Реальные изменения в содержании профессиональной деятельности учителей-предметников, а затем и педагогического коллектива в целом будут происходить лишь тогда, когда у учителей появится четкое осознание необходимости и более глубокое понимание возможностей и целесообразности применения ИКТ в учебном процессе. За счет реализации основных дидактических принципов, заложенных в ИКТ, время урока может использоваться наиболее эффективно.

Очевидно, что, используя ИКТ на уроке и вовлекая тем самым максимальное число каналов восприятия каждого учащегося, а также одновременно воздействуя на учащихся с различными типами восприятия, учитель способен добиться гораздо больше, чем с помощью традиционных методов. Однако поначалу убедить в этом основную массу педагогов было совсем нелегко.

Учителя, по тем или иным причинам выступающие против внедрения ИКТ в свою профессиональную деятельность, сами того не осознавая, тормозят обновление всего образовательного процесса, поскольку не готовы признать себя активными участниками процесса создания новой информационной образовательной среды своего учебного заведения, имеют слабое представление о дидактических возможностях персональных компьютеров (ПК), о построении урока с использованием ИКТ, а также обо всем многообразии современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по своему предмету; слабо владеют ПК и ИКТ, но самое главное - боятся осознания как своей обновленной роли в образовательном процессе, так и своей ответственности за внедрение ИКТ в учебный процесс. Все это приводит к резкому сопротивлению инновациям и нежеланию учителя-предметника работать в новых условиях, поэтому здесь существенным может оказаться внедрение долгосрочной комплексной программы по изменению системы ориентиров и формированию современной профессиональной культуры учителя-предметника, отвечающей условиям информатизации учебного процесса. Такая программа - комплексная программа профессиональной подготовки учителей-предметников в области ИКТ была принята в нашем центре в 2007 году, она предполагала вовлечение учителей в многоплановую инновационную деятельность, ориентированную на постоянное применение ИКТ в учебном процессе.

Программа состоит из следующих этапов: изучение специальной литературы; обучение на курсах повышения квалификации в области ИКТ; профессиональное общение в интернет-сообществах; участие в конкурсах профессионального мастерства по инновационным технологиям в сфере образования; выступления на конференциях и семинарах, посвященных проблемам внедрения ИКТ в образование; публикация статей по инновационной деятельности; разработка авторских ЭОР; применение ИКТ на уроках; интеграция различных предметных областей с предметом «Информационные технологии» (ИТ).

Основная ступень, на которую должен подняться каждый учитель-предметник независимо от возраста, квалификации, уровня учащихся или других факторов, - его профессиональная подготовка в области ИКТ, которая включает на первом этапе - техническом - освоение ИКТ на уровне активного пользователя и разработчика несложных ЭОР, а на втором - предметном - подготовку учителя-предметника как эксперта и пользователя готовых программных продуктов в своей предметной области, имеющихся на образовательном рынке; как создателя авторских ЭОР, отвечающих конкретным целям и решающих поставленные на уроке задачи. Причем если на первом этапе профессиональную подготовку учителей-предметников осуществляют преподаватели ИТ, то на втором - это задача специалистов, одинаково хорошо владеющих как методикой преподавания предмета, так и ИКТ, то есть преподавателей-предметников, уже имеющих опыт использования ИКТ в учебном процессе.

Сейчас в Центре образования №1678 создана и в 2008-2009 учебном году будет апробирована интегрированная программа модульного курса профессиональной подготовки учителей-предметников гуманитарного цикла в области ИКТ, рассчитанная на 36 часов занятий в компьютерном классе. Курс назван «Создание интерактивных учебных материалов по гуманитарным дисциплинам на базе программной среды MS PowerPoint с элементами VBA». Он предназначен для учителей-предметников, уже освоивших азы работы на ПК, и состоит из трех блоков - психолого-педагогического, технического и предметно-методического. Основная цель курса - обучение слушателей созданию интерактивных учебных материалов по своему предмету в виде разработок к урокам или полноценных электронных учебных пособий, включающих не только информационные блоки, но и тренажеры, а также тестовые задания различных форматов.

Сегодня уже можно говорить о том, что принятая в ОУ комплексная программа профессиональной подготовки учителей-предметников в области ИКТ базируется на деятельностном подходе и предполагает вовлечение педагогов в инновационную деятельность, ориентированную на коренную перестройку их профессиональной культуры. Реализация в рамках центра модульного курса профессиональной подготовки учителей-предметников гуманитарного, а затем и естественно-научного цикла в области ИКТ будет способствовать трансформации учебного процесса в компонент новой информационной образовательной среды, что приведет к изменению содержания профессиональной деятельности учителей и окажет существенное влияние на эффективность их работы. Дальнейшее развитие научно-методической деятельности нашего учебного заведения будет способствовать превращению его в центр, предлагающий услуги по обучению ИКТ учителей-предметников из других образовательных учреждений округа и города.

Елена КАШАЕВА, директор ЦО №1678 «Восточное Дегунино»; Ольга КОРЧАЖКИНА, учитель английского языка ЦО №1678, «Восточное Дегунино»