На протяжении многих лет в нашей стране к людям-инвалидам, к сожалению, относились лишь как к иждивенцам, на которых государство должно тратить деньги. Хотя жизнь многих из них показывала все же примеры не только мужественного выживания, но и свершения подвигов во имя Родины, достижения ими высоких результатов в различных сферах жизни общества. Всем известны имена Алексея Маресьева, Николая Островского, Александра Суворова.

О детях-инвалидах мы, конечно, не думаем в столь возвышенных чувствах, а между тем именно они, наши дети, чьи физические возможности волей судьбы или болезни стали весьма ограниченными, каждый день, каждый час совершают подвиг и вписывают свои жизненные строки в повесть о настоящих людях России. Это очень ярко иллюстрируют победы наших детей.

В прошлом году с золотыми медалями окончил школу и поступил в вуз 21 ребенок-инвалид.

В 2007 году 12 талантливых детей-инвалидов стали победителями конкурса в рамках нацпроекта «Образование». На Всемирных летних играх специальной Олимпиады, в которых в прошлом году участвовали 10 тысяч спортсменов из 164 стран, 11 юных москвичей завоевали 19 медалей, причем 9 из них - золотые. А сколько еще таких ребят живут в Москве и готовы внести свой весомый вклад в ее развитие и процветание, несмотря на сложности со здоровьем! Нам только надо поддержать и создать условия для жизни, учебы и работы.

Дети-инвалиды, которых сегодня в Москве 26012 человек (или 1,4% детского населения), требуют не только усиленной заботы самых разных ведомств, но и объединения их усилий. Отрадно, что департаменты и комитеты социальной сферы сегодня выступают как единое звено в реализации программ работы с детьми-инвалидами.

Департамент социальной защиты населения впервые создал общегородской банк данных на детей-инвалидов и ведет его совместно с департаментами здравоохранения и образования. Банк позволяет оперативно и качественно анализировать ситуацию в городе. В настоящее время все дети-инвалиды, проживающие в Москве, получают социальную поддержку. При этом учреждения здравоохранения обслуживают 96,5% детей этой категории, 5% находятся в домах-интернатах системы социальной защиты населения, более 65% детей-инвалидов получают образовательные услуги в учреждениях системы образования. 6% детей-инвалидов родители самостоятельно воспитывают дома, так как тяжелые заболевания, серьезные психические нарушения препятствуют их нахождению в учреждениях образования.

В реабилитации и адаптации ребенка-инвалида важное место занимает согласованность действий всех участников процесса, поэтому в подпрограмме предусмотрено внедрение «Паспорта здоровья», на основе которого будут отработаны механизмы взаимодействия педагогов, медиков и социальных работников. Совместно с департаментами здравоохранения и социальной защиты мы запланировали мероприятия по отработке технологии индивидуального подхода к медико-педагогическому сопровождению детей-инвалидов, помогут в этом и регулярные мониторинги психического и физического здоровья. В рамках программы мы решим вопрос обеспечения медикаментами специализированных образовательных учреждений. Вместе с тем для закрепления положительных результатов дети-инвалиды нуждаются в постоянных системных оздоровительных мероприятиях. Имея 6 загородных образовательных учреждений санаторного типа, мы круглогодично осуществляем на их базе образовательный процесс, совмещая его с оздоровительными, профилактическими и досуговыми мероприятиями. Однако эти учреждения не имеют физкультурно-оздоровительных комплексов. Строительство ФОКов позволило бы повысить качество и результативность обучения и оздоровления детей.

Совместно с профильными департаментами и префектурами мы наметили ряд мер, направленных на создание условий для всестороннего развития личности ребенка. В учреждениях образования и учреждениях Департамента физической культуры и спорта работают спортивные секции. Проводятся как городские, так и окружные соревнования по различным видам спорта для детей-инвалидов. Департаментом по культуре предусмотрена разработка и реализация специальных экскурсионных программ. Для обучения по программе музыкальной школы совместно с этим департаментом мы запланировали открытие на базе одного из специализированных интернатов и театрального колледжа групп для детей-инвалидов. Это поможет и в подготовке детей к получению в дальнейшем профессионального образования художественно-эстетического профиля.

По поручению мэра Москвы Юрия Лужкова профильные департаменты, комитеты и префектуры внимательно проанализировали состояние дел по социальной реабилитации детей-инвалидов, выявили нерешенные проблемы, выработали меры по кардинальному изменению ситуации. Некоторые из них уже были представлены в принятых правительством программах «Столичное здравоохранение-2» и «Культура Москвы (2008-2010 годы)».

Меры, представленные в нынешней подпрограмме, направлены прежде всего на:

- создание оптимальных условий на каждом возрастном этапе для физического, нравственного и социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- совершенствование системы предоставления услуг комплексной реабилитации, включая медицинскую, социальную и правовую помощь, воспитание и образование детей-инвалидов.

Мероприятия подпрограммы можно разделить на следующие основные группы:

- укрепление материально-технической базы специализированных образовательных учреждений города для детей-инвалидов;

- совершенствование системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, включая развитие условий для занятий физической культурой и спортом;

- формирование комфортной безбарьерной образовательной среды;

- создание новых форм получения образования, включая развитие инклюзивного и дистантного образования.

Реализация всех мероприятий программы, а значит, и осуществление городом качественного шага в решении проблем детей-инвалидов требуют значительных дополнительных финансовых вложений. Реалистическая часть подпрограммы оценивается в 2,8 млрд рублей текущего финансирования на 2 года. Приступая к разработке подпрограммы, мы провели анкетирование разных групп родителей, в том числе имеющих детей с нарушениями слуха, речи, обучающихся на дому, с тяжелыми (множественными) нарушениями в развитии. Его результаты показали, что большинство родителей (около 80%) весьма заинтересованы в расширении спектра образовательных услуг и получении детьми как среднего, так и высшего профессионального образования. Причем задумываются они об этом, еще когда их ребенок находится в дошкольном возрасте.

Сегодня в городе 4985 детей-инвалидов дошкольного возраста. Свыше 35 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 1803 ребенка-инвалида получают коррекционно-развивающее обучение и воспитание в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида. Таких учреждений в Москве более 260. Наряду с традиционными активно развиваем новые формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, включая в этот процесс и детей с тяжелыми нарушениями, которых раньше не принимали в детские сады.

Реализуя подпрограмму по реалистическому варианту, мы за 2 года планируем существенно развить и в значительной мере усовершенствовать работу системы ранней помощи ребенку-инвалиду в возрасте от 2 месяцев до 5 лет и его семье. Увеличится и охват детей-инвалидов за счет развития сети служб ранней помощи семье, которые будут открыты в каждом районе Москвы, возрастет количество лекотек и групп кратковременного пребывания «Особый ребенок». Современным специальным коррекционно-развивающим оборудованием, учебно-дидактическими пособиями, игровым и раздаточным материалом будут оснащены 36% (или 95 учреждений) дошкольных учреждений для детей-инвалидов с различными заболеваниями, планируем отремонтировать 43 (60%) учреждения.

Но мы ясно осознаем, для того чтобы совершить прорыв в адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, добиться существенных сдвигов в этом направлении, необходимо оснастить современным оборудованием все дошкольные учреждения, работающие с детьми-инвалидами. Не менее важно и отремонтировать здания. Однако есть и проблемы, которые нужно решать. Мы продолжаем в городе строить детские сады (да и школы), не приспособленные для детей с ограниченными возможностями передвижения. Лишь одно учреждение - психолого-медико-социальный центр в Западном округе, переоборудованный за счет средств программы по квотированию рабочих мест для инвалидов, может принимать детей этой категории. Мы просим Москомархитектуру и строительный комплекс разработать проект дошкольного образовательного учреждения, в котором были бы группы, приспособленные для работы с такими детьми, и построить хотя бы по одному ДОУ в каждом округе в рамках программы строительства новых ДОУ в 2009-2010 годах.

Сегодня в Москве живут 21035 детей-инвалидов школьного возраста. Образовательными услугами охвачены 15206 детей (72%) в различных видах и типах образовательных учреждений. Продолжая совершенствовать традиционные формы обучения этих детей, развиваем и дистантное обучение. С созданием Центра образования «Технологии обучения» за 2 последних года мы более чем в 2 раза увеличили количество оборудованных на дому учебных мест, что позволило качественно изменить жизнь полутора тысяч ребят.

За два прошедших года Москва предложила новый уровень и новые условия содержания, обучения и реабилитации детей с заболеванием крови и ДЦП. Для них построены современные интернаты в Юго-Западном и Западном округах. В Восточном округе детей-сирот с задержкой психического развития принял новый интернат, оборудованный в соответствии с современными требованиями. В систему Департамента образования принят детский оздоровительный лагерь «Мосводоканала», на базе которого после ремонта и приспособления среды начала работать круглогодичная санаторно-лесная школа для детей с различной нозологией.

Да, мы можем сказать, что ныне существующая сеть специализированных учреждений полностью удовлетворяет запросам москвичей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста. Однако мы получаем от родителей много справедливых нареканий в свой адрес, вызванных тем, что учреждения находятся на значительном расстоянии от места проживания. Более 75% опрошенных родителей высказали пожелание в приближении учреждений к месту жительства. Думаю, решить эту актуальную проблему можно за счет создания межпрофильных учреждений. Например, в Южном Бутове открыт детский дом-интернат для детей с умеренной умственной отсталостью, который находится в системе Департамента социальной защиты. Ситуация сложилась так, что в районе проживает достаточно большое количество детей-инвалидов с такими же нарушениями. Многие из родителей обращались к нам с просьбой организовать на базе дома-интерната обучение для своих детей, но в Положении об этом учреждении обучение не предусмотрено. Других же подобных специализированных учреждений в районе нет, поэтому родители вынуждены возить детей из Южного Бутова в другие районы Москвы.

Коренное улучшение оснащения учебных заведений стало для нас первоочередной задачей. Для слепых и слабовидящих детей требуются современная звуковоспроизводящая аппаратура, брайлевские компьютеры и принтеры, телевизионные увеличивающие устройства, учебники с укрупненным шрифтом, рельфно-географические пособия. Сегодня в большинстве этих учреждений оборудование прошлого века. Аналогичная ситуация и в учреждениях для детей с другими заболеваниями. Предусмотренные подпрограммой 1,23 млрд рублей позволят в течение двух лет оснастить современным оборудованием школы и интернаты для слепых, глухих детей и детей с опорно-двигательной патологией. Вместе с тем ситуация в учреждениях для детей с нарушением речи и задержкой умственного развития существенно не изменится.

Сегодня в Москве местами в специализированных учреждениях образования обеспечены все категории детей-инвалидов, кроме детей, страдающих аутизмом, детей-имбецилов и детей, имеющих сложную структуру дефекта. Их в Москве 1600, 900 из них - это дети школьного возраста, и все они находятся дома.

В системе Департамента образования всего один Центр психолого-медико-социального сопровождения занимается реабилитацией и обучением этой категории (115 человек), а спрос на такие учреждения высок. Решить проблему можно только за счет нового строительства специализированных многопрофильных центров (6 учреждений).

Одна из задач программы - интеграция детей-инвалидов в массовые школы. Пока такая работа ведется лишь экспериментально в Центральном, Юго-Западном, Западном и Северо-Восточном округах.

Развитию инклюзивного образования препятствуют, с одной стороны, отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей наполняемость классов, наличие в штатных расписаниях школ помощников педагогов и другие вопросы, а также и то, что в большинстве массовых школ не созданы условия для обучения детей-инвалидов: отсутствуют безбарьерная среда и специальное оснащение, нет подготовленных педагогических кадров, а с другой стороны - психологическая неготовность родителей и детей к процессу интеграции инвалидов в массовую школу. В подпрограмме есть мероприятия, которые позволят справиться с этой задачей, в том числе предусмотрено создание безбарьерной среды не менее чем в 3 школах каждого округа ежегодно, при этом значительную часть расходов берут на себя префектуры административных округов. Кроме того, запланированы меры по разработке нормативных документов, подготовке педагогических кадров, а также мероприятия, направленные на воспитание толерантного отношения к проблемам детей-инвалидов.

Среди детей-инвалидов много по-настоящему талантливых ребят. Уже 19 лет Департамент образования проводит для них фестиваль «Надежда». За эти годы более 100 тысяч детей демонстрировали свои таланты на лучших концертных площадках Москвы. Накопилось немало примеров, когда лауреаты и победители фестиваля в дальнейшем связали свою жизнь с творческими профессиями. Этот опыт нам подсказывает, что в сегодняшних условиях мы должны по-новому подойти к художественно-эстетическому развитию детей-инвалидов. В Москве 153 учреждения дополнительного образования. Необходимо использовать их для реализации творческого потенциала и развития способностей детей-инвалидов. Мы проведем обучение и подготовку педагогов дополнительного образования для работы с детьми-инвалидами, создадим в ряде учреждений безбарьерную среду. Но, конечно, в полном объеме решить этот вопрос и сделать за 2 года все учреждения дополнительного образования доступными для детей-инвалидов в рамках выделенных ассигнований не удастся.

Если говорить о социализации воспитанников специализированных учреждений и их трудоустройстве, то здесь есть два направления. Первое - подготовка детей с сохранным интеллектом. Таких детей большинство, и они ориентированы на продолжение обучения. Из 400 выпускников образовательных учреждений прошлого года 57% поступили в высшие учебные заведения, 22% продолжили образование в колледжах. Здесь нам необходимо продолжить работу не только над созданием новых учебных мест, но и по расширению перечня профессий для обучения детей-инвалидов в колледжах, предусмотреть меры по расширению перечня высших учебных заведений, обучающих детей-инвалидов, и меры по увеличению количества рабочих мест для них. Второе - это работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта. Ясно, что необходимо изменить подходы к их допрофессиональной подготовке и трудовому обучению, но сделать это без замены устаревшего морально и имеющего 90% износа оборудования невозможно. На переоснащение учебных мастерских наших специализированных учреждений дополнительно требуется 320 млн руб.

Нельзя не сказать о повышении эффективности кадрового обеспечения учреждений. В программе предусмотрены меры по повышению квалификации, подготовке и переподготовке всех участников процесса, обеспечивающих комплексную реабилитацию ребенка-инвалида, - это педагогические и медицинские работники, работники учреждений социальной защиты населения. Департамент образования разработал проект закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», регулирующий интегрированное образование, семейное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья и многие другие вопросы. В первом квартале 2008 года он будет внесен на рассмотрение Правительства Москвы.