Настоящая концепция - преемница концепции воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области 1998 года, и в ней нашли отражение основные идеи и положения модернизации российского образования, социальная, культурная, экономическая специфика региона, новые направления и способы решения современных воспитательных задач, основанные на идее воспитания гражданина и патриота своей земли. Об идее создания концепции и ее воплощении в жизнь рассказывает один из авторов проекта ректор ЛОИРО, заслуженный учитель РФ, кандидат исторических наук, профессор Сергей Александрович ЛИСИЦЫН.

- Образование - это взаимодействие обучения и воспитания. Оба понятия неразделимы. Последние пятнадцать лет проблема их сочетания была чрезвычайно сложной, потому что осуществлялся переход в новую культурно-историческую эпоху, эпоху информатизации. Хотя, как историк, могу сказать, что проблема воспитания в обучении всегда была в центре внимания. Если брать исторический аспект этого вопроса, то вспомним Древнюю Русь, поучения Владимира Мономаха своим детям - этот кодекс воспитания русского человека. В последующие времена проблема воспитания тоже рассматривалась как общегосударственная проблема. Еще Сергей Семенович Уваров, министр просвещения во времена правления Николая I, являющийся автором теории официальной народности, выдвинувшей три базовых элемента спасения нашего отечества - самодержавие, православие, народность, в статье 1827 года рассуждал о преподавании истории в целях воспитания.

Далее отношение к воспитанию в образовании развивалось своим путем. Были и блестящие победы, и огромные проблемы, и трудности, и даже драмы. После последней нашей революции на рубеже 1980-90-х годов XX века, а я это рассматриваю как действительно революцию, потому что произошел качественный сдвиг в нашей жизни, в политической системе, проблема воспитания стала как раз орудием политиков, и главный спор состоял в том, какова функция школы. На страницах педагогических изданий появлялись статьи, где говорилось, что школа должна обеспечивать обучение, а воспитание - это дело семьи, дело родителей. В ленинградском образовании эти дискуссии если и имели место, то очень незначительное. Мы всегда стояли на позиции, что воспитание - это такой же приоритет, как и обучение, и это такая же главная функция образовательного учреждения, как и то, что дети должны получать знания, умения и навыки. Однако с крахом традиционной идеологии, конечно, вопрос воспитания усложнился. Но тем не менее мы старались сохранить традиции воспитания. Тогда наш институт разрабатывал воспитательные системы образовательных учреждений. Мы понимали, что жизнь нам еще не позволяет выдвинуть основную идею воспитания, которая бы охватывала все наше региональное образование, поэтому предложили каждому коллективу педагогов самим продумывать, что они могут сделать в этом плане. Наверное, за счет этого мы и продержались. Действительно, тогда много формировалось инновационных технологий воспитания школьников в образовательном учреждении, каждая школа разрабатывала свою систему. Одна школа работала над культурологической системой воспитания, другая рассматривала воспитание нового гражданина мира и т.д. Но всей региональной системе образования, на мой взгляд, всегда был свойственен разумный консерватизм. Мы опирались на базовые ценности, старались их отстаивать, и время - это была единственная возможность, которая позволяла удержать в школе тот воспитательный потенциал, что формировался столетиями.

Постепенно ситуация менялась, и уже на грани нового века мы, обсуждая эти проблемы, посчитали возможным перейти от старой концепции воспитательных систем образовательных учреждений к концепции воспитания школьников нашего региона. Для этого надо было выработать основную идею. Сложность ситуации состояла в следующем: действительно, по мере, если можно так выразиться, возрождения России поляризовалось общество. Это было очевидным. Поляризовались и ценностные ориентации наших учащихся. В 2005 году мы провели интересное социологическое исследование среди старшеклассников школ Ленинградской области, посвященное ценностным ориентациям. Разбили опрашиваемых на категории: условно «богатые», условно «бедные». Соответственно этому изучали ориентации и увидели разницу. На вопрос об отношении к своей Родине ответы ребят, принадлежащих к категории условно «богатых», звучали так: дети хотели бы поменять место жительства. В вопросе, какой профессии ребята хотели бы посвятить свою жизнь, тоже была разница. Условно «богатые» хотели стать юристами, дипломатами, менеджерами, условно «бедные» на первое место ставили профессию учителя или врача. И мы задумались, что могло бы объединить эти две становящиеся параллельными линии? Да, в России нет ничего абсолютно единого. Как не было единого рабочего класса, единого крестьянства. Они никогда не были едиными с точки зрения того, что условия существования у всех были различны. Вот и среди школьников: кого-то подвозят в школу на «мерседесе», а кто-то не имеет денег, чтобы сходить в школьный буфет. Но что же, мы должны разрабатывать концепцию воспитания отдельно для школьников сельской школы? Для гимназии? Для обычной образовательной школы? Конечно, нет. Для этого надо было искать какую-то объединяющую идею.

- Нашли?

- Может, мы романтики, но мы посчитали, что в какой-то степени объединяющей идеей может быть глубокое уважение к той земле, на которой ты живешь. Уважение к ее истории, которая неповторима и занимает огромное место в истории русской культуры, в истории мировой культуры. И не только уважение, а соответственно участие в этих процессах. Мне кажется, что и богатые, и бедные должны помнить, что история России начиналась здесь. Ленинградская земля сыграла заметную роль в истории Отечества. Здесь ее начало и основные вехи развития. Старая Ладога явилась центром северо-западных русских земель. Крепости - военные, торговые и культурные центры северо-запада Русской земли - образуют серебряный пояс России. Здесь проходила оборона русских земель от многочисленных завоевателей. Петровское время открыло возможности всестороннего культурного и экономического обмена с Европой. Созидательные амбиции советской власти тоже здесь: та же Волховская ГЭС, которую называли очередным чудом света, в 1927 году дала электричества в шесть раз больше всех электростанций, что были в царской России. Петербургскую губернию, нынешнюю Ленинградскую область, в XIX веке называли «садом отечественной культуры». Весь цвет русской культуры - художники, поэты, музыканты жили на нашей земле. Любой район области знаменит чьим-то именем. И, наверное, не было тогда других ценностей, вокруг которых можно было создать систему.

Таким образом, мы разработали региональный компонент образования. Причем на весь процесс обучения: с начальной школы до старших классов, что является уникальным опытом в России. Что тоже уникально, это стало обязательной частью образовательного процесса. Уже в начальной школе дети изучают истоки нашей региональной истории, а в пятом классе они начинают изучать книгу, которая называется «Серебряный пояс России». В курс входят такие предметы, как природа Ленинградской области, природопользование и экология, история культуры Ленинградской земли с древнейших времен, экономика Ленинградской области, законодательство Ленинградской области. Весь комплект учебников подготовлен в ЛОИРО разными кафедрами и издан издательством «Специальная литература». В этом году мы делаем методические комплексы. В рамках этого проекта для будущих первоклассников уже подготовлена книга для семейного чтения «Бабочка над заливом» (ориентиры на карте области похожи на бабочку).

- Сергей Александрович, концепция воспитания реализуется на территории Ленинградской области уже три года и довольно успешно. Как вы думаете, почему все получилось?

- Может, потому что мы ничего не ломали и придерживались позиции осмысления происходящих процессов. Ко всему этому мы шли поэтапно. Я вспоминаю 1996 год, очень сложный, когда учителям не платили зарплату. Мы тогда проводили в Тихвине первую конференцию по региональному краеведению, и все волновались, удастся она или нет? И вдруг съехалось такое количество учителей истории со всех территорий области, что подумалось, это как раз то, за что можно ухватиться. Это был своеобразный компенсирующий механизм - обращение к своей истории. И сейчас у нас по всем муниципальным территориям написаны книги по истории, культуре этих земель. Причем авторами часто выступают учителя истории. Если сделать выставку, то, наверное, будет не менее ста наименований. Это стало неотъемлемой системой в обучении и воспитании школьников.

В наших планах провести исследование о воспитательной результативности данного проекта. Конечно, ставить задачу, что все дети останутся в крае навсегда и будут работать в нем, затея утопическая. Но главное, чтобы в результате воспитывался гражданин России. А это, я думаю, в какой-то степени достигается.

Время пионерских костров прошло, и сейчас основная задача воспитания - сформировать активное действующее лицо нашей жизни, а это не сформируешь лекциями, рассказами. Это можно сформировать участием в процессе самих ребят. Давно известно, что человек, только испытав что-то сам, может познать тот или иной опыт. И нам важно было в концепции определить, в чем суть этого опыта? Может быть, это будет участие в экологическом проекте, может быть, участие в конкурсе. В 2005 году был юбилей Победы, и мы провели первый виртуальный конкурс, посвященный этой дате. Результат превзошел все ожидания: в нем приняло участие огромное число ребят, и не только из области, но из-за границы. Второе, что удивило, это их обращение к семье. Думалось, что многие, как обычно, начнут переписывать историю, выбирая из интернета сведения, однако большинство ребят прислали сочинения о том, как семья пережила Великую Отечественную войну. А ведь это и есть собственный опыт! И этот опыт передастся потом следующему поколению. Наверное, мы должны работать в воспитании так, чтобы запасть в сердце. Тогда этот опыт сохраняется надолго.

- Сергей Александрович, какие еще направления деятельности в рамках данного проекта намечается реализовать в ближайшем будущем?

- Сюда удачно вписывается направление музейной педагогики. Мы стали тесно сотрудничать с Русским музеем, и во многих образовательных учреждениях области есть виртуальные филиалы музея. Также важное направление - школьные музеи. Потому что у нас сегодня только лицензированных школьных музеев более 50. Музейное дело - блестящая перспектива для воспитания. В чем ее преимущество? Это не может происходить без участия самих ребят: сбор экспонатов, экскурсии, экспозиции. А также не может происходить без участия семьи, ведь одна из главных задач концепции - привлечь к сотрудничеству семьи. Я, к примеру, стою на позиции, что надо возрождать родительские педвсеобучи, и мы частично этим занимаемся. Увы, это пока не стало нормативной основой, но мы создали в институте кафедру социального здоровья школьников, и уже во многих районах области ведутся занятия. Причем родительская востребованность очень высокая.

Думая о будущем, мы уверены, что надо расширять концепцию воспитания с тем, чтобы работать над интеллектуальной составляющей и поднимать роль и значение школьных библиотек. Расширять формы их работы. Работать с учителями гуманитарного цикла.

Если мы не найдем системного подхода к решению этой задачи, нашему образованию грозит интеллектуальный крах. Наши дети почти ничего не читают, не знают литературы, не знают истории. Они для себя выстроили приоритеты, и мы им не мешаем. Но очень нужно, чтобы интеллектуальная составляющая специалиста стала востребованной, он должен быть культурным человеком в любом случае.