Ход урока

1. Анализ темы, определение круга проблем, которые будут обсуждаться на уроке

Учитель: Проанализируйте тему занятия и попытайтесь сформулировать проблемные вопросы, которые будут в центре нашего внимания на уроке.

В процессе обсуждения они формулируют главные вопросы, которые предстоит решить: каковы плюсы и минусы сленга как явления языка? Насколько целесообразно использование сленга в речи?

Учитель: Ознакомьтесь с цитатами из некоторых современных изданий. О какой проблеме заставляют нас задуматься приведенные цитаты?

«Банкиры ожидают дальнейшего обесценивания «зеленого» и уверены, что населению все равно надо сбагрить баксы, пусть даже с убытками».

«Можно ли вызывать страхового агента в случае, если вы подозреваете, что ДТП - подстава?»

«Если ты, крендель, не втыкаешься в панк, то дальше можешь не читать. А если втыкаешься, то еще одна тюлька - эти ребята интервью не дают никому».

На уроках русского языка и стилистики ребята получают представление о том, что сленг - разновидность лексики ограниченной сферы употребления. Но анализ данных цитат позволяет выйти на серьезную проблему: одна из характерных примет нашего времени - активизация сленга, выход его за рамки молодежной среды. Множество подобных примеров могут привести и сами ребята, достаточно вспомнить хотя бы известные рекламные ролики: нам предлагается «оторваться по полной», «затусоваться», «понаклеить там и тут прикольные татушки», купить «крутой мотоцикл»... Хорошо это или плохо, что сленг перестал быть явлением исключительно молодежной среды? С чем это связано? Как к этому относиться? Может быть, сленг - это язык нового поколения? Вот круг вопросов, о которых предлагается поразмышлять ребятам на уроке.

2. Исследование особенностей сленга как явления языка

Учитель: Первый аргумент «за» - молодежный жаргон так или иначе существовал всегда. Как вы думаете, почему в молодежной среде возникает такое явление, как сленг? Размышляя о причинах этого явления, ребята говорят о желании молодежи отвергнуть в одежде, музыке и даже речи то, что обыденно, скучно, привычно, установить «свои правила», сделать жизнь ярче, интереснее, выразить протест миру взрослых.

Индивидуальное задание. Один из учеников, готовясь к уроку, выполняет задание: вместе с родителями составить небольшой словарик молодежного жаргона 80-х годов. Ребята с интересом узнают, какие слова употребляли их папы и мамы в пору студенческой юности, и выясняется, что многие из этих слов (например, «любер», «лимита», «мажор») им непонятны.

Ученикам предлагается вопрос: в чем причина того, что многие слова молодежного жаргона 80-х годов оказываются непонятными для вас, юношей и девушек начала ХХI века?

Для анализа ученикам предлагаются специально подобранные статьи из толкового словаря «Молодежный сленг». (Задания распределяются по рядам и выполняются в парах.)

Задание 1. Ознакомьтесь с некоторыми словарными статьями из толкового словаря «Молодежный сленг». Какие выводы об этимологии (происхождении) сленга можно сделать, проанализировав и сопоставив данные словарной статьи?

Забить, -бью, бьет, сов. 1. Что, кого. Занять что-л., продемонстрировать свои притязания на кого-л., что-л., никем не занятое, никому не принадлежащее. Забейте мне местечко у окна. 2. Договориться о чем-л. Все, забито! 3. Наметить какое-л. дело на какое-л. время. На 15 апреля забит выпуск альбома. 4. Порвать с кем-л., отказаться от чего-л. Забей на него. 5. На что. Студ., шк., спорт. Пропустить занятия без уважительной причины. Я вчера забил на пару. 6. На что. Начать с презрением относиться к чему-л. Да забил я на все это дело. 7. На что. Забыть о чем-л. неприятном. Забей на эту историю.

Зависнуть, -ну, нет, сов. 1. Остаться где-л., на какое-л. время. Я завис у нее на трое суток. 2. На ком, на чем. Сильно увлечься кем-л., чем-л. Он на этой группе завис. 3. Комп. Дать сбой (о компьютере, компьютерной программе). 4. Шутл. Перестать понимать что-л. Я завис - ничего не понимаю.

Лечить, лечу, несов., кому, кого, неодобр.

1. Обманывать кого-л. Лечи кого-нибудь другого. 2. Давать непрошеные советы, навязывать свой образ жизни. Не надо меня лечить, я сам все знаю!

Лох, -а, м. 1. Пренебр. Невнимательный, наивный человек, простак, разиня. Лохам на заметку. / Из уголовного жаргона: лох - «жертва преступления». 2. Пренебр. Необразованный, ограниченный, лишенный вкуса человек. Плохо одетых и ничего не представляющих из себя они называли лохами. 3. Пренебр. Дилетант, непрофессионал. Российские лохи пытались раскрутить швейцарский банк.

Мыло, -а, ср., шутл. Комп. 1. Электронная почта. Получить сообщение по мылу. / От англ. Mail.

Олды, -ов, мн. 1. Родители. Олды уедут, тогда придешь. / От англ. Old - старый. 2. Сист. Хиппи старшего возраста. Вон олды идут, трузера еще с тех времен.

Задание 2. Ознакомьтесь с некоторыми словарными статьями из толкового словаря «Молодежный сленг». Какие выводы о словообразовании в области сленга можно сделать, проанализировав и сопоставив данные словарные статьи? Докажите, что жаргонные слова образуются по устоявшимся словообразовательным моделям.

Воркать, -аю, -ает, несов. Работать. Я нынче не воркаю.

Воркоголик, -а, м., шутл. Трудоголик. Мы с Харри такие воркоголики, что и алкоголиками стать некогда.

Взмедитнуть, -ну, -нет, сов. Предаться краткой медитации, ненадолго отрешиться от проблем, суеты. Хожу на реку взмедитнуть.

Пипл, -а, м., мн. пиплы, -ов и пиплз, неизм. 1. Сист. Хиппи, член хип-системы. 2. Член какой-л. тусовки, компании. Пиплы купали друг друга в фонтане. 3. Любой человек. Что этот пипл здесь делает? 4. Народ, люди. Пошли отсюда, здесь очень много пипла.

Пипленок, -а, м., шутл. Ребенок.

Пиплик, -а, м., уменьш.-ласк. Член хип-системы.

Пипловский, -ая, -ое. Свойственный хиппи. Пипловский прикид.

Пиплуха, -и, ж., шутл.-ирон. Девушка-хиппи. Там три пиплухи на скамейке.

Задание 3. Познакомьтесь с некоторыми словарными статьями из толкового словаря «Молодежный сленг». Какие явления, характерные для лексики в целом, существуют и в сленге?

Мак 1, -а, м. Кафе «Макдоналдс». Встретимся у Мака на Тверской.

Мак 2, -а, м. Компьютер фирмы Apple Macintosh. Проект сделан на Маке.

Мак 3, -а, м. Пистолет системы Макарова. Мак с собой?

Деньги: ахча, бабки, бабло, бабульки, баксы (о долларах), деревяшки, мани, металл, таньга, тугрики и т.д.

Квартира: база, будка, вигвам, дупло, окоп, пещера, фатера, флэт, хаза, чум и т.д.

Одежда: дресс, прикид, упаковка, шмотки и т.д.

Разуть айзы - смотреть внимательно, фильтровать базар - быть осторожным в выборе выражений, снести башню - свести кого-то с ума, гнать волну - выражать свое негативное отношение к кому-либо, гнать ботву - говорить ерунду, без напряга - легко, свободно.

(Ученики выступают с ответами.)

Ребята с удовольствием выполняют эти задания, звучащие на уроке сленговые слова и выражения вызывают улыбку. Но стоит обратить их внимание на тот факт, что при таком «лексическом богатстве» сленга слова молодежного жаргона очень ограничены тематически: слова сленга образуют всего-навсего десять тематических групп: названия людей, частей тела (причем лидируют в данной группе названия репродуктивных органов человека), одежды и обуви, денег, оценочные слова, названия некоторых действий и состояний. Кроме того, стоит привлечь внимание ребят к тому, что много слов молодежного жаргона пришло из речи наркоманов, из преступной среды.

3. Диалог о коммуникативной целесообразности использования сленга

Можно предложить ученикам следующие задания:

Задание 4. Перед вами «перевод» на сленг лекции по истории Древнего мира, выполненный студентами-филологами. Прочитайте его и ответьте на вопрос: «Хотели бы вы учиться по такому учебнику?» Свой ответ аргументируйте.

Хаммурапи стал по новой гнуть пальцы. Рам-син прикинулся шлангом, но получил по рогам и припух. Зимрилим был не то чтоб дауном, просто по сравнению с Хаммурапи он был просто лохом и быстро заглох. Правда, он еще пытался рыпаться, но накололся, и в 1759 году до нашей эры ему пришла труба.

Короче, при Хаммурапи вавилоняне устраивали разборки, и все в Междуречье линяли и дышали в тряпочку. И это были вилы. Но когда Хаммурапи откинул копыта, началась полная лажа. Наследник Хаммурапи Самсуилуна еще пытался качать права, но всем это было уже параллельно. Положение в Междуречье стало стремным: аристократов косила шиза, а пипл качал права. Крутой наезд хеттов в 1660 году кончился полным обломом вавилонян.

Задание 5. Познакомьтесь с отрывком из «Евангелия от Митьков» («Митьки» - экспериментальное товарищество ленинградских художников, созданное в 1982 году). Попытайтесь объяснить, что произошло с библейским текстом, когда в него был «внедрен» сленг.

Житие великого Митька Иисуса по кликухе Христос...

Глава 1.

1. В начале все было до фени.

2. И все до фени было Богу.

3. И всем до фени был Бог...

Глава 10.

1. И сказал вскоре Иисус братушкам: вступаем в Иерусалим!

2. И начали они сообщаться.

3. А когда шли по дороге, то встречавшие их чуваки ломали сучья и бросали под ноги.

4. А некоторые скидывали свой прикид и постилали на дороге.

5. Так пришли они в Иерусалим и сразу устроили раздачу.

6. Лохам же мало не показалось, и решили они замочить пришедших...

Комментарий к тексту: непобедимые «Митьки» (непобедимые - потому что «никого не хотят победить») - люди глубоко верующие и не имеющие никакого отношения к данному «произведению». Данный текст - подделка.

Задание 6. Прочитайте диалог из очерка Т.Толстой «На липовой ноге». Можно ли назвать общением данный диалог? Какую роль играют в нем жаргонные слова?

Клиент. Дай суп.

Официант. Вот суп.

Клиент. Суп - крут?

Официант. Крут плюс!

Клиент (ест). Э?!?!

Официант. М?!

Клиент. Суп не крут.

Официант. Нет? Как не крут?

Ну, клев.

Клиент. Не клев. Суп - вон.

Официант. Что ж... С вас бакс.

4. Подведение итогов

В течение урока, разговаривая с ребятами о сленге, можно разместить на доске заранее приготовленные таблички с плюсами и минусами сленга.

ЗА

Сленг - это игра, маска, попытка преодолеть обыденность.

Сленг постоянно обновляется.

Сленг обладает «внутри себя» определенным лексическим и словообразовательным богатством.

Сленг эмоционально окрашен.

ПРОТИВ

Сленг ограничен тематически.

Сленг не может быть основой национальной культуры. Сленговые слова имеют «размытое» лексическое значение и не могут передать точную информацию.

Сленг обладает ограниченной эмоциональной окрашенностью, не передает весь спектр эмоций.

Сленг сводит общение к примитивной коммуникации.

Хотя становится очевидно, что минусов больше, не стоит призывать ребят дать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного жаргона. Гораздо важнее, на мой взгляд, заставить задуматься каждого ученика о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи жаргонных слов. Можно даже предложить подросткам в качестве домашнего задания составить список сленговых слов и выражений, которые они употребляют в своей речи, без которых не могут обойтись, и попросить их объяснить, почему эти слова им необходимы.

Екатерина КОРОЛЬКОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1504, Москва