Дети-заложники не заплакали. И даже не испугались. Ведь крупномасштабные антитеррористические учения в школах Омска проходят регулярно. Отрабатывается слаженность действий правоохранительных органов с представителями власти и другими структурами. Заодно проверяется действенность схемы оповещения, оперативности сбора на месте, готовности сил, снаряжения и оборудования для локализации и минимизации последствий теракта. Как объявил на линейке после завершения учений генерал-майор Расим Гирфанов, педагоги и ученики действовали столь же четко, сколь и боевые группы.

Такие тренировки - школьные и межшкольные - превратились для детей в занятие не менее увлекательное, чем когда-то игра «Зарница». Но серьезное. Шуток себе никто не позволяет, и об этом Илья Владимирович Дубин, директор Департамента образования Омска, предупреждает особо, убедившись на своем опыте, как может быть опасен неуместный юмор. Дело в том, что в начале своей педагогической деятельности, в 90-х годах, на подобной тренировке ему досталась роль радиодиктора. Воспитанный в советское время, он автоматически начал произносить тревожный текст голосом Левитана. Учителя, тоже воспитанные в советское время, решили, что началась война. Тренировка прошла, как говорится, на высоком боевом и моральном уровне, но педагоов еще долго потряхивало.

- Не надо пугать людей, - говорит Илья Дубин. - Тренировки проводятся не с целью устрашения, а с целью готовности, скорее даже на бессознательном уровне. Это своеобразная «прививка» от страха. Если есть на свете терроризм, ураганы и пожары, надо, чтобы дети их не боялись, а выработали четкий алгоритм действий. Умение вести себя в чрезвычайных ситуациях вообще помогает в жизни.

Темы показных объектовых тренировок разнообразны: это действия при возникновении пожара, при сообщении о техногенных авариях на близлежащих предприятиях, при обнаружении подозрительных предметов или звонке о минировании. Особенно остро в последнее время встал вопрос с возникновением угрозы минирования зданий школ. Собственно, мины не были обнаружены ни разу, но звонить в милицию с ложными сообщениями народ не устает. Как ни странно, большинство телефонных хулиганов оказываются далеко не школьного возраста. «Хорошая тренировка, - заметила Светлана Гребнева, директор школы №68, которую, как и многих коллег, в свое время постигло такое несчастье, - уже через 5 минут все дети организованно покинули здание школы. И это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Кто-то глупо пошутил, а из-за этого был сорван учебный процесс.

Департамент образования Омска разработал специальные инструкции для руководителей учреждений образования по действиям в ситуациях при звонках о минировании зданий школ. Провели дополнительные занятия с персоналом учреждений по действиям после анонимного звонка. В планы проведения итоговых объектовых тренировок включены вопросы по действиям администрации образовательных учреждений в различных условиях обстановки как мирного, так и военного времени.

- Вся эта работа дала положительный эффект, - говорит директор Департамента образования. - Результаты учений в учреждениях образования по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций дают основание считать, что большинство руководителей понимают необходимость серьезного подхода к решению задач безопасности. Проверки, проведенные представителями управления внутренних дел, показали, что планирование, объем и последовательность выполнения мероприятий, направленных на противодействие террористическим актам, в учреждениях образования отвечают самым высоким требованиям.

Впрочем, используя медицинскую терминологию Дубина, в Омске быстро поняли, что только «прививками» безопасность школ и детсадов не обеспечишь. Катастрофы в самом деле сродни болезням, а потому лучшее средство от тех и других - профилактика. Ее и начал в плановом порядке мэр Омска Виктор Шрейдер, вступив в должность в 2005 году.

- У безопасности ведь два фактора - человеческий и технический, - объясняет Дубин. - К счастью, мы не пошли по одному пути. Понятно, что в школе нужна охрана. Но на собственном опыте мы дошли до того, что охранников из школы... убрали. Очень дорого их, как бы сказать, существование в учебном учреждении, а главное, бессмысленно. Охранники не выполняли свои функции, несмотря на обещанный профессионализм. Даже педагогов в лицо не помнили, не то что детей. И уже в 2005 году мэр принял решение - укомплектовать школы «тревожными» кнопками. Сделали единым порывом. Совсем другое дело - и над душой никто не стоит, не пугает, и в течение трех-десяти минут в случае нужды на месте оказываются специалисты. Правда, сторожа тоже стали другими - директора стараются теперь принимать на работу не вечно дремлющих старушек, а мужчин, предусматривая им кое-какие доплаты. Интересное начинание - «школьный инспектор милиции», новая должность, введенная в омском УВД. Пока они у нас только в трех школах - в качестве эксперимента. Но «тревожную» кнопку это не отменяет, заметьте. Пока школьных милиционеров только трое на всю область, но если эксперимент окажется удачным, в каждой омской школе появится свой инспектор. Тут больше все же психологический фактор - ученики говорят, что с появлением инспектора в школе стало спокойнее.

Когда-то в советские еще времена все детские учреждения были ограждены. Постепенно школьные территории превращались в пустыри - заборы граждане выламывали и даже «вываривали» для дачных нужд, по заброшенным грядкам и клумбам пролегли «народные тропы». Спохватившись, директора пытались поставить хотя бы бетонные блоки на пути автомобилей, но все казалось бесполезным. Блоки в лучшем случае объезжали прямо по цветам, в худшем - выламывали из асфальта. В 2006 году Департамент образования поставил вопрос перед администрацией города ребром. Тем более что к безопасности добавилась и «земельная» проблема. Ведь школьный участок - это земля, она должна быть чьей-то, кто-то за ней должен ухаживать, а горсовет вознамерился привести-таки Омск в порядок, возродив былую славу города-сада. И Департамент образования начал работу по ограждению территорий муниципальных образовательных учреждений. С тех пор были изготовлены и установлены заборы 122 школ и детсадов на сумму 68,5 миллиона рублей. Осталось еще немало - на полное и окончательное ограждение детей от посторонних требуется 63,8 миллиона. Но, во-первых, на достигнутом останавливаться Дубин не собирается, и мэр его в этом поддерживает.

- Ограждение - это не только защита от чужих, но и некая организация территории, - считает Илья Дубин. - Я убеждал в этом горсовет, когда просил денег. И ведь оказался прав. Знаете, сколько было проблем, когда готовились ко Дню города в августе? Как раз сдали новый микрорайон, а мы оборудовали бульвар Заречный, где на километр - три школы и два детсада. На каждый день график работы составили, спешили. И каждый день график приходилось ломать, потому что граждане ломали только-только сделанное. И ведь взрослые люди-то, как выяснилось, живущие поблизости - мы специально милицию привлекли. А мы опять копали, варили, ремонтировали. Этим пытались показать омичам - давайте жить в чистоте и красоте, которые можем творить сами. Школьные дворы теперь изменились, похорошели: летом цветов много, площадки спортивные в порядок приводятся, фасады зданий начали ремонтировать. Уже никому в голову не приходит через школьные дворы ходить, даже если калитки открыты. Все, как и должно быть - детское учреждение несет культуру в массы.

Если говорить о техническом факторе безопасности, то это еще и системы АПС, которыми теперь оборудованы все 374 учреждения образования Омска. В 126 школах и детсадах в этом году их будут обновлять. Недавно, в конце января, случилось ЧП, после которого уже никому не надо доказывать, что АПС необходима. Перед самым началом занятий в общеобразовательной школе №23 произошел пожар. Система сигнализации сработала моментально, сразу же оповестив МЧС и руководство школы о случившемся. Именно благодаря этому оперативно и без паники организовали эвакуацию детей. На место происшествия выехало шесть пожарных расчетов. Из-за большого задымления огнеборцам пришлось выбивать стекла на первом этаже здания. Но разбитыми стеклами и закопченными партами ущерб, нанесенный школе, ограничился. Дети приступили к занятиям уже через неделю.

- Меня приятно удивило отношение детей, - признался Илья Дубин. - Вместо того чтобы радоваться - на уроки не надо, старшеклассники собрались в школе. Я было стал директора ругать - зачем детей собрали, еще дым не совсем выветрился. А оказалось, сами прибежали - отмывать классы. Обеспечение безопасности, как ни странно, имеет и воспитательное значение. Власти заботятся о школах, дети видят это, чувствуют, и следуют примеру старших. Конечно, тут не только АПС и ограждения сыграли роль. Но и ремонт бассейнов, к примеру. Их в омских школах около пятидесяти. Было. Сейчас большинство неработающие. Принято решение в этом году отремонтировать и запустить все! Представляете, какие это деньги? Только в 148 школах ремонт обошлся в 7 миллионов, в 140, где бассейны сохранились лучше, - в два раза меньше. Ведь не дырки латаем, а по-настоящему делаем модернизацию.