Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты»:

- Раз в месяц «Учительская газета» выпускает номер, который называется «Методическая кухня». Это востребованная тема. Учителя хотят читать материалы о педагогических технологиях, методиках, содержании образования. И мы думаем о том, в каком направлении должна развиваться «Методическая кухня». Мы хотели бы послушать ваше мнение. Вопросов очень много. Нужен ли предметный подход - отдельные выпуски посвящать математике, литературе, физике или необходимо работать на перспективу, убеждать учителей в том, что очень важно выходить за рамки своего предмета, знать, что происходит в других школьных областях, налаживать междисциплинарные связи, вырабатывать надпредметные подходы?

Какой принцип должен лечь в основу отбора материалов, которые появляются на страницах газеты? Как их представлять, как позиционировать? Что можем сделать мы, журналисты и редакторы, чтобы преподаватель находил в «Учительской газете» полезную и нужную для него информацию?

Какой быть «Кухне»?

Татьяна ШУТЕНКО, учитель математики, заместитель директора московского центра образования №2030:

- Я думаю, газета должна пиарить профессию учителя. Кто сейчас на экранах телевизоров? Милиция, банкиры, бандиты, бизнесмены... А нас либо нет, либо чудовище выползает. Человек может обойтись без врача, не встретится с ним никогда, без милиции, не встретится с ней никогда, но ни один человек не обойдется без учителя, воспитателя. Наша миссия не замечена, оттерта. На страницах «УГ» надо рассказывать о судьбе учителя, о династиях...

Что касается методической, образовательной части... Суть не в том, чтобы выложить урок на страницах «Методической кухни», а чтобы показать, как изменились содержание образования, подход к методической работе, направление развития ребенка, как мы перешли от ЗУНов, не отбрасывая их, к развитию способностей, компетенций. У нас социальный заказ такой. Мировой заказ.

Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы московского центра образования №1874, учитель года Москвы-2006:

- Не отказываясь от идеи публикации урока как такового, можно в качестве эксперимента публиковать материалы к уроку. Например, есть определенный набор требований к уроку литературы - должен быть анализ текста, прозвучать исторический комментарий, отсылка к биографии писателя и так далее. И если мы даем не готовый урок, а своего рода конструктор под определенную тему, то человеку творческому, который пытается пойти дальше в своем профессиональном развитии, будет даже легче. Дамоклов меч автора опубликованного урока не будет над ним висеть. Как я это вижу? Если я беру тему «Россия, революция», то включаю в занятие отрывки из биографии Маяковского, фрагменты из поэм «Хорошо», «Во весь голос». Но я не говорю, в каком месте урока это надо произнести, я вообще не настаиваю, чтобы это обязательно звучало. Однако этот материал - посыл для творчества.

В этом году я стал замом директора по методической работе, занимаюсь профильным образованием. Много вопросов, многое непонятно. Что если мы в «Методической кухне» займемся сравнительной характеристикой уроков разных профилей, но по одной теме? Есть общеобразовательный, технический, гуманитарный профили, а учитель, как правило, один и тот же, он работает в разных классах одной параллели, ему трудно сориентироваться. Придет класс, у которого в голове физтех, а у другого - лингвистика.

Елена ЗАЧЕСОВА, методист, преподаватель Московского института открытого образования:

- Можно предложить учителям не только детали конструктора, но и инструкции по сочленению. И приложить к этому набору советы и рекомендации, как воспользоваться этим богатством. Мне кажется, что в «Методической кухне», помимо фактических материалов, хорошо бы давать статьи, посвященные общим педагогическим вопросам.

Я, преподаватель института повышения квалификации, заметила, что нашим учителям, практикующим, высококвалифицированным, иногда не хватает элементарных знаний в области общей педагогики. Вместе с тем зубодробительные теоретические материалы часто плохо воспринимаются. У меня есть такое предложение. А что если нам взять конкретный урок, классный час или внеклассное мероприятие и вокруг него устроить разбор полетов с позиций предметника, психолога, врача. Просто один конкретный урок разложить и посмотреть на него со всех сторон.

Комментарии могут давать выдуманные персонажи. Я предлагаю такие три фигуры - Традиция Константиновна, которая будет анализировать урок с позиции традиционной педагогики, Инновация Авангардовна, которая будет проверять, учтены ли все новые веяния, и Олимпиада Леонардовна, которая судит с точки зрения работы с одаренными детьми. За этими масками будут реальные серьезные люди. Игровая ситуация снимает многие психологические проблемы.

Наталья БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства, заслуженный учитель России:

- Безумно интересно! Но ведь нужно еще знать нашего брата учителя. Он может громко кричать: «Критикуйте меня, говорите мне прямо в лицо правду...», но когда он это выслушает... Мне приходилось очень много уроков посещать и критиковать с точки зрения инноваций и традиций. Из десяти один если выдержит. Идея хорошая, однако будет лучше, если имени автора не указывать.

Волны «Ста друзей»

Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка и литературы московского культурологического лицея №1310, лауреат конкурса «Учитель года России-2002»:

- Уже пять лет я эксперт конкурса «Сто друзей». За это время в предметной номинации «Русский язык и литература» приняли участие 208 человек, они прислали 405 материалов. Меня всегда радует, когда в конверт вкладывается от руки написанный листок, в котором автор рассказывает, почему пошел на конкурс. Многие говорят: «Я прочитал результаты конкурса прошлого года. И понял, что сейчас актуальна технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». А у меня тоже есть такие материалы. Поэтому я вам их посылаю». Эта волна видна. Когда победителем стала учительница, приславшая презентацию, на следующий год был просто «завал» презентаций... Этот конкурс - срез того, чем сейчас «болеет» учительство, какие новые технологии осваивает. Есть люди, которые присылают материалы на конкурс пять лет подряд. У кого-то и в пятый раз не очень получается себя представить. А есть люди, у которых два года подряд я вижу добротные материалы. Человек растет вместе с этим конкурсом.

На последний конкурс филологи прислали 118 материалов. И мне очень хотелось с кем-нибудь посоветоваться. Я отобрала 20 спорных работ, пришла в свою школу, они профессионалы, коллеги подсказали. Но хотелось бы, чтобы работы на завершающем этапе проверял хотя бы еще один эксперт.

Елена ЗАЧЕСОВА:

- Разумно проводить оценивание хотя бы в два этапа. Сначала первичную сортировку. А затем рассмотреть спорные работы коллегиально, в формате «круглого стола». Обязательно проговаривать. Иногда балльность не отражает сути работы. Может быть, организовывать обсуждение не для всех, только для потенциальных победителей.

Проверено - мин нет

Игорь ТОЛКАЧЕВ, учитель русского языка и литературы московского центра образования №2030:

- Я бы хотел сказать о другом. В зависимости от ситуации я могу прочитать очень большую книгу о педагогических технологиях и могу воспользоваться качественным конспектом, выжимками из нее, если я доверяю человеку, который этот конспект составил, если этот человек для меня эксперт. И я могу прочитать об этой технологии статью в «Учительской газете». Тому же я учу и детей. Вы зашли на сайт - посмотрите, кто его автор. Ребенок спрашивает: «А можно писать реферат по современной литературе?» Я говорю: «Можно. Но кто автор материала, по которому вы будете работать?»

Елена ЗАЧЕСОВА:

- Я тоже не буду тратить время на чтение конспекта неизвестного мне автора, а буду читать материал того, чьему мнению я доверяю. Экспертам «УГ» доверяют. Очень важно понимать, что не надо зацикливаться на узкой целевой группе, нужно понимать, что все читатели разные. Кому-то нужна инструкция, кому-то нужны теоретические рассуждения, а кому-то - рекомендации к конкурсу «Учитель года», и каждый читатель находит в газете то, что ему нужно.

Что касается идеи консультационной странички. У каждого педагога есть вопросы, которые он хотел бы задать. Не всегда удобно, уместно спрашивать в своем коллективе. Вопросы можно присылать по обычной почте, по электронной, оставлять на форуме. А отвечать на них в газете, для всех. Я предлагаю модель: вопрос в интернете - ответ в газете.

Ирина ДОБРОТИНА:

- Это может быть линия по новым технологиям. Или разбор полетов после очередного конкурса «Сто друзей». Чтобы у преподавателя из далекого села была возможность позвонить и спросить: «Почему я не стал победителем, как вы меня оценили?». Чтобы он мог получить обратную связь.

Марат АЛИМОВ:

- Для меня как для учителя, заместителя директора очень важно разобраться с сущностью элективных курсов. То, что мы видим сейчас в различных сборниках, которые мои коллеги покупают, напрочь не соответствует задачам профильного обучения. Поскольку школа сейчас не может массово перейти на индивидуальные планы, «правильные» элективные курсы - это тот материал, который необходим современному учителю. Я знаю, что в провинции очень много наработок.

Итоги

Ирина ДИМОВА:

- Итак, суммируем ваши предложения, уважаемые участники «круглого стола»:

1. Сохранить «Методическую кухню» в виде отдельного выпуска «Учительской газеты».

2. В «Методической кухне» нельзя ограничиваться только предметными разработками, необходимо выходить за рамки предмета. Показывать тенденции развития содержания образования.

3. Необходимы публикации, посвященные междисциплинарным, общепедагогическим проблемам, анализ уроков, сравнительные характеристики уроков, элективные, профильные курсы.

4. Очень важно поднимать статус конкурса «Сто друзей», расширять число экспертов, ввести коллективное оценивание конкурсных материалов.

«Круглый стол» записала Оксана РОДИОНОВА

NB!

Уважаемые читатели! Нам очень важно ваше мнение: какой должна быть «Методическая кухня»? Вопросы «Повестки дня» мы адресуем каждому, кто пользуется нашими публикациями, кому скучно проводить монологические уроки, кто хочет вместе с нами делать яркую, интересную, полезную газету!

Пишите нам по обычной почте: 107045, Москва, Ананьевский пер., 4/2, стр.1 или по электронной: 100friends@mail.ru. Звоните. Заходите.

Делитесь идеями! Мы обязательно продолжим этот разговор на страницах «УГ».