Развитие эмоциональной стороны жизни ребенка в возрасте 6-11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения - он начинает учиться в школе. Характерная особенность младшего школьного возраста - эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность, также дети заняты получением трудовых навыков, при этом игры занимают достаточно времени. Ученики начальной школы чрезвычайно активны и любознательны, у них значительно расширяются сферы деятельности и общения. Можно сказать, что это наилучший период для знакомства с ИКТ, и первые шаги в данном направлении - знакомство с возможностями компьютера, с его разнообразным использованием как в учебной, так и внеурочной деятельности. Дети легче и быстрее, чем их старшие товарищи, осваивают новые технологии, так как у них еще не сложился стереотип мышления. Совершенствование образовательного процесса ставит учеников перед необходимостью быть грамотными пользователями компьютером.

В нашем лицее два компьютерных класса, поэтому ученики начальных классов имеют возможность заниматься в специализированном кабинете. В первом классе начинаем знакомить детей с компьютером в игровой форме. Дети - только зрители. Приведу в качестве примера фрагмент занятия.

Тема «Первое путешествие в компьютерный класс. Из истории создания компьютера»

Учитель: Вы знаете, ребята, что люди научились считать с древних времен. А для того чтобы договориться друг с другом, называть числа было совсем не обязательно, их достаточно было показать на пальцах. Пальцы и были «первой счетной машинкой», или по-другому - компьютером. Очень удобно складывать и вычитать: загибаешь пальцы - складываешь, разгибаешь - вычитаешь. Позже люди стали считать с помощью узелков на веревочке и камешков в кармане (показать веревочку с узелками).

Но и это стало вскоре неудобным. Со временем появились абаки и счеты. Именно они действительные предки современного компьютера (показ - демонстрация). С абаком вы уже знакомы и умеете на нем считать самостоятельно. Со счетами познакомитесь позже, в 3-м классе.

Но и на этом человек не остановился. В 1673 году Готфрид Вильгельм Лейбниц сконструировал арифмометр, который сам механически выполнял 4 арифметических действия: сложение, вычитание, деление, умножение (показ арифмометра).

А в начале ХIХ века английский математик Чарльз Бэббидж построил первое универсально-вычислительное устройство, или, проще говоря, прадедушку нашего компьютера. Эта машина помогала в работе на ткацких фабриках. Затем были сконструированы калькуляторы - тоже своего рода компьютеры (показ калькулятора, демонстрация его возможностей).

Первый компьютер появился в 1946 году. Весил он столько, сколько весит огромная грузовая машина, и мог бы занять целый спортивный зал нашего лицея. Конечно, современные компьютеры значительно меньше. Но все их операции сводятся практически к одному: сохранение, обработка и передача информации.

А вот своему внешнему виду компьютер обязан трем друзьям. Послушайте, как все было.

Сказка (на столе стоят: пишущая машинка, игрушка-мышка и телевизор).

Давным-давно в одном маленьком городке, в подвале старого заброшенного дома жила маленькая серая мышка с длинным, точно провод, хвостом. Спала она, где придется, питалась тем, что найдет на соседней свалке. И вот однажды утром она снова направилась туда в поисках кусочка хлеба. Вдруг слышит мышка странные звуки - как будто кто-то зубами клацает. Испугалась она, запищала, хотела убежать, да слышит: «Не бойся меня, мышка!» Подкралась и видит: лежит на куче мусора старая печатная машинка и кнопками щелкает. Рассказала она мышке свою историю. Оказывается, машинка служила верой и правдой много лет одной писательнице. Но однажды напечатала не ту букву, и хозяйка выбросила ее, купив себе новую. Пожалела ее мышка и позвала к себе жить.

Пока шли к себе домой, увидели маленький старенький телевизор. Он рассказал им историю, похожую на историю печатной машинки, о том, как бывший хозяин выбросил его после покупки нового телевизора.

Решили они доказать своим хозяевам, что и старые вещи еще могут пригодиться. «Мы должны стать известными», - решили они. «Я умею печатать тексты», - говорит машинка своим друзьям. «А я могу показывать их на своем экране», - подхватил телевизор. «Хорошо, а я буду вами управлять и помогать», - произнесла мышка.

Друзья решили придумать себе новые имена. Печатную машинку назвали клавиатурой, так как ее кнопки похожи на клавиши рояля. Телевизор стал называться монитором, а мышка решила остаться мышкой. А все вместе они стали называться компьютером. Писательница и бывший хозяин телевизора вскоре узнали о новом изобретении, которое приобрело мировую известность.

Сегодня о существовании компьютера знает каждый, но не все догадываются, что его появлению мы обязаны старой печатной машинке, видавшему виды телевизору и юркому зверьку с длинным, словно провод, хвостом - мышке.

(Стук в дверь.)

Ребята, к нам кто-то стучится! (Входит лохматый неряшливый мальчик. Руки в грязи, в руке бутерброд.)

Учитель: А ты кто такой? Как сюда попал?

Мальчик: Я Петя Неряхин. Шел по школе и услышал интересную сказку из-за двери. Вот и решил к вам зайти. А что вы тут делаете?

Учитель: Мы с ребятами путешествуем по школе. И сегодня пришли в гости в компьютерный класс.

Мальчик: Вот здорово! Я в компьютер люблю играть. Ну там всякие бродилки, войнушки, стрелялки...

Учитель: Да, Петя. Похоже, ничего больше ты о компьютере не знаешь.

Мальчик: А что еще о нем знать? Включай, нажимай и играй себе сколько хочешь, пока мама или папа не выключат и не прогонят спать. Хотите, я вам сейчас одну игру покажу? (Направляется к компьютеру.)

Учитель: Стой, Петя! Стой! А ты ничего не забыл?

Мальчик: Да нет. Я свой портфель в раздевалке оставил. Он мне не нужен.

Учитель: Может, оно и так, но я не про портфель тебе напомнила. Ребята, а что Петя забыл сделать? Ведь он пришел в чужой класс, а не к себе домой.

Дети: Спросить разрешения.

Мальчик: Аааа! Ну разрешите мне, пожалуйста, немного поиграть. Ведь я только поиграю немножко и все.

Учитель: Знаешь, Петя, мы, конечно, можем разрешить тебе немного поиграть с нами в компьютерные игры, но ведь существуют правила поведения в компьютерном классе. Ты о них что-нибудь слышал?

Мальчик: Правила поведения...(думает) Кажется, ничего такого я не слышал.

Учитель: Ребята, а давайте мы с вами расскажем Пете об этих правилах.

(На доске схемы - правила. Дети самостоятельно их формулируют. Учитель заостряет внимание на правилах по технике безопасности при работе с компьютером и соблюдении дисциплины в кабинете информатики.)

Мальчик: Спасибо вам, ребята! Я пойду и приведу себя в порядок: умоюсь, вымою руки, доем свой завтрак и на следующий урок приду в класс (уходит).

Учитель: Да, ребята! Оказывается, среди нас еще есть такие, кто не знает правила поведения работы с компьютером, и для него компьютер - лишь развлечение. А как вы думаете, где нашли применение современные чудо-машины?

(Дети рассказывают о применении компьютеров в различных отраслях и сферах жизни. Интересны их сообщения о профессиях родителей, которые тоже пользуются компьютером. Учитель систематизирует и комментирует ответы детей.)

Со 2-го класса я стараюсь задействовать ребят в проектной деятельности и привлечь их к самостоятельному поиску информации. Увлекшись поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики начинают гордиться своими находками, они все чаще тормошат родителей, привлекая их к совместному творчеству. Учебная работа выходит за рамки школы, в семью. Дети по собственной инициативе начинают поиск познавательной информации не только в своей домашней библиотеке, в книгах вообще, но и в Интернете. Попутно ученик постепенно развивает умение набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами и так далее. Результаты работы детей - виртуальные рисунки, праздничные открытки, нарядные письма другу, фотовыставки, творческие сочинения, поделки, тематические компьютерные презентации. Примером может служить первая презентация, составленная мной совместно с детьми на тему «Времена года». Материалы для нее собрали сами ребята.

Работу с компьютером можно использовать на любом уроке в начальной школе. Приведу в качестве примера несколько видов работ по предметам.

Русский язык. Словарная работа.

Задание: у Мышки много друзей. Угадайте их имена, вставив пропущенные буквы.

М.дведь М.дв.жонок

С.л.вей За.ц

В.р.бей В.р.на

Л.сица М.дведица

С.р.ка Баб.чка

Иллюстрированные загадки, анаграммы, ребусы и другие головоломки, появляющиеся на экране, избавляют учителя от доски и мела, экономят время, делают урок наглядным и разноцветным.

Математика. Возможности анимации позволяют удачно продемонстрировать суть задач на движение: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, с отставанием и так далее. Раньше такая наглядность выполнялась на бумаге, где пешеходы, велосипедисты, автомобили двигались с различными скоростями, но в рисунках не хватало одного - движения. Времени на создание рисунков уходило много, а «продукт» получался разовый. Создав коллекцию анимационных картинок, заимствованных из Интернета, я использую компьютерные эффекты анимации.

Эффективность подобных фрагментов уроков очень высока. Составляя таким образом задачи, я использую их многократно, так как условия легко заменяемы, и можно одну и ту же задачу использовать несколько раз, упростив или усложнив ее.

История. В Сети очень много полезной информации на самые разные темы. К примеру, при изучении истории Москвы дети подобрали интересный материал о Кремле и подготовили компьютерную презентацию, которую назвали «Московский Кремль».

Конечно, при работе с компьютером полезны различные минутки отдыха, но отдых, главным образом, происходит за счет смены видов деятельности. В ходе урока дети садятся за компьютер два-три раза. Кроме того, в качестве здоровьесберегающего мероприятия выступают специальные комплексы упражнений и физкультминуток.

Упражнения на релаксацию мышц тела и глаз

1. Очень медленно выполнить круговое движение головой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3-4 раза.

2. Самомассаж затылочной части головы и шеи - поглаживание, круговые движения, растирание. Все движения выполнять подушечками пальцев сверху вниз.

3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

4. Руки на поясе. Напряженно свести локти вперед. Отвести локти назад, прогнуться. Повторить 2-3 раза.

5. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторить 10-12 раз, меняя руки.

Подводя итог, скажу, что эффективное применение электронных учебных материалов и образовательных ресурсов сети «Интернет» в обучении младших школьников не только теоретически возможно, но и практически осуществимо. Я убеждена, что разумное включение компьютера в урок позволяет оптимизировать учебный процесс, сделать его по-настоящему современным.

Нина ИВАНОВА, учитель начальных классов лицея №22, Воскресенск, Московская область