Игорь БОГДАНОВ, директор школы №91, Нижний Новгород:

- Мы 30 лет используем идеи Макаренко в своей педагогической системе, и хочу сказать, что только в труде можно воспитать нормального, здорового человека. Если ребенок не приучен трудиться, каким он вырастет? А ведь сегодня есть семьи, где ребенка оберегают ото всего, в том числе и от посильного труда. Я считаю, что Антон Семенович Макаренко создал и показал самый правильный образец воспитания молодого поколения, и сегодня это остается актуальным.

Валерий КИРХМЕЕР, директор школы села Андреевка, Баганский район, Новосибирская область:

- Конечно, идеи Макаренко о трудовом воспитании актуальны и сегодня. Я не раз читал его трилогию, в ней много ценных мыслей. На селе без трудового воспитания никуда. Каждый ребенок знает: без труда не выловишь и рыбку из пруда. У нас есть пришкольный участок, огород, где работают и дети, и учителя. Овощи, фрукты, ягоды сами собой на стол не придут. Ребята осознают, что нужно учиться разным специальностям. Кстати, у нас прекрасно понимают, что на селе нужны не только огородники, механизаторы и доярки.

Василий ПОДЕРЯГИН, директор Шелаевской школы, лауреат Всероссийского конкурса имени Макаренко, народный учитель СССР, Валуйский район, Белгородская область:

- Мой собственный опыт, как и опыт многих других организаторов школьных учебно-производственных бригад, подтверждает его идеи. Я и детям всегда говорю, что труд создал человека, во всяком случае, как только человек перестает трудиться, он сразу же превращается в обезьяну - посмотрите на обросших, грязных бродяг, которые предпочли труду попрошайничество и алкоголизм. Если человек умеет трудиться, он всегда найдет возможность прокормить и себя, и семью. Именно через систему трудовых отношений Макаренко из колонистов делал настоящих людей. В свое время в городе Сочи на слете производственных бригад я общался с одним из его бывших воспитанников. И этот человек говорил так: Макаренко учил тому, что именно в труде происходит закалка человека. И одновременно учил ценить заработанное, уважать трудящегося человека. Сегодня идеи Антона Семеновича используют и немцы, и итальянцы, и американцы, а у нас они незаслуженно забыты. Думаю, надо заново вчитаться и вдуматься в его советы, это пойдет нам на пользу.

Светлана ВЕЗДЕНЕВА, учитель географии лицея №55, Пенза:

- Я не уверена, что идеи Макаренко о трудовом воспитании в коллективе актуальны сейчас и будут востребованы в будущем. Мне кажется, что нынешние педагоги вряд ли полностью следуют его советам, и сегодня использовать понятие «трудотерапия» не совсем уместно. Неким отголоском его идей в современной школе может быть акцент на практическое применение всех полученных знаний. Ведь, как известно, если знания не связаны с жизнью, они просто мертвы. Так что сами по себе идеи Макаренко уже далеки от реальности, а вот если их модифицировать на современный лад, используя весь накопленный багаж, они, возможно, еще переживут свое второе рождение.

Александр ЖАРИН, строитель, отец

14-летней школьницы, Санкт-Петербург:

- Идеи трудового обучения еще как актуальны! Сегодня в стране беспризорников больше, чем во время войны. Макаренко делал важное дело: собирал таких ребят, почти насильно обучал и вводил в общество, то есть выполнял задачу социализации. Кроме того, сегодня дети из благополучных семей, не говоря уже о беспризорниках, не приучены к труду. Большинство выпускников школ стремятся получить высшее образование, но не за счет знаний, а за счет кошелька родителей. Однако ни менеджер, ни инженер не поднимут промышленность без армии квалифицированных рабочих. У нас переизбыток высокообразованных управленцев, тогда как в развитых странах высок процент рабочей силы.