученную на уроке географии информацию и размещать ее на рукотворном сайте.

Об экологии и географии региона рассказывается в разработке Валентины Васильевны МУХИНОЙ из Степнинской школы Троицкого района Челябинской области. Правда, ее урок по региональному компоненту в 4-5-х классах на тему «Край родной» при достаточном количестве информации содержит минимум «информационности», а презентации и тесты, для которых необходим компьютер, в нем лишь упоминаются.

Интегрированный урок рисование - окружающий мир - чтение на тему «Весенние зарисовки» учителя начальных классов псковской школы №13 Людмилы Владимировны ОВЧАРОВОЙ помимо классических целей преследует и более современные: формирование навыков работы с компьютером и различными видами информации. Однако в конкурсной работе недостаточно ясно, как именно ученики смогут это сделать и что должен делать учитель для того, чтобы достичь поставленных целей.

«Информина» - такое необычное мероприятие предложила для своих учеников Галина Анатольевна САРИНА, заведующая библиотекой Выдринской школы Кабанского района Республики Бурятия. Она прислала справочно-библиографическую игру для старшеклассников по теме «Особо охраняемые природные территории на Байкале». Участники мероприятия в игровой форме учатся оперативно искать информацию по справочникам и каталогам, а также участвуют в подготовке презентаций PowerPoint «Удивительный мир Байкала» и «ООПТ на Байкале». Правда, на мой взгляд, возможности ИКТ здесь недостаточно использованы.

Лидия Александровна ДЁМИНА, учитель географии и биологии Новогуровской школы Алексинского района Тульской области, предоставила конспект урока по теме «Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые». Занятие весьма интересное, насыщенное всевозможными сведениями, но, может быть, оно даже перегружено информацией. Однако из информационных технологий учитель и ученик на нем пользуются лишь программой Googl.

Тоже интегрированный урок, но только по географии и информатике в 7-м классе прислали Татьяна Вячеславовна ПОЗДНОВА и Ирина Федоровна КОСЯЧЕНКО из Введенской школы Лотошинского района Московской области. Их работа называется «Своеобразие органического мира Австралии». В ней присутствуют самые разнообразные приемы и методы, а урок изобилует собственноручно созданными видеодемонстрациями процессов возникновения болот, ледников, презентациями, кроссвордами и так далее. Но, на мой взгляд, все это богатство скорее отягощает учителя и отвлекает внимание ученика, нежели помогает ребенку освоить тему.

Пример интеграции тех же предметов показала и учитель географии школы №13 Братска Иркутской области Валентина Ивановна ЧАЙКО. Ее работа называется «Новые индустриальные страны», 10-й класс. На занятие она пригласила представителей туристических компаний, которые с помощью красочных презентаций вместе со школьниками рассказывали о других странах. Единственный минус в том, что урок носит слишком созерцательный характер, а интерактивность используется достаточно слабо.