В мировой практике давно известны нехимические формы зависимости: гемблинг (зависимость, возникшая в результате активного пользования компьютерными играми), интернет-зависимость. Увы, в масштабах конкретной семьи данная проблема может носить драматический характер. По словам Ильи Бердышева, в центр часто приходят родители, чей ребенок вследствие запрета пользования компьютером прибегает к попыткам решить проблему суицидальным способом. Но запретить взаимодействие с компьютером - это далеко не выход из сложившейся ситуации. В то же время та информация, которую ребенок черпает из Глобальной сети, способна нанести вред. К примеру, западная статистика свидетельствует, что 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 16 лет, пользующиеся интернетом, видят онлайновую порнографию. Около 40 процентов детей, регулярно гуляющих по Сети, однажды подвергались сексуальному домогательству, а около 10 процентов пользователей подвергались ему неоднократно. Кроме того, в интернете можно получить оскорбление, стать жертвой мошенничества.

Но что же так манит ребенка к монитору компьютера? Как утверждает доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, кандидат психологических наук Светлана Котова, это новизна ощущений и впечатлений.

- Исходно ребенка привлекает все новое. Потребность в новых ощущениях - базовая потребность развития личности. А если он видит объект, которым интересуются родители, он хочет присоединиться. Кстати сказать, интернет становится доступным для детей самого раннего возраста. Но давайте вспомним, что и компьютер, и интернет - это сложные орудия производства, которые требуют определенных условий их использования и определенного уровня готовности к этому. Мы должны подготовить ребенка к вхождению в новое информационное пространство. Возрастная психология говорит о том, что развитие ребенка идет неравномерно. Есть определенные периоды для формирования тех или иных новообразований. Какой возраст сенситивен для овладения коммуникацией в интернете? Этот вопрос мы должны задать первым с позиции детской психологии и детской педагогики. Сегодня все говорит о том, что это не дошкольный возраст, а возраст, связанный с периодом школьного обучения, систематического образования. Ответственность за процесс вхождения ребенка в это новое пространство должны нести государство, производители этой продукции и родители.

- А каков сегодня уровень родительской ответственности?

- Если говорить о готовности родителей к ответственности, то она крайне низка. Сегодня семья существует в напряженных социально-экономических условиях, испытывая мощное давление. Исследования, в том числе и нашей кафедры, показывают, что усиливается отчуждение ребенка от структуры семьи. Во многом это связано с нынешними экономическими процессами. Родители все легче переключают ребенка на электронные игрушки, компьютер и не берут на себя ответственность за непосредственное воспитание ребенка. Но овладение любым, даже самым простым, орудием производства требует совместного взаимодействия с взрослым. Однако родителям проще посадить ребенка у экрана и знать, что около него он будет сидеть спокойно час-два-три. Нужно понимать, что процесс взаимодействия детей с компьютером и интернетом в первую очередь нарушает действия зрительной системы, опорно-двигательного аппарата, ухудшаются процессы обмена веществ, не говоря уже о том, что бесконтрольное пребывание в интернете, как показывают многочисленные исследования, приводит к искаженной картине мира и не способствует адекватной социализации. Если вернуться к детям дошкольного и младшего школьного возраста, то ведущим механизмом социализации является внушение и подражание. То есть воздействие изображения на экране очень сильно и оно способно вызвать зависимость.

Чем еще опасен интернет? В определенной степени любая компьютерная продукция - продукция суррогатная. Интернет предлагает виртуальный мир как отражение реальной действительности, и поэтому провоцирует уход от нее. Как показывают последние исследования, в результате активного пользования интернетом в подростковом возрасте усиливается расщепление личности. Появляется возможность множественного проявления: ребенок входит в контакт под разной личиной, и его индивидуальность формируется не так интенсивно, как должна в подростковом возрасте.

Сегодня возраст пользователей интернета помолодел: 80 процентов первоклассников имеют дома компьютер. Мы посмотрели, где располагается компьютер в структуре семьи. В 50 процентах случаев, как правило, он стоит в изголовье кровати ребенка. По нашим исследованиям, которые проводились в прошлом году, более 60 процентов детей младшего школьного возраста проводят у компьютера более двух часов в день. Следовательно, риск развития различного рода зависимостей колоссально высок. Признаки зависимости мы диагностировали к концу начальной школы у более чем 30 процентов выпускников.

- Светлана Аркадьевна, какой может быть профилактика этой зависимости?

- Массовое просвещение родителей, семьи, широкой общественности в отношении форм организации взаимодействия ребенка с компьютером, интернетом, компьютерными играми.

Наша наука во многом отстает от фантастических темпов развития информационного пространства. Именно поэтому необходима поддержка со стороны как правительственных, так и неправительственных организаций для проведения серьезных исследований в этой области для научно обоснованных, объективных психолого-педагогических рекомендаций родителям. Сегодня они эту информацию получить не могут.

И еще один шаг - это непосредственная поддержка учреждений здравоохранения, финансирование программ и проектов помощи детям, у которых сформировалась зависимость.

Санкт-Петербург