Наперов В.А. Урок: каким ему быть. Педагогические раздумья о творческом поиске преподавателей и студентов. М., 2003. - 160 с.

В своем предисловии к книге автор, директор Брянского кооперативного техникума, заслуженный учитель России, дипломант Всероссийского конкурса «Лидер среднего профессионального образования-2004» Валерий Александрович Наперов рассказывает о финале одного театрального спектакля, который довелось ему видеть. «Актеры, талантливо отыграв, незаметно растворились в темноте сцены, над которой неожиданно стали вспыхивать и медленно падать яркие звезды». Завороженные и восхищенные зрители, стоя, хлопали в ладоши. Хотелось бы, чтобы встречи учителя и ученика были озарены таким же блеском «звездных уроков». Как к этому прийти? Видимо, надлежит осознавать одно из отличий учительской профессии от актерской: артист работает с залом, а педагог - с каждой отдельной личностью. А личность - это целый комплекс индивидуальных качеств, она неповторима.

О чем эта книга, в общем-то, видно из названия. Каким быть уроку? Что такое урок? Для автора это не просто занятие, где учитель «транслирует» знания, или, проще говоря, передает их ученикам, и так изо дня в день. Это 45 минут общения друзей. «Давайте поговорим!» Такое вот не совсем обычное, на первый взгляд, предложение я услышал как-то на уроке. Да ведь мы только и делаем, что во время занятий говорим! Что же еще хотят услышать от нас студенты, какого разговора ждут... Похоже, не формулами едиными живут семнадцати-восемнадцатилетние люди. Они хотят большего. Но чего?» В этом и пытается разобраться автор, щедро делясь с читателем своим богатым опытом педагога-практика. Он, как сказано в одном из отзывов о книге, «является современным Дон Кихотом в педагогике, который и в нынешнем жестоком, практичном мире стремится учить молодежь не только профессиональным навыкам и умениям, но и благочестию».

Наперов В.А. Увлекательный менеджмент. В дополнение к учебнику и просто для жизни. М., 2007. - 192 с.

Обращает внимание подзаголовок книги «...и просто для жизни». Действительно, в жизни, в профессиональной деятельности очень пригодятся «обереги менеджера», собранные автором в одной из глав. Это советы, как слушать, говорить, вести себя, это несколько простых способов понравиться людям, правила критики, пять запрещенных фраз, перечень причин неудач в карьере руководителей. Но дело не только в простых советах, подобные рекомендации можно найти и в книгах по практической психологии. «Увлекательный менеджмент» продолжает тему предыдущей книги Валерия Наперова «Урок: каким ему быть». И недаром в подзаголовке стоят слова «дополнение к учебнику». Книга зовет к совместному поиску решений. За строкой учебника об управлении лежит жизнь, которая порой не подчиняется описанным правилам. Завтрашнему выпускнику, будущему менеджеру, эта книга поможет создать фирму, где все любят свою работу, ему пригодится опыт японских предпринимателей и навыки самомендежмента. Конечно, и для преподавателя в ней немало интересного, ведь урок - это совместный поиск.

Елена Искра. «В глубине стекла». М., 2006. - 318 с.

Елена Искра - это псевдоним постоянного автора «УГ» Василия Вашкова.

Есть в литературе темы, которые она отчего-то либо вообще не замечает, либо касается вскользь. Как это ни парадоксально, к ним относится и тема школы.

Роман «В глубине стекла» пытается раскрыть эту тему сегодня, причем изнутри, с позиции учителя. Это тем более интересно, что автор знает реальную современную школу, так как прошел весь учительский путь сам. В центре романа судьбы двух молодых учителей, Олега и Ольги, пришедших работать в школу вопреки расхожему мнению конца 1990-х, что «в школе работать - это уже совсем отстой». Их непростые личные взаимоотношения, родившаяся и крепнущая любовь тесно переплетаются с проблемами нравственного и социального кризиса, охватившего страну в этот период.

Что такое любовь? Готовность получать радость или способность разделить бремя забот? Что важнее, благоразумный расчет или порыв души? Все эти и многие другие «вечные» вопросы приходится решать героям романа. И каждый делает это по-своему. В романе хорошо отражено, насколько по-разному мужчина и женщина видят мир, насколько различны мотивы их, казалось бы, одинаковых поступков.

Личная, любовная линия произведения неразрывно переплетается со школой, охватывая многие ее проблемы: кто и по каким причинам приходит работать туда, ее система управления, где много случайных людей, не справившихся с работой учителя, а теперь учащих их работать, и многое другое. Автор очень хорошо показывает, как нищенская зарплата и жадность калечат людей, искривляют до неузнаваемости те нравственные принципы, которые они проповедуют детям. Что же говорить о неопытных молодых людях, которые, попав в эту систему, подобно Ольге, ломаются и плывут по течению или уходят, если не желают мириться с подобной порочной практикой, как Олег. В романе глубоко затронут вопрос об отношении общественности к школе, когда каждый советует, как учить, мало представляя, как это следует делать.

Книга написана хорошим литературным языком в лучших традициях классической литературы, что в наши дни - большая редкость.

Краеведение. Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие /Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко. М., 2007. - 128 с.

Любой современный учитель-практик ощущает тесноту рамок традиционного урока. Краеведческий подход в образовании позволяет закреплять содержание базовых учебных дисциплин, значительно расширяя возможности.

Представим себе школу, расположенную неподалеку от леса или городского парка. Прогулки и походы в лес желанны и интересны, потому что встреча с природой - всегда новые открытия. Школьными программами по географии, биологии, экологии предусмотрена организация учебных природных экскурсий. Беда, если учитель каждый раз задается вопросом, где эту экскурсию провести. Но если есть территория рядом со школой, проблема отпадает сама собой. Изучена местность, ее познавательные возможности, объекты для наблюдений, многократно отработана методика групповых занятий. Профессиональный учительский труд значительно облегчается. На одних и тех же маршрутах в разное время года можно проводить разные сезонные наблюдения.

Используя «типовые» (традиционные - из года в год повторяющиеся) маршруты для классов каждой параллели начальной, средней и старшей школы, учитель постоянно накапливает информацию о регионе и его краеведческих возможностях. Собранный по одним и тем же маршрутам краеведческий материал с успехом можно использовать для урочного преподавания.

Книга «Краеведение...» - модельный проект учебных исследований во внеклассной работе по истории, географии, биологии и экологии. В ней представлены методические подходы и опыт проведения познавательных путешествий в ближнем к школе лесном массиве - учебном туристском полигоне. Для составителей примером такого полигона послужил природный парк Москвы «Битцевский лес». Учителя многих московских школ могут воспользоваться им для предметного преподавания и проведения учебных экскурсий, туристских прогулок и походов с детьми. Однако, несмотря на разнообразие природы и своеобразие каждого лесного массива, многие территории имеют общие климатические особенности, сходные растительные и животные сообщества. Поэтому содержание большинства материалов этой книги почти универсально для школ, расположенных в средней полосе России.

Книга адресована учителям школ, педагогам дополнительного образования, заместителям директоров школ по учебно-воспитательной работе, организаторам внеклассной и внешкольной работы, руководителям образовательных учреждений, специалистам органов управления образованием, методистам учебно-методических центров, краеведам. Книгу будет интересно прочитать в кругу семьи, использовать родителям для лесных прогулок с детьми.