Звезды для звездочек

Историю существования «Интеллект» ведет с 2004 года, когда по инициативе Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и при поддержке губернатора области Валерия Сердюкова в здании бывшего педучилища был произведен ремонт и созданы условия для обучения и проживания талантливых детей из области. Как рассказывает директор «Интеллекта» Ростислав Викторович Самсонов, до этого ничего подобного в регионе не существовало.

- Конечно, способными ребятами занимаются на местах, где есть учреждения дополнительного образования, музыкальные школы, образовательные учреждения, но учреждения областного масштаба, где была бы концентрация самых способных, самых лучших, на тот момент не было. Почему возникла идея создания центра? Дело в том, что Ленинградская область - это один регион, Санкт-Петербург - другой регион. Есть регионы с крупным промышленным, образовательным центром, а у нас крупный центр - это Петербург. Но это уже другой регион, и в нем сосредоточен огромный научный, образовательный потенциал. Поскольку в области нет крупных образовательных центров, то было бы неправильно не использовать этот потенциал для того, чтобы поднимать уровень образования детей, проживающих в области. У ребенка из области, где 52 % сельских школ, нет выбора образовательного учреждения. Более широкие возможности в Гатчине, Сосновом Бору, где можно выбрать профиль или школу с углубленным изучением того или иного предмета, но у остальных ребят таких возможностей меньше. Для того чтобы восполнить пробелы в возможностях, по крайней мере для способных детей, нужен был подобный центр.

- Какие идеи были приоритетными при создании центра?

- Прежде всего это использование, привлечение к образовательной деятельности лучших учителей области. Сюда может приехать народный учитель России, учитель химии школы №8 г. Тихвина Виктор Яковлевич Башмаков, лучший учитель математики из того же города Надежда Алексеевна Новикова. Это очень важно, когда новаторы занимаются с детьми не только в своем городе, в своей школе, но могут проецировать свои знания, методики на детей из всей области.

Во-вторых, поскольку мы находимся на территории города и хотим использовать его образовательный потенциал, то тесно сотрудничаем с профессорско-преподавательским составом петербургских вузов, в первую очередь с Санкт-Петербургским государственным университетом. Привлекаем преподавателей, профессоров вуза к проведению наших сессий. Таким образом, в команде, которая работает с детьми в течение шести сессий по шесть учебных дней, есть основная составляющая - профессорско-преподавательский состав и лучшие учителя. В чем преимущества данного подхода? Областные учителя знают, каков образовательный уровень в области, а те, кто работает со студентами, знают, что нужно нашим детям в будущем. Причем мы стараемся отбирать тех преподавателей вуза, которые имеют опыт работы со школьниками, потому что в работе с детьми есть определенная специфика.

- Охотно ли преподаватели едут на работу к вам?

- Охотно и по-хорошему корыстно, - к беседе подключается заместитель директора центра Валентина Ивановна Тихвинская. - Следует учитывать, что наши дети, чей уровень достаточно высок, пойдут к ним в вуз.

- С какого класса ребята обучаются в центре?

- С девятого по одиннадцатый класс. Они приезжают сюда 6 раз за два календарных года или три учебных года. Программа рассчитана на 6 образовательных сессий.

- Как происходит отбор?

- Мы ориентируемся на этапы Всероссийской олимпиады школьников: школьного, муниципального, областного, промежуточного федерально-окружного, - поясняет Ростислав Самсонов. - Особенность нашей позиции в том, что мы приглашаем детей из каждого муниципального образования. Сегодня в области восемнадцать МО, и из каждого мы берем лучших детей по предмету на основе результатов олимпиады. В основном это победители и призеры муниципального этапа олимпиады. Также мы приглашаем ребят по ходатайству самого учреждения или районного отдела образования, поскольку есть дети, по каким-то причинам не участвующие в олимпиадах, но зато участвующие в научно-практических конференциях. Олимпиада - это одна часть проявления способностей, участие в конференциях - другая. Благодаря такому подходу ребенок из любого МО может иметь к нам доступ. В области есть МО, очень удаленные от центра, и у ребят оттуда нет возможности проявить свои способности, к тому же там мало учителей, готовых вести этого ребенка. А есть Сосновый Бор, почти наукоград, где средоточие ребят, ориентированных на высшее образование, и в наличии серьезные учителя. Если бы мы организовали поступление к нам по экзаменам, то сильные системы образования заняли бы все места, а другие районы сюда не добрались. Конечно, все дети разные, и мы их делим по группам. Но в «Интеллекте» есть возможность расти и выравниваться. Это показывают результаты олимпиад. Если раньше одни и те же районы поставляли победителей, то сейчас начинают подтягиваться другие районы. Скажем, десятиклассник Саша Башкатов из Подпорожского района занял в этом году второе место на олимпиаде по математике.

- Сколько ребят вы принимаете?

- От 45 до 55 детей. Причем дети у нас и живут, и учатся.

- По каким предметам они здесь занимаются?

- Это основные предметы из школьного курса: математика, физика, химия, биология, информатика, история, литература. Все они поддержаны в сессионном режиме. В других формах мы поддерживаем изобразительное искусство и экологию. К тому же мы третий год проводим Всероссийскую олимпиаду школьников по всем предметам. 6 из 21 олимпиад областного тура проходят на нашей базе.

Центр «Интеллект» уже снискал себе определение «уникальный», но в чем изюминка его деятельности? На этот вопрос Ростислав Самсонов отвечает так:

- В районах есть местные учреждения дополнительного образования, и ребенок, занимаясь в кружке, приходит туда на два часа, два раза в неделю. В городе есть школы-интернаты, допустим, Санкт-Петербургская академическая гимназия при СПбГУ, куда может поступать ограниченное число детей со всего Северо-Запада. При этом дети отрываются от семьи, от школы, от региона, и, в сущности, ощущают себя отрезанными ломтями. Мы же детей отрываем на какое-то время, и после учебы они возвращаются обратно в школу. Ребенок у нас получил направление, куда ему расти, чем заниматься, он пообщался с преподавателями, с авторами учебников, мотивирован на дальнейшее погружение и понимает, что он не один. По возвращении в школу, а это важно, наша звездочка тянет за собой других. Мне кажется, для школы значимо звездочек оттуда не вынимать, ведь здорово, когда есть за кем тянуться.

Существует и еще одна сторона, которая очень важна и которую мы не закладываем, - это общение. Будущая элита начинает дружить, общаться, переписываться. Эти связи в будущем сыграют свою роль. Ребята друг другу помогают, сплачиваются, и при поступлении в вуз, кстати, видно, что они идут командой.

Кликай и учись

Вообще в центре изюминок «деятельности» множество. Еще одна из них - новые формы работы.

- Идет развитие форм дистанционного обучения. Поскольку в течение календарного года дети бывают у нас три раза, то получается, что на большой период они уезжают и учатся у себя. Мы бы не хотели их терять, поэтому пытаемся постоянно направлять, курировать дистанционно. Эти формы подразумевают использование средств информатизации. Сегодня это осуществлять легко, поскольку по программе информатизации Ленобласти задолго до нацпроекта все школы области получили компьютеры, и в каждой школе есть интернет.

- Реально ли курировать ребенка таким образом?

- Да, одним из способов является проведение дистанционных олимпиад. Мы вывешиваем на сайте задания, ребята по электронной почте присылают ответы, по результатам распределяются места. Есть образовательная программа по химии, по русскому языку. Это авторские программы, дистанционно выложенные на специальной платформе для поддержки дистанционного обучения, и дети там обучаются в межсессионный период.

Также на образовательных сессиях мы проводим видеоконференции. Приглашаем сюда интересных преподавателей, которые читают образовательные сессии. Таким образом, они читают лекции не только на нашей базе, но и в районах, поскольку в каждом из них есть центры информационных технологий. Большинство этих центров имеют возможность поддержки видеоконференций. Скажем, декан физического факультета СПбГУ Черцов Александр Сергеевич читал лекцию, и его слушали пять районов области. Мало того, дети не только слушали, но и могли задать вопросы.

- Приезжают ли к вам за опытом из других регионов России?

- Да. Из Коми, из Карелии, Челябинска, Пскова приезжали. Интересные отношения выстроились с Польшей. В Польше с одаренными детьми занимаются в школах, так как нет системы допобразования. И поляки, уже основываясь на нашем опыте, начинают выстраивать такую же работу, копируют нас. Они хотят взять массу направленностей и построить целый образовательный комплекс.

Еще мы запустили интернет-обсерваторию. Это уникальный проект. Комитетом по образованию был приобретен для нас телескоп, который может управляться дистанционно. Мы хотим создать дистанционный курс «практической астрономии», чтобы каждый ребенок, находясь в школе или дома, мог иметь доступ к телескопу и наблюдать. Сейчас идет разработка методического комплекса, и в число разработчиков входят представители Пулковской обсерватории, астрономического отделения СПбГУ, планетария. К концу этого учебного года будет, наверное, запущена пробная программа. Что это дает ребенку? Это привлекает его к научно-исследовательской деятельности, он сам производит реальные наблюдения на телескопе, обрабатывает их. Благодаря такой возможности Федеральное агентство по образованию поручило нам проводить учебно-тренировочный сбор сборной команды России по астрономии. На нашей базе лучшие астрономы страны готовятся к заключительным этапам Всероссийской олимпиады и к международным олимпиадам.

На базе «Интеллекта» открыт виртуальный филиал Русского музея. Культурная составляющая - часть любого образования, поэтому программа Русского музея включена у нас в обучение. То есть 36 часов ребенок получает по своему предмету, и сверх того 4-6 часов на сессии мы отдаем музею. Ездим в музей, знакомя с его культурным наследием, вывозим детей в театры, на обзорные экскурсии.

Наш статус и возможности позволяют нам расширять границы до границ всей области. Ежегодно к нам съезжается много гостей на чествование одаренных детей губернатором Ленобласти. В этом году чествовали тех, кто получил премии в рамках нацпроекта «Образование». Из 64 человек, кстати, 13 детей - наши. Встреча всегда транслируется в режиме видеоконференции, и на ней выступают родители, дети, учителя.

Лисий Нос