Есть любопытный факт, свидетельствующий о том, что этот педуниверситет весьма успешно работает на нужды города: если еще недавно для студентов-пятикурсников легко находились места для годичной практики в столичных школах, то теперь это сделать непросто, так как в образовательных учреждениях уже работают множество выпускников вуза - молодых специалистов, и дефицита кадров московская система образования уже не испытывает. Но все равно вузу приходится конкурировать на рынке труда с несколькими федеральными педвузами, которые тоже поставляют кадры Москве. Разница в их работе состоит, во-первых, в том, что в отличие от федералов городской педуниверситет практически всех своих выпускников направляет в школы на работу по специальности, и они там закрепляются, во-вторых, в том, что МГПУ работает по целевому набору, принимая в студенты тех мотивированных выпускников ОУ, которые, по мнению педагогических коллективов, готовы к профессии учителя. Наконец, в-третьих, Московский городской педагогический университет весьма прицельно работает на будущее, предлагая столичной Школе будущего Учителя будущего в рамках проекта «Строим школу будущего», который стал московским ответом на федеральный нацпроект «Образование» и его продолжением в столице.

Чтобы Школа будущего стала реальностью, работала эффективно, необходима подготовка всех участников образовательного процесса (и прежде всего учителей) к работе в новых условиях. Разговор о модели учителя для Школы будущего всегда осложняется тем, что дело сводится к перечислению тех качеств педагога, которые архинужны школе настоящего. В список попадают те качества, которые отсутствуют у работающих педагогов или развиты у них не в достаточной степени. Педуниверситет мог пойти по такому пути: составить этот пресловутый список и против каждого пункта написать мероприятия, которые, вполне вероятно, после их проведения ликвидировали бы дефицит нужных учителю знаний, умений, навыков. Но не пошел, поскольку его ректор, профессор Виктор Рябов прекрасно понимает, сколь традиционен и в чем-то даже ущербен подобный подход к определению модели Учителя будущего.

Дело в том, что даже без объявления проекта «Строим школу будущего» Московский городской педагогический университет довольно успешно продвигался к этому самому будущему, реализуя крупные инновационные проекты. Это и «Информатизация системы образования», над которым вуз работал вместе с Национальным фондом подготовки кадров, и проведение конкурсов «Педагогический дебют», который стал своеобразным экспериментальным полигоном, где определялись черты современного молодого педагога и те коррективы в учебный процесс, которые необходимо вносить постоянно, чтобы шагать в ногу со временем. Немалым испытанием и важной школой, которая позволяла представить себе не только потенциал, которым обладает современная столичная система образования, стало для коллектива МГПУ и экспертирование работ, представляемых на конкурс лучших учителей и инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование». Вузовские педагоги и ученые, которые работают в тесном контакте со столичными педагогами и образовательными учреждениями, конечно, всегда имеют перед глазами широкую картину столичного образования, более того, они, раз за разом разрабатывая программы «Столичное образование» на тот или иной период развития этого образования, видят те высоты, которые ему предстоит достичь. Но на конкурсах в рамках нацпроекта «Образование» они, можно сказать, ознакомились с теми сокровенными планами, которые вынашивают московские педагоги и образовательные учреждения. А еще был конкурс на грант Москвы в области образования, когда встречи происходили воочию, когда учителя сдавали своеобразный инновационный экзамен, а вузовские преподаватели и ученые могли задавать вопросы и выявлять, насколько потенциал педагогов соответствует масштабу тех задач, которые лучшие учителя Москвы перед собой ставят.

Таким образом, шаг за шагом вырисовывались и складывались в конкретные направления работы в рамках проекта «Строим школу будущего» две тематические линии: «Разработка программы формирования профессиональных компетенций учителя школы будущего в системе высшего профессионального педагогического образования» и «Создание модели авторской педагогической мастерской как среды формирования педагога для Школы будущего».

Нынче реформаторы от образования частенько злоупотребляют словом «компетенция». Дескать, учитель должен обладать соответствующими компетенциями для эффективной и творческой работы. Еще одно любимое словечко реформаторов - «инновации», которое они произносят по каждому удобному случаю. В тени этих громких слов подчас оказывается еще одно очень важное слово - «педагогика». Когда эти три слова употребляются порознь, становится понятно, почему подлинные реформы образования движутся не так, как нам всем того хотелось бы. Успех работы МГПУ, пожалуй, состоит в том, что все эти три слова педагоги этого вуза соединяют самым непосредственным и серьезным образом. Дело тут не в том, чтобы бойко произносить искомые слова, а в том, чтобы осмыслить то, что стоит за ними. На самом деле в каждом отдельном случае от педагога требуется обладание то информационно-коммуникационными, то коммуникативными, то исследовательскими и проектными компетенциями. Но вуз не может полагаться на случай, ему нужно готовить такого педагога, который, попадая в ту или иную ситуацию, в то или иное учебное заведение, приступая к работе по той или иной инновационной модели, смог бы системно проявить в нужной мере весь спектр необходимых компетенций. Не случайно в рамках работы над проектом «Строим школу будущего» отработаны модель педагогических компетенций и механизм их формирования в процессе обучения в вузе, разработаны предложения по проекту профессионального стандарта педагога, написанного на языке компетенций и компетентностей, предложен проект профессионального стандарта по структуре и содержанию оценочных средств для разных аттестационных уровней. Это и пороговый уровень, и средний уровень (или уровень опыта), и высший уровень (или уровень педагогического мастерства). В МГПУ уже есть принципиальная схема организации образовательного процесса, нацеленного на формирование результатов образования как элементов педагогических компетенций и компетентностей, даны определения результатов кредитов, модулей, предложена классификация результатов и методов их оценки. Уже в нынешнем учебном году началась апробация программы формирования наиболее актуальных для Школы будущего компетенций в системе профессиональной подготовки в вузе на базе нескольких факультетов МГПУ.

Задача подготовки учителя, обладающего самыми разными компетентностями, по своей трудности практически превосходит все те задачи, которые сегодня решает любой педагогический вуз. Можно было бы ограничиться подготовкой тех, кто нынче вписан в стандартное штатное расписание. Однако даже в той школе, которая работает сегодня, уже востребованы «нештатные» специалисты: тьюторы, сетевые администраторы, тренеры, разработчики УМК и многие другие, именно поэтому сегодня столь разнообразен спектр специальностей, по которым идет подготовка в МГПУ, столь широк спектр направлений, по которым готовят будущего учителя к работе в системе образования. По сути дела, все это напрямую относится к подготовке учителя для Школы будущего. И эту подготовку вуз успешно осваивает, шаг за шагом выстраивая модель такого педагога.

Тут самое время ответить на весьма актуальный вопрос: а кто сегодня в состоянии подготовить Учителя будущего? Вопрос далеко не праздный, поскольку очень хорошо известно, сколь велика проблема преподавательских кадров в педвузах. Ответ на него весьма нетрадиционен в том смысле, что, осваивая подходы к подготовке Учителя будущего, МГПУ уже давно занимается выстраиванием модели вузовского Педагога будущего. При этом речь, несомненно, идет о пошаговом воспитании сегодняшнего вузовского педагога с прицелом на будущее. Что это вообще такое и как реализуется?

Не секрет, что вузовскому педагогу в принципе присущ некий снобизм в отношении к школе: он-де все знает лучше учителя, он может дать совет на все случаи жизни, с ним не нужно вступать в дискуссии, поскольку он находится на такой высоте, до которой школьным педагогам-практикам добраться не суждено. Так вот в МГПУ такого снобизма нет и, пожалуй, не было никогда. Педагог этого столичного вуза всегда работает рядом с учителем, вместе с учителем и для учителя. Рябов и его команда отдают себе отчет в том, что эффективность профессиональной подготовки учителя во многом обусловлена таким тесным взаимодействием с педагогами и образовательными учреждениями. Они выстраивают это взаимодействие как научно-исследовательское, научно-методическое и практическое. Не случайно в рамках Университетского научно-образовательного округа и базовых школ таким образом работают экспериментальные площадки по новым технологиям подготовки учителя, что учителя получают научно-методическую помощь от вуза, а вуз включает своих педагогов и ученых в образовательную среду школ, обозначает точки роста и вместе со школами ищет пути решения многих возникающих проблем.

В моделях Школы будущего, которые в порядке эксперимента отрабатывает нынче 41 школа Москвы, весьма значительную роль отводят созданию соответствующей инновационной инфраструктуры. Уже сегодня в школе №2030, которую в столице называют базовой «Школой будущего», выстроено, как обозначил это заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина, педагогически правильное пространство, позволяющее не только на уроке, но и вне урока погружать ученика в современную образовательную среду. Кстати, существенным моментом в содержании новых стандартов их разработчики вкладывают именно понятие «среды».

Педвузы всегда были слабо оснащены, их учебный процесс существенным образом отставал от оснащенности школ, и учитель, получающий диплом, часто терялся в образовательном учреждении, поскольку не знал, как обращаться с современным оборудованием. Так вот уже давно одним из основных тезисов подготовки учителя для Школы будущего МГПУ считает создание соответствующей среды и воспитание в этой среде студента, который проводит в вузе основную часть своего времени. Конечно, очень много денег, в том числе заработанных за счет оказания платных образовательных услуг, МГПУ тратит на приобретение нового оборудования и оснащение учебных аудиторий. Но при этом очень продумано создание комфортных гардеробов, уютных холлов, столовых, отвечающих самым высоким эстетическим требованиям. Кто-то скажет: это не главное, но можно согласиться с ректором МГПУ профессором Рябовым, считающим, что учитель Школы будущего должен не только много знать. В понятие «профессиональная подготовка» Виктор Васильевич вкладывает еще и понятие «воспитание интеллигента»: человек, который привык к современной обстановке, к хорошей посуде, к сервировке стола по всем правилам, к высокому уровню обслуживания и питания, придя в школу, будет инициировать достижение такого же уровня, что и в его вузе. То есть будущего учителя подталкивают к работе по принципу «Делай, как я!» или проще - «Делай, как делают в вузе!», к освоению лучших образцов в любой области.

Этому принципу полностью соответствует и второе магистральное тематическое направление работы МГПУ над проектом Школы будущего, связанное с созданием модели авторской педагогической мастерской. Хорошо известно, что инновационный опыт весьма сложно тиражировать, так как инновации неотделимы от личностей их авторов и разработчиков. Но это происходит трудно, если между студентом и автором инноваций расстояние огромного масштаба. А вот если сократить эту дистанцию, если устроить встречу инноваторов и будущих педагогов, то самый сложный опыт, оказывается, можно передавать весьма успешно и плодотворно. Как раз технологию достижения высшего уровня педагогического мастерства МГПУ и видит в отработке модели авторской педагогической мастерской. Об этом, в частности, шел разговор на специально организованном и проведенном университетском семинаре «Подготовка учителя для Школы будущего». Участники семинара не только дали теоретическое обоснование, но и определили содержание, технологии отработки модели педагогической мастерской. Важным стало решение о проведении анализа экспериментальной деятельности московских школ и авторских педагогических систем при непосредственном участии директоров базовых школ университета. Не менее важным было решение об отработке механизма подготовки учителя через технологию педагогической мастерской. После этого самым естественным образом была начата разработка нового учебного курса «Инновационная педагогика» для студентов четвертых-пятых курсов педагогических специальностей МГПУ, создана лаборатория «Педагогика и инноватика Школы будущего». Все это, несомненно, станет весомым вкладом Московского городского педагогического университета в эксперимент по созданию модели «Московской Школы будущего».