Эти особенности современного социума характеризуются процессом информатизации общества, который рассматривается как глобальный социальный процесс. Его особенность состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становятся сбор, обработка, передача, использование, продуцирование информации. Все это осуществляется на основе современных средств вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Перечисленные процессы влекут за собой необходимость в постоянном повышении профессионального уровня как отдельного человека, так и групп специалистов или целых коллективов. Более того, они побуждают каждого индивида к определенной активизации его жизнедеятельности в области владения средствами ИКТ, которые выступают прежде всего в качестве поддержки интеллектуальной деятельности.

К средствам ИКТ относятся программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, которые функционируют на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена. Они обеспечивают операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче, продуцированию информации, доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальной).

В технико-технологическом аспекте к средствам ИКТ относятся:

ЭВМ, ПЭВМ;

комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов;

локальные вычислительные сети;

современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном, так и глобальном уровнях;

устройства ввода-вывода информации всех видов;

средства и устройства манипулирования информацией и ее транслирования - текстовой, графической, аудиовизуальной;

средства архивного хранения информации;

устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;

системы компьютерной графики;

системы представления и использования аудиовизуальной информации;

программные системы и комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, инструментальные пакеты разработки прикладного ПО, в том числе и реализованного в сетях, пакеты прикладных программ и прочие);

системы искусственного интеллекта;

инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие потенциал технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации, виртуальная реальность, а также геоинформационные технологии.

В отечественных научных разработках реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования, в том числе профессионального, занимается информатизация - отрасль педагогической науки, которая рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, теорией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Этот процесс ориентирован на реализацию целей обучения, развития индивида и включает в себя подсистемы обучения и воспитания.

Вместе с тем, информатизацию образования имеет смысл рассматривать как новую область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач:

научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические предпосылки развития образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества;

методологическая база отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;

методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;

разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

использование распределенного информационного ресурса Интернета и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных телекоммуникаций;

продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;

разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента - как реального, так и виртуального;

создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

реализация возможностей компьютерной психолого-педагогической диагностики при определении интеллектуального уровня и развития обучающегося;

осуществление оценки средств вычислительной техники, ИКТ, используемых в сфере образования;

совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением.

В области информатизации образования уже наметились основные направления научных исследований и выявлены перспективы их развития. Кратко остановимся на раскрытии их содержания.

Развитие теоретических

основ информатизации образования

Предполагает проведение фундаментальных исследований педагогической науки, развивающейся в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества. В исследованиях рассматриваются понятийно-философские (в области процессов информатизации, коммуникации, автоматизации в сфере образования), научно-педагогические, физиолого-гигиенические, инженерно-программистские, эргономические, социально-экономические аспекты современного образования. Также исследуются его общие закономерности и особенности в связи с использованием средств ИКТ, разрабатываются концептуальные модели и проектируются исследовательские прототипы педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

Наиболее перспективными направлениями исследования можно считать:

философские - изменение статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения основных философских категорий - «пространство», «материя», «время»; трансформация содержательной сути словосочетания «образовательное пространство» в контексте понятия категории «пространство»; тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке, культуре;

социально-психологические - наличие виртуального мира, в котором индивид осуществляет самоидентификацию самопредставления; информационная деятельность и информационное взаимодействие как основные виды деятельности современного человека; наличие виртуального партнера, коммуникация с которым становится основным видом взаимодействия и общения;

педагогические - изменение структуры учебного/образовательного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым; изменение структуры предоставления учебного материала и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; изменение условий осуществления информационной деятельности в предметной среде;

технико-технологические - динамичное развитие аппаратных и программных средств ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ, используемых в науке и образовании; развитие теоретических основ информатики, ИКТ;

основы развития информатизации образования как научной области современной педагогики периода информационного общества массовой глобальной коммуникации.

Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания

Направление обусловлено необходимостью развития интеллектуального потенциала молодого поколения, умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования современных технологий информационного взаимодействия. Возможности ИКТ позволяют включать новые аспекты общеобразовательной и профессиональной тематики, отражающие современные научные достижения. Все это до недавнего времени не представлялось возможным из-за трудностей, связанных с необходимостью обработки больших объемов информации для ее учебной интерпретации.

Современные подходы в области формализации знания, структуризации учебного материала позволяют снять самое главное ограничение, связанное с перегрузкой обучаемого. В отличие от традиционно представляемого учебного материала в виде линейных структур, современное гипертекстовое и/или гипермедийное представление учебной информации позволяет значительно увеличить объем материала, расширив как тематику, так и спектр его представления, облегчая поиск, интерпретацию, выбор нужного аспекта.

В перспективе данное направление предполагает:

выявление условий переструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала;

включение тематики, отражающей современные достижения науки, техники, технологии;

разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функционирующих на базе телекоммуникаций.

При этом важной инновацией становится использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, что обусловливает тенденцию развития открытого образования.

Совершенствование методических систем обучения на базе реализации возможностей ИКТ

Характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений осуществлять учебную деятельность.

Это касается следующих областей:

поиск информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса локальных сетей и глобальной сети «Интернет»;

создание самостоятельных работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей ИКТ;

реализация различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями как реально протекающими, так и представленными виртуально электронными средствами обучения.

Это направление исследований охватывает разработку и использование интегрированных обучающих систем, реализующих в процессе решения комплексных профессиональных задач возможности самых передовых технологий, включая виртуальную реальность. Педагогические цели при этом определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышением мотивации обучения. Такое возможно за счет информационно емкого и эмоционального общения пользователя с виртуально представленными изучаемыми или исследуемыми объектами, процессами, явлениями или рассматриваемыми сюжетами и ситуациями на основе применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности с распределенным информационным ресурсом Интернета.

Особенностью научно-методических и организационных подходов в Российской академии образования (РАО) к разработке и использованию современных педагогических технологий на базе мультимедиа технологии стало создание аппарата экспертной оценки их содержательно-профессиональной психолого-педагогической и эргономической значимости, которая обеспечивает эффективность и безопасность их применения в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Следует также отметить тенденцию изучения геоинформационных систем в профессиональном обучении географии, экономике, истории.

Перспектива здесь за разработкой и применением обучающих систем интегративного характера, а также синтезирующими возможностями технологий мультимедиа, телекоммуникаций, геоинформационных технологий, в процессе решения комплексных профессионально-педагогических задач. Большие надежды возлагаются на технологию виртуальной реальности, поскольку она позволяет имитировать и моделировать учебные ситуации и сюжеты в учебных тренажерах, обеспечивающих достижение необходимого профессионального мастерства. В будущем она позволит обеспечить информационное взаимодействие, реализованное в глобальных сетях, с объектами виртуальных миров, выступающих по отношению к реальному миру как схемы или модели, симулирующие изучаемые процессы или закономерности той или иной профессиональной области.

Пока же применение этой технологии в учебных целях рассматривается лишь на теоретическом уровне прежде всего из-за сложности приобретения и использования периферийного оборудования.

Совершенствование подготовки специалистов в области инженерных знаний на базе цифровых технологий

Ориентировано на разработку методики формирования научных основ инженерного знания в условиях систематического использования средств и методов информатики и ИКТ. В современных условиях различные виды интеллектуальной и практической учебной деятельности, а также учебные работы с использованием средств ИКТ возможны благодаря определенным приемам, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки. К ним относятся практические методы и средства поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых в той или иной профессиональной области объектах, явлениях, процессах.

Таким образом, изучение информационного аспекта любой предметной области профессионального образования, а также выявление видов информационной деятельности и адекватных им видов учебной деятельности с использованием средств ИКТ - прерогатива современных курсов, опирающихся на следующие области:

изучение или исследование информационных аспектов любого явления или процесса, описываемого тем или иным учебным предметом;

сбор и обработка информации об изучаемом или исследуемом объекте, процессе, выявление форм и методов их осуществления;

адекватный выбор (относительно оригинала) и реализация средств моделирования и формализации изучаемых или исследуемых свойств объектов и их отношений, а также закономерностей изучаемых процессов, явлений;

выявление различных способов продуцирования учебной информации и создания информационного ресурса данной профессиональной области современными средствами ИКТ.

Особенностью современного этапа и перспективным направлением здесь можно считать разработку методических подходов к профессиональному обучению работе с цифровыми технологиями, работе в глобальных компьютерных сетях, разработку профессиональных приложений в сетях, использование распределенного информационного ресурса профессионального назначения, а также продуцирование профессионально значимого информационного продукта средствами цифровых технологий.

Стандартизация в области применения средств ИКТ в процессе осуществления профессиональной деятельности

Это направление предполагает формирование у будущего специалиста определенных подходов к осуществлению учебной деятельности с использованием средств ИКТ в процессе освоения будущей профессии. Для этого необходимо разработать стандарт в области применения средств ИКТ в процессе осуществления той или иной профессиональной деятельности.

Исследования предполагают выявление содержательных линий изучения закономерностей профессиональной предметной области и основных направлений использования средств ИКТ в науке и технике. При этом стандартизация в области применения средств ИКТ в процессе осуществления профессиональной деятельности предполагает установление в рамках организации сферы профобразования единых норм и требований. Они касаются прежде всего предоставления возможностей использования определенных видов средств ИКТ, используемых в процессе изучения конкретного учебного предмета, и сформированности представлений, знаний, умений, навыков осуществления профессиональной деятельности с использованием ИКТ.

Ирэна РОБЕРТ, директор Института информатизации образования, Москва

Окончание в следующем номере