Рассказываю по порядку. Весна. Демисезонное пальто, первые лучи солнца, ручейки на полусухом асфальте. Студентка четвертого курса Московского педагогического государственного университета беззаботно идет за квитанцией в старое здание офиса. Курьерские будни идут своим чередом. Арматуру, по счастью, носить не приходится, значит, ничто не предвещает перемен.

Искомый документ нашелся не сразу. Но, как известно, язык до Киева доведет, в итоге отправляют к директору. Дежурная фраза: «Добрый день!» обрывается на полуслове - мне навстречу выходит мой школьный учитель технологии. Разговорились. Теперь я работаю в Центре дополнительного образования детей. Преподаю журналистику. Вот как становятся учителями.

Оказалось, я не первая. В образовательных учреждениях все чаще преподают тинейджеры «немного за 20». Возникает вопрос: трех-четырех лет вуза мало или вполне достаточно, чтобы стать педагогом? Казалось бы, ответ очевиден. Представляется безответственный, пропускающий пары и бегающий на перекур студент, или Буратино, который недавно кричал: «Паучают, паучают!», а теперь получил шанс к отмщению. Что он может дать детям, каким опытом поделиться?

Не все так печально, как кажется. Нужно учитывать, что учителями не всегда рождаются, иногда ими становятся. Перед тем как начать учить, педагоги некоторое время сами учатся. Молодой специалист анализирует не одну книгу, чтобы написать образовательную программу, изучает психологию и ораторское искусство, устраняет пробелы вузовского и школьного образования. Самолюбие не позволяет новичку плохо подготовиться к уроку и оказаться в глупом положении. Однажды потерянный авторитет вернуть не легко.

Уверенность в своих знаниях - лишь половина успеха. Приобретая новый статус, приходится осваивать совершенно новую модель поведения. К примеру, студент-педагог не сразу привыкает к тому, что его называют по имени-отчеству или на вы. Однако это необходимо. К сожалению, переход на ты со школьниками может привести к печальным последствиям даже в творческом коллективе, где важна командность. Неровен час дети начнут стрелять у вас сигареты или подарят на Новый год бутылку коньяка. Поэтому если учитель-тинейджер не ругает за яркий маникюр, количество дырок в ухе или разорванные джинсы, это еще не значит, что он ученику ровня.

Какие же преимущества у молодого специалиста перед теми, кого обычно называют училками? Ирина Хоменко, создавшая сайт, посвященный педагогике, пишет: «Слово «учитель» вызывает страх «быть обученным». Причем без согласия на это». Современный педагог объясняет, убеждает, дискутирует, но не занимается воспитанием, нравоучениями. Он делится опытом, а не пропагандирует собственное мнение. В этом основная причина доверия со стороны детей. Школьник приходит высказаться, поделиться проблемами, быть услышанным.

Кроме того, подростку проще подружиться с человеком своего поколения. Студент совсем недавно сталкивался с проблемами, которые только предстоит решать ученику. Учитель-студент сеет «разумное, доброе, вечное» не с трактора неоспоримого авторитета, подавляя всякую индивидуальность, а напротив, стараясь помочь каждому найти свой единственно верный путь.

Как злободневно звучат сегодня стихи русского поэта и критика Станислава Куняева:

Я предаю своих учителей,

Пророков из другого

поколенья.

Довольно, я устал

от поклоненья,

Я недоволен робостью

своей...

Я знаю наизусть

их изреченья!

Неужто я обязан отрицать

Их ради своего вероученья?

Молчу и не даюсь судьбе

своей.

Стараюсь быть послушней

и прилежней.

Молчу. Но тем верней

и неизбежней

Я предаю своих учителей.

Вероятно, задача каждого педагога - не допустить предательства ученика по отношению к самому себе. Школьники по-прежнему доверяют учителям, которые принимают опыт прошлого, не боятся настоящего и помнят то время, когда они сами были учениками.

Татьяна СМИРНОВА, студентка пятого курса отделения журналистики филологического факультета Московского педагогического государственного университета, преподаватель журналистики Центра дополнительного образования (Юго-Западный округ)