Для Людмилы Александровны Святун, директора школы №1302, важно, как и чем отзовется слово. Как литератору, ей интересны те книги, которые не дань моде отдают, а учат сопереживать и преодолевать, учат становиться людьми. Именно поэтому следующим сюжетом для творческого воплощения ее учениками стала «Повесть о настоящем человеке» Полевого. Рассказ о мужестве и жизнелюбии.

Средняя общеобразовательная школа №1302 с углубленным изучением иностранных языков Северо-Западного окружного управления образования создана как модель нового учреждения, осуществляющего непрерывность и преемственность в обучении и воспитании, опираясь на основополагающие принципы: качество, эффективность, доступность образования. С первых дней своего становления руководствовалась в работе принципами гуманизации, демократизации, диверсификации образования.

С 1997 года школа ввела программу международного бакалавриата (MYP IB). Идеи культуры мира, ненасилия всегда были приоритетами как в содержании работы школы, так и в психологии общения. Личность ребенка, забота о его нравственном, физическом, интеллектуальном развитии, его защищенность в социуме - это определяющая линия здешней философии.

Здесь всегда стараются расширить возможности детей в изучении иностранных языков. Интерес к грамматическому строю и фонетическим особенностям перерос в изучение истории культуры, традиций, быта народов Франции, Германии, Великобритании, США. Установление контактов со школами Атланты и Денвера, шведского Питео, Франкфурта-на-Майне обеспечили практику международных связей и формирование навыков культуры мира.

Учитель английского Майя Цыперсон сверяется со своими впечатлениями о достижениях ученика с прочерченным графиком его познавательного роста. Так, синтаксис следует подтянуть, а с семантикой наметился явный прогресс. Прогресс в освоении курса показывает не только четкая координатная линия, об этом говорит и грамматическая лестница, по которой, начертив ее на ватмане, карабкаются девчонки и мальчишки вверх к глубокому овладению тонкостями иноязычной стилистики.

Заместитель директора по инновационной деятельности 1302-й, учитель английского языка Надежда Нежурина не хочет довольствоваться малым, да просто она и не умеет этого делать. Уроки в школе выливаются в авторские курсы, такие как «Всемирная история живописи на английском языке», который рекомендован Московским институтом открытого образования к публикации в виде методических рекомендаций, «Основы межкультурной коммуникации», который ценен тем, что формирует основы поведенческой культуры в условиях поликультурного мира.

Кроме этих двух курсов, в школе, следуя традициям, читают «Английскую и американскую литературу», «Страноведение», «Бизнес-английский». В рамках этих предметов здесь занимаются разработкой узких тем, сочетают уроки с проектной работой, формулируют систему контроля качества. Это задел на будущее - оригинальная подготовка к ЕГЭ. Пока же в начальной и средней школе формулируется формат аттестации. И это, по сути, экспериментальная деятельность 1302-й.

Памятуя о добрых привычках старушки Великобритании, в школе создали Английский клуб для родителей. Он отличается от родительского собрания тем, что на встречах солидных леди и джентльменов ведется великосветская беседа не об успехах или неуспехах их детей, а о том, чем конкретно занимаются здесь на уроках, показывают, чего хотят добиться и как это получается. Мамы и папы могут задавать вопросы о методиках обучения и альтернативных формах работы с детьми. Дома, например.

Транслирование уникального опыта, накопленного школой, родительской аудиторией не заканчивается. В 1302-й считают, если хорошая система сложилась, ее надо немедленно показать другим. Например, здесь построили схему работы по подготовке к Единому госэкзамену и одновременно подготовке к Кембриджским экзаменам за 3 года (в 9-11-х классах) при определенной нагрузке. Нашли оптимальную серию учебных пособий для этого. Тематическое планирование, а ведь это уже готовый продукт, волнует каждого, и на московских педагогических марафонах учебных предметов обычно от желающих узнать об этом подробнее отбою нет. Кроме марафонов, школа проводит окружные семинары. В этом году и начальная, и средняя школа дважды делились своими наработками, демонстрируя компетентностно-ориентированный подход в изучении иностранных языков на начальном или среднем этапе.

Учитель немецкого языка Елена Гуцалюк гордится, что о приключениях всевозможных Лоттхен и Гансов с этого года в 1302-й первоклашки стали читать практически в оригинале. Немецкий введен уже как первый язык. Французский остается пока только вторым иностранным, но и к его изучению относятся здесь весьма серьезно. Со своим партнером по инновационной площадке - образовательным учреждением №1286, специализирующемся на обычном говоре парижан, - отношения у школы близкие и конструктивные.

Сегодня здесь прорабатывают идею билингвальных уроков, чтобы английский более органично смог зазвучать в контексте немецкой речи или его оксфордский прононс не смешался с милым журчанием французского. Пока эта идея опробуется в проектах.

С проектами здесь связаны устремления многих. Регулярно школьники участвуют в конкурсе «Будущее Северо-Запада». И не важно, совята ли это из 1-4-х классов, искатели из 5-9-х или лидеры 9-11-х, сражение за первые места ведут они нешуточные. Да и на других конкурсах, в том числе фестивале «Таланты Московии», ребят из 1302-й за прекрасные выступления отмечают дипломами. В городской научно-практической конференции «Петровские чтения: язык - основа национальной идентичности и средство межнационального общения» 1302-я выступает третий год, и на сей раз ребята отметили свое участие, получив звание лауреатов в номинации «Оригинальность темы».

По инициативе Департамента образования и Московского института открытого образования школа №1302 стала экспериментальной площадкой по языковому образованию. Научный руководитель площадки, заведующая лабораторией иностранных языков МИОО Галина Корникова, вместе с учителями апробирует здесь предпрофильное и профильное обучение. Рождение полигона для испытания новейших технологий здесь вполне логично. В школе активно развиваются международные связи. Действуют программы международного обмена со школами Швеции, Германии, Америки. При реализации этих программ девчонки и мальчишки не только совершенствуют свои языковые знания. Они учатся вести дискуссии между ровесниками в любой точке Земли, затрагивающие вопросы экологии, образования, экономики. Полемика сплачивает подростков и способствует дальнейшему улучшению взаимопонимания. Учениками и выпускниками школы №1302 создан клуб «Yes».

Ежегодно российские школьники успешно сдают международные сертификатные экзамены Кембриджского экзаменационного института:

- 6-й класс - KET (Key English Test);

- 8-й класс - PET (Preliminary English Test);

- 10-й класс - FCE (First Certificat in English) .

Начиная с 1999 года школа работает по комплексной городской программе «Москва на пути к культуре мира», нацеленной на проведение работы по воспитанию населения в духе мира, прав человека, демократии и толерантности, а также укрепление согласия и взаимопонимания в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, развитие связей с регионами Российской Федерации.

Проект комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира» подготовлен в соответствии с Соглашением между Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и правительством Москвы о сотрудничестве в реализации проекта «Культура мира в России».

В ходе реализации проекта его участники - юные миротворцы не только проводили мероприятия, направленные на укрепление мира, но и изучали историю миротворческой деятельности нашей страны и мирового сообщества в целом. При этом к воспитательной работе с детьми и подростками привлекались бывшие военные наблюдатели ООН, ветераны-миротворцы Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ, а также других ведомств, участвующих в урегулировании конфликтов в рамках системы ООН.

Школа участвует в комплексной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, проживающих на территории района Строгино, организаторами которой выступают Комитет по делам семьи и молодежи правительства Москвы, Комитет по общественным связям, московский молодежный клуб ЮНЕСКО.

Кроме того, школа ежегодно принимает участие в программе «Самая творческая школа» района Строгино.

В год 55-летия Победы в Великой Отечественной войне в школе был открыт музей ветеранов ВОВ.

В литературной гостиной, наполненной незримыми образами смущенной Наташи Ростовой и вальяжной мадам Шерер, царит дух предвкушения встречи с блистательным чтецом, таким, например, как пятиклассник Влад, познания глубины поэтической строчки, удивления мелодикой волшебной рифмы. «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал, душу мне наполнил страстью, ум сомненьем взволновал?..»

Хозяйка салона - учитель русского языка и литературы, почетный работник общего образования Людмила Апухтина любит яркие костюмированные собрания, преображающие ее детей до невероятности и превращающие их в исторических персонажей. Вот они забавно задирают друг друга, пытаясь спровоцировать дуэль, вот, пытаясь победить застенчивость, готовятся к балу. Шуршат страницы книг, лихорадочно перелистываемых в поисках информации о том, как и в чем, шуршат а la муаровые туалеты, подготовленные специально для этого случая.

На уроках у Натальи Новиковой девчонки и мальчишки решают для себя, что такое любовь и дружба, верность и предательство, страсть к преодолению и характер. Порой для лучшего понимания прочитанного произведение инсценируют, проигрывая ситуации, пропуская переживания через себя, ребята осознают, какими чувствами руководствовались молодогвардейцы и как не превратить свою судьбу в кошмар, зависящий от старения тщательно скрываемого портрета.

Несмотря на явный гуманитарный уклон 1302-й, здесь существует пиетет перед науками естественно-математического толка. В школе разработали курс естествознания для 5-го класса, который в щадящем режиме вводит вчерашних егозят начальной школы в мир среднего звена образования. Интегрировав несколько дисциплин, химик Елена Силаева и физик Елена Степанова дарят ребятам богатство понятия «естественные науки». Найти информацию в учебниках, энциклопедиях, книгах несложно, важно уметь ее сегментировать, вычленить нужное, понять и принять. Иногда для этого стоит натянуть на себя шкуру инопланетянина, построить модель Вселенной или расслабиться, посмеявшись, выявляя квинтэссенцию сущего на заседаниях клуба веселых и находчивых. И никогда не помешает сконструировать самый запредельный агрегат с помощью конструктора «Лего», выяснить, какие вопросы следует задать учителю или какие ответы следует искать в фолиантах ученых для того, чтобы это действительно заработало.

Интеграция предметов естественно-научного и гуманитарного циклов формирует у ребят из 1302-й целостное мировоззрение. Их обучение охватывает модули, которые можно охарактеризовать как: вечные вопросы бытия и личности в культуроведении; сохранение научного и культурного наследия; философия Пифагора и его учение; здоровый образ жизни; урбанизация и сохранение природы; исторические типы городов земного шара; летопись человечества; математические методы исследований естественных и гуманитарных наук; ресурсное обеспечение будущего: нетрадиционные источники энергии.

Людмила Александровна не устает повторять: для того чтобы влюбить ребенка в звезды, надо ему о них рассказать как можно раньше. Диалог с космосом ведется в школе постоянно.

А популярное выражение педагога-психолога 1302-й Маргариты Мешаниной - «Бороться с характером бесполезно, его надо узнать и приручить». В этом она и пытается помочь ребятам на индивидуальных и групповых занятиях. Сели в круг и, передавая друг другу симпатичного мумитролля, сказали друг другу: «Я очень рад учиться с тобой. Мне приятно находиться рядом, и ты так хорошо сегодня выглядишь!»

Здание начальной школы находится отдельно от общей. Это позволяет ребятам подольше почувствовать тепло камерного уклада, особую заботу о себе, не потому, что ты еще маленький, а потому, что ты скоро вырастешь. Ведает ватагой шаловливых пострелят завуч Елена Короткая. По словам Елены Ивановны, малыши от старших не отстают, здесь работает внедренческая площадка, действуют развивающие программы, много времени посвящают изучению иностранного языка. Но при этом в первую очередь здесь огромное внимание уделяется заботе о здоровье, с такими нагрузками оно должно быть богатырским.

Директор школы с углубленным изучением иностранных языков №1302 Людмила Святун не устает хвалиться званиями и заслугами своих педагогов. А как же иначе? Их регалии получены не за что иное, как за развитие родной школы, за вклад в ее совершенствование, за то, что они делают для того, чтобы детям нравилось здесь учиться, чтобы они обрели здесь тот внутренний стержень, который станет их опорой на жизненном пути, а родителям было чем гордиться, говоря, что их чадо ходит в 1302-ю.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

  • Директор - внимательный собеседник

  • Елена СИЛАЕВА знает, чем увлечь юных исследователей