С самого начала развития Интернета в России возникла необходимость в получении данных о том, сколько компьютеров подключено к Сети, сколько людей являются ее пользователями, кто эти люди, с какими целями они используют различные сервисы (электронную почту, доступ к информационным ресурсам и так далее). Первоначально для решения задачи получения информации о количестве компьютеров использовались данные служб регистрации IP-номеров и доменных имен. В тот период, когда Сеть была еще небольшой, эта информация могла дать и ориентировочные данные о количестве ее пользователей.

Затем наступил этап многочисленных онлайн-опросов, которые осуществлялись на различных сайтах формирующегося интернет-пространства. Поскольку инициаторами опросов зачастую выступали программисты и администраторы сайтов, на проблемы репрезентативности полученных данных никто не обращал внимания. Воодушевляла сама возможность провести социологический опрос очень простым и, как представлялось, эффективным способом, не требующим привлечения большого количества персонала и осуществляемым с использованием безбумажных компьютерных технологий.

В нашей стране несколько раз предпринимались попытки провести интерактивную перепись «населения российского Интернета». В Сети инициировались агитационные кампании под лозунгами типа: «А ты обозначил себя в качестве пользователя Сети?». По мнению организаторов, эти акции должны были стимулировать немногочисленных пользователей к заполнению анкет.

Целью таких кампаний было привлечь внимание общества к Интернету и доказать, что количество пользователей Сети составляет существенную величину. При этом не принимался во внимание факт, что в подобных опросах обычно принимает участие специфическая группа пользователей и, следовательно, делать выводы о размере и социально-демографическом составе российской интернет-аудитории, опираясь на данные, полученные таким способом, абсолютно не корректно.

Регулярный сбор и анализ распределения интернет-аудитории по странам и регионам мира проводится с середины 90-х. Это совпадает с началом функционирования Интернета в привычном для нас графическом интерфейсе (именно поэтому данные о количестве пользователей Интернета обычно представляются начиная лишь с 1995 года). Первоначально фиксировались сведения о динамике роста Сети, количестве компьютеров, работающих в Интернете, затем к исследованиям приступили ведущие маркетинговые агентства.

Сейчас в области исследований Интернета лидируют компании IDC и Nielsen/NetRatings, агентства eTForecasts, eMarketer и Nua Internet Surveys. Можно выделить также такие международные организации, периодически публикующие обзоры и прогнозы развития ИКТ, в том числе и данные о распределении интернет-аудитории, как ЮНЕСКО, Международный союз электросвязи и другие. Имеется также большое количество национальных агентств и исследовательских центров, обеспечивающих проведение опросов интернет-аудитории своих государств и близлежащих регионов.

В России практика осуществления репрезентативных социологических опросов началась с 1998-2000 годов, когда профессиональные исследовательские агентства стали включать вопросы, связанные с использованием Интернета, в программу опросов населения. В настоящее время основные данные о динамике расширения интернет-аудитории, ее распределения по регионам России дают исследования, которые проводят фонд «Общественное мнение», компании ROMIR и TNS Gallup Media.

Учебное пособие состоит из четырех разделов, входящих в программу курса «Социология Интернета» в рамках учебной программы специальности «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук».

Первый раздел - «Интернет-аудитория как объект изучения» включает три темы (развитие инфраструктуры мирового Интернета, динамика роста интернет-аудитории в мире и рейтинги стран по количественным показателям использования Интернета).

Второй раздел посвящен методическим вопросам проведения социологических исследований интернет-аудитории.

Третий раздел «Российская практика изучения интернет-аудитории» представляет обзор методик и практики российских исследовательских компаний. В четвертом разделе представлены данные о численности интернет-аудитории в России, точках доступа и потенциале развития.

Пособие включает список литературы и ссылки на профильные интернет-ресурсы, приведены перечень тем самостоятельных работ и вопросы для семинарских занятий.

Андрей НЕСТЕРОВ, по материалам www.ifap.ru