Любовь Анатольевна АЛЕКСАНДРОВА, учитель математики, информатики Селтинской средней школы, Республика Удмуртия, прислала урок на тему «Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений» с применением слайдов на PowerPoint. Используются красивая графика, звуковые эффекты и прочие возможности программы. Однако можно дать следующий совет: для тестов существует другое, гораздо более удобное программное обеспечение, а формулы, когда их очень много, практически не воспринимаются и не запоминаются.

Светлана Александровна АЛЕКСЕЕВА, учитель начальных классов школы №3 городского округа город Шарья Костромской области, поделилась разработкой урока для 1-го класса с использованием «электронных слайдов». Для этой и предыдущей работы можно отметить хорошее качество материала и разработанную «педагогическую инструментовку», добротный сценарий урока.

Юлия Анатольевна БОБЕЛЬ, учитель математики школы №368 Санкт-Петербурга, прислала подборку задач на движение, 6-й класс, а также разработку всей темы (несколько уроков). В приведенных кратких конспектах и компьютерных слайдах основная идея - «мультфильмы», которые помогают усвоить материал. Увы, анимационная графика здесь не самая совершенная.

Василий Васильевич БРУСЕНКО, преподаватель Иланской школы, Красноярский край, прислал урок по исследованию связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Очень важная и интересная тема выигрывает от использования компьютерных слайдов (которые, правда, легко можно было бы заменить обычными). Правда, как мне кажется, здесь можно было бы не ограничиваться теоремой Виета и организовать исследование темы детьми.

Наталья Викторовна ДЕМЕНКОВА, учитель школы №8 Канска, Красноярский край, выставила на конкурс работу «Квадрат суммы и квадрат разности. Сумма квадратов». К сожалению, ИКТ в ней используются лишь при замене обычных слайдов или плакатов на электронные.

Елена Жановна ЗЫСЬ из села Строевское Устьянского района Архангельской области порадовала нас презентацией «Двугранные углы», 8-й класс. Довольно красивые слайды со специально подобранными задачами, для которых уже имеются чертежи. Думается, в таких разработках желательно иметь последовательно появляющееся решение (или доказательство).

Ольга Юрьевна ИЗМАЙЛОВА, учитель школы №3 Приволжского района Самарской области, также старается использовать ИКТ на своих занятиях. Она прислала урок алгебры в 8-м классе. К сожалению, в присланных ею материалах роль новых информационных технологий выражена недостаточно ярко.

Ирина Филипповна КАЛМЫКОВА, учитель начальных классов приволжской средней школы №3 Самарской области, поделилась с нами разработкой урока «Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа» во 2-м классе и выслала ряд слайдов с правилами. Но стоит задуматься, нужен ли для этого компьютер.

Николай Николаевич КИРСАНОВ, учитель математики и информатики гимназии №18 города Алексина Тульской области, разработал интересный неплохой урок алгебры в 10-м профильном классе по теме «Функционально-графический метод решения нестандартных тригонометрических уравнений». На занятии используются программы «Графопостроитель», PowerPoint и другие средства обучения, причем очень органично выглядит именно компьютер. Урок связан единой идеей - решением нестандартной задачи. Учитель мастерски прививает умение и навыки применения разнообразных методов решения с учетом конкретных особенностей задачи. Работа Николая Николаевича выглядит вполне достойно. К сожалению, упоминаемая там презентация отсутствует.

Помимо этого, Кирсанов прислал урок-аукцион по теме «Квадратные уравнения» с использованием ИКТ, а также интеллектуальную игру по математике и информатике «Самый умный восьмиклассник». Однако в этих мероприятиях роль компьютера минимальна.

Любовь Алексеевна КИСЕЛЕВА, учитель Покровской школы Доволенского района Новосибирской области, прислала разработку мероприятия «Интеллектуальное казино» - викторину с использованием слайд-фильма, а также урок на тему «Координатная плоскость». На экране появляются точки, ученики называют координаты и так далее. В принципе, то же самое дает простая карточка с заданием, то есть обойтись можно и без компьютера.

Маргарита Анатольевна КОГТЕВА из гимназии №10 Новосибирска разработала урок на тему «Многоугольники» в 1-м классе. В нем активно используются слайды, содержащие визуальную поддержку объяснению, а также компьютерные тренажеры для счета. Чувствуется, что эти методы, улучшающие работу учителя, применяются постоянно и органично. Жаль, что не приведены какие-либо новые, оригинальные презентации.

Татьяна Геннадьевна МЕНЬШИКОВА работает с Маргаритой Анатольевной в одной школе. Она прислала нам урок математики в 1-м классе на тему «Уравнения». Новых разработок с использованием компьютера нет, а электронный учебник Ю.Г.Молокова применяется, по-видимому, стандартно.

Любовь Михайловна КОНКЕЕВА, преподаватель Таскинской средней общеобразовательной школы №6 Каратузского района Красноярского края, представила на суд экспертов слайд-фильмы и инструментовку их подачи для уроков по темам «Четырехугольники» и «Обыкновенные дроби», 5-й класс. Материал, конечно, вполне «работоспособный», но не идеально красивый.

Людмила Валентиновна ПАНКОВА из Воротынской средней школы Нижегородской области решила рассказать о том, как она излагает тему «Теорема Пифагора. Перпендикулярность прямой и плоскости. Удивительный мир геометрии. Арифметическая и геометрическая прогрессии». В прилагаемом уроке представлены презентации, проведена большая работа. Весьма неплохо, но желательно, чтобы слайд-фильмы были более красивыми, включали какие-то нестандартные ходы, ситуации...

Ольга Петровна РАЛДУГИНА из Вертикосской школы Каргасокского района Томской области при изучении темы «Пропорция» пользуется презентацией PowerPoint. Однако программа применяется исключительно как сопровождение к уроку. В этом, конечно, есть свой смысл, но этого мало.

Елена Александровна РОМАНЬКОВА, учитель математики и информатики школы №8 города Канска Красноярского края, поделилась методической разработкой урока геометрии в 11-м классе с использованием программного обеспечения «Интерактивный курс из серии «Открытая математика» версия 2.6 «Стереометрия» издательства «Физикон». Тема многообещающая, можно было развернуться вовсю, однако этого не произошло, а то, что раньше было написано на доске, просто автоматически переместилось на монитор.

Надежда Игоревна СТЕПАНОВА, преподаватель профессионального лицея №16 из Красноярска, использовала слайд-фильм (презентацию) при изложении темы «Золотое сечение». Собственно, к этой разработке применимы все те же замечания, что и к большинству других (недостаточный уровень, качество и так далее).

Ирина Анатольевна КУЗЬМИЧЕВА, учитель начальных классов Арзамасской гимназии Нижегородской области, обрадовала нас материалом «Урок математики во 2-м классе по теме «Приемы моделирования. Площадь фигур» (образовательная система «Школа 2100»). Очень грамотно построенное занятие, в котором ИКТ применяются в меру и, главное, уместно. Порадовало и то, что интерактивную доску SmartBoard, которую нередко используют просто в качестве замены обычной, «меловой», Ирина Анатольевна заставляет работать как на учителя, так и на ученика.

В заключение хочу обратиться к коллегам-учителям: если вам так нравится использовать программу PowerPoint, то, пожалуйста, пользуйтесь всеми ее разнообразными возможностями: скачивайте и помещайте в слайды картинки из Интернета, видеофрагменты, элементы «он-лайн», звуковые эффекты при перемене слайдов, появление и исчезновение фрагментов текста и изображений и все остальное, о чем можно прочитать в любой книжке об этой программе. Но, главное, делайте это красиво. Научиться разным эффектам несложно, однако нужно еще и проявить вкус.