Учебно-методический центр по профессиональному образованию подготовил проект плана мероприятий на 2008 год, предусматривающий:

- создание условий для инновационного развития учреждений профессионального образования и повышения качества профессиональной подготовки;

- развитие государственно-общественной системы управления подготовкой рабочих кадров;

- обновление нормативно-правовой базы системы профессионального образования;

- обеспечение системы профессионального образования высококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами;

- организацию воспитательной работы с обучающимися в учреждениях профессионального образования;

- пропаганду рабочего труда и профессиональную ориентацию молодежи;

- учебно-методическое обеспечение учреждений профессионального образования;

- методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров огромное значение имеет уровень и база проведения практики. В связи с этим в феврале 2008 года объявлен городской конкурс «Учебно-методическое обеспечение производственной (профессиональной) практики студентов». Проведение такого конкурса, на наш взгляд, обеспечит инновационные подходы к организации и проведению производственной (профессиональной) практики, позволит совершенствовать и распространять эффективные формы, методы ее организации, повышать качество подготовки специалистов, свободно владеющих специальностью, ориентированных на смежные области деятельности и готовых к постоянному профессиональному росту. В ноябре 2008 года запланировано проведение городского конкурса на лучшую методическую разработку по специальным и общепрофессиональным дисциплинам. Этот конкурс, на наш взгляд, позволит систематизировать применяемые колледжами эффективные инновационные технологии, изучить и обобщить передовой педагогический опыт, создать систему методического обеспечения образовательного процесса.

С 2005 года Управление науки и профессионального образования Департамента образования при участии Рособразования, Совета директоров средних специальных учебных заведений Москвы и Московской области проводит региональные олимпиады по специальностям. В 2006 году олимпиады проводили по 9 специальностям, в 2007-м - по 11, а в 2008 году Министерством образования и науки РФ объявлены олимпиады уже по 15 специальностям СПО, которые будут проведены в марте - апреле 2008 года.

Эффективность работы образовательных учреждений профессионального образования зависит от готовности административных и инженерно-педагогических работников участвовать в решении новых задач. При непосредственном участии управленческих кадров осуществляется разработка программ развития ОУ, учебно-методических комплексов профессий и специальностей, обеспечивающих качество и результативность учебного процесса; заключаются договоры с руководителями баз практики. Возможности инновационного развития колледжа во многом определяются потенциалом преподавательского состава и мастеров производственного обучения, которые не только реализуют основные профессиональные образовательные программы в учебном процессе, но и непосредственно участвуют в формировании личности будущего специалиста. Повышению квалификации руководящих кадров колледжей мы придаем очень серьезное значение. Трансляция и обобщение передового опыта, инновационных разработок происходит через городские методические объединения, школы передового педагогического опыта, мастер-классы, семинары. В 2007-2008 учебном году при центре начали работу 33 методических объединения, 2 школы молодого мастера и 1 школа передового педагогического опыта, 2 мастер-класса.

Проблематика конференций, семинаров, методических объединений обусловлена актуальными проблемами развития городской системы профессионального образования. Например, для методического объединения заместителей директоров по учебно-методической, научно-методической работе и заведующих методическими кабинетами (методистов) для изучения и обсуждения была выбрана проблема «Компетентностный подход к подготовке специалистов в системе СПО», в течение всего 2008 года объединение будет рассматривать проблему «Содержание и формы практического обучения обучающихся учреждений СПО в соответствии с потребностями рынка труда», пройдут семинары по темам «Система комплексного учебно-методического обеспечения производственной (профессиональной) практики» и «Формы самостоятельной работы студентов как элемент самоконтроля». Кроме того, методическое объединение заместителей директоров по учебной работе рассмотрит проблему «Методическое обеспечение интегрированных учебных программ», заместители примут участие в семинарах с использованием научного потенциала высшего профессионального образования, на которых планируется рассмотрение различных моделей интегрированных учебных программ. Как ведущая проблема определена «Проверка функциональной целесообразности и результативности структурно-функциональной модели контроля образовательного процесса в целях формирования профессиональных компетенций».

Для повышения качества подготовки и совершенствования педагогического мастерства преподаватели специальных дисциплин на своих объединениях рассмотрят такие проблемы, как: «Совершенствование форм и методов преподавания спецдисциплин с внедрением информационных технологий (профессии: «Парикмахер», «Секретарь», «Секретарь-референт», «Бухгалтер», «Швея»)», «Механизм обновления содержания профессиональной подготовки рабочих связи, художественного и полиграфического профилей». Об «Учебно-программном и учебно-методическом обеспечении образовательного процесса» пойдет разговор с мастерами производственного обучения в Школе молодого мастера (профессии: «Секретарь», «Секретарь-референт»).

Немалое значение мы придаем пропаганде рабочего труда и профессиональной ориентации молодежи, этому способствует проведение различных профессиональных конкурсов, выставок, смотров. В нынешнем году уже в одиннадцатый раз пройдет городской конкурс профессионального мастерства «Московские мастера». Он пройдет по 12 профессиям, согласованным с отраслевыми горкомами профсоюзов, из которых по четырем - впервые («Парикмахер», «Кондитер», «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ», «Столяр»). В ходе подготовки финальных этапов конкурса в образовательных учреждениях будет проведен частичный ремонт производственных помещений, станков, оборудования; приобретено новое оборудование, инструменты, что будет способствовать пополнению материально-технической базы учреждений профессионального образования. В региональном этапе конкурса профессионального мастерства «Экзерсис» примут участие 20 образовательных учреждений Москвы и Московской области.

В. ДАВЫДОВА, заместитель директора Учебно-методического центра по профессиональному образованию