- Издательство «Дрофа» давно зарекомендовало себя в мире учебной литературы как высокопрофессиональное. Оно выпускает не только школьные учебники, но и научно-популярную, методическую, художественную литературу. По каждому изучаемому в школе предмету «Дрофа» уже создала по несколько линий учебников. На чем же будет сосредоточена деятельность издательства в этом году?

Владислав Иванович СИВОГЛАЗОВ:

- В «Дрофе» созданы линии учебников для основной школы, учебники базового и профильного уровня для средней школы практически по всем предметам. По ряду предметов (к примеру, иностранные языки) линии завершаются. Традиционно мы отличались от других издательств тем, что создавали не просто учебники, а учебно-методические комплекты, поэтому после выхода учебника мы стараемся сразу же обеспечить его как минимум методическим пособием для учителя и рабочей тетрадью, а затем наполняем УМК другой методической и учебной литературой. Завершение линий и наполнение их разными учебными пособиями - основная наша задача.

Одна из специфических процедур, которую обязано проходить учебное издательство, - экспертиза учебников. В прошлом году более 120 наименований наших учебников включили в Федеральные перечни Министерства образования и науки. В этом году учебников будет меньше, но надеемся, что все они будут одобрены, а те, которые в федеральных перечнях были в части «допущено», перейдут в часть «рекомендовано».

Ольга Алексеевна ПАНАСЕНКОВА:

- Еще одно из важных направлений работы нашего издательства - создание наглядных пособий - и печатных, и электронных. Многие наглядные пособия являются совершенно новыми и не имеют аналогов в других издательствах. Например, в этом году вышли таблицы по шитью для уроков обслуживающего труда (технология для девочек). Начата подобная серия наглядных пособий по кулинарии. Яркие, красочные таблицы издает редакция дошкольного образования - уже вышли таблицы «Правила дорожного движения», «Мир природы», «Домашние птицы и животные» и др. Среди оригинальных электронных пособий, выпущенных недавно, хотелось бы отметить интерактивную модель Солнечной системы, а также подобные пособия для подготовки к ЕГЭ.

На сегодняшний день многие наши учебники обеспечены электронным приложением.

- В ситуации, когда требования к учителю все время возрастают, растет интерес к методической литературе. «Дрофа» выпускала несколько серий методических пособий для учителя. Будут ли эти серии продолжены и какие новые методические пособия появятся?

Владислав Иванович СИВОГЛАЗОВ:

- «Дрофа» выпускает много методической литературы, и эта тенденция сохранится. Сегодня мы стремимся издавать методическую литературу комплектами, блоками. У нас есть и комплекты методической литературы по всем предметам, рассчитанные на школьные библиотеки. Приобретя такой комплект, любая школа может обеспечить учителя необходимыми методическими разработками.

Среди учителей очень востребованными оказались наши элективные курсы. Мы издали большое количество программ и элективных курсов, по некоторым предметам даже по несколько сборников разных программ, составленных в основном учителями-методистами. Издаем и отдельные пособия. Среди новых спецкурсов, которые выходят в этом году, хотелось бы отметить интегрированный спецкурс по нанотехнологиям. Его материалы могут быть использованы учителями и физики, и химии, и биологии. В книгу вошли разные статьи по этой проблематике, которые также могут составить современный дополнительный материал к уроку.

Ряд методических пособий мы переиздаем, например, сборники нормативных документов, куда вошли примерные программы по предметам. Но также у нас выходят и пособия нового типа: издания, которые включают в себя и программу курса, и тематическое планирование, и поурочные разработки, и дидактические материалы. Такое комплексное пособие по химии, по русскому языку мы уже выпустили, и в ближайшее время подобные книги для учителя появятся по другим предметам. Мы считаем, что такое пособие будет необходимо каждому учителю-предметнику, тем более если он работает по нашим УМК.

Ольга Алексеевна ПАНАСЕНКОВА:

- В «Дрофе» начался выпуск еще одной новой серии пособий. Наше издательство заключило договор с Российской академией образования, по которому мы издаем методические труды сотрудников РАО в новой серии «РАО - школе». Эти книги посвящены методике преподавания разных школьных дисциплин и курсов, разным аспектам педагогической деятельности учителя-предметника. Некоторые пособия представляют собой что-то вроде учебника по методике обучения предмету, но рассчитанного не на студентов, а на учителей.

- «Дрофа» выпускает учебники и учебные пособия и для школы, и для вузов, а также для развития и подготовки дошкольников к школе. Какие направления все же остаются приоритетными и какие новые учебники появятся в ближайшее время?

Владислав Иванович СИВОГЛАЗОВ:

- Одно из новых направлений нашей издательской деятельности - это учебники для коррекционной школы. Мы уже начали выпускать учебники для коррекционной школы 8-го вида. Это направление мы активно развиваем, такие учебники должны быть, и они будут востребованы. Учебные пособия по коррекционной педагогике готовит и редакция дошкольного образования. Уже вышли в свет пособие по логопедии «Растим говорунов» - автор - логопед-практик Е.Г. Карельская, пособие о детях с умеренной умственной недостаточностью «Трудный ребенок» - автор А.В.Закрепина, серия рабочих тетрадей «Упражнения с пиктограммами» для детишек с тяжелыми формами речевых нарушений и нарушений интеллектуальной деятельности - авторы Л.Б.Беряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина. Хотелось бы отметить, что все эти авторы - известные ученые, имеющие высокие звания и большой практический опыт работы.

Если говорить о высшей школе, то мы постепенно делаем акцент на создании пособий для начального и среднего профессионального образования - для колледжей, училищ. Ранее у нас выходили какие-то отдельные пособия, теперь мы хотим создать систему. Пособия будут снабжены методическими рекомендациями, а также мы выпускаем наглядные пособия. Активно развивается и дошкольное направление. Это особенно актуально в связи с объявлением 2008 года годом семьи. У нас как раз вышло много пособий, по которым могли бы заниматься родители с детьми, серии «Читаем вместе», «Дошкольник», «Педагоги родителям» и др. Есть разнообразные серии пособий для занятий с детьми дома и в детском саду. Мы начали работать в этом направлении совсем недавно и практически с нуля, а сейчас у нас выпускается больше 120 наименований разных развивающих пособий.

Нужно отметить и еще одно специфическое, но очень актуальное сегодня направление нашей работы - это учебники для национальной школы. В этой области наше издательство выпускает учебно-методические комплекты нового поколения по русскому языку для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком, а также наглядные пособия. Они направлены не только на изучение языка, но и на адаптацию детей в мире русской культуры. «Дрофа» выпускает УМК для детей, говорящих на языках абхазо-адыгской, тюркской и финно-угорской языковых групп.

- Издание «Дрофой» «Библиотеки путешествий» уже снискало популярность у читателей, будет ли эта серия продолжаться? Будет ли издание научно-популярной литературы приоритетным в этом году?

Владислав Иванович СИВОГЛАЗОВ:

- Издание «Библиотеки путешествий» будет продолжено, сейчас планируется, что общее число томов мы доведем до двадцати. Будет продолжено издание и «Библиотеки отечественной классики», и «Библиотеки зарубежной классики». Серии научно-популярной литературы, такие как «Занимательно! Познавательно!», будут переориентированы в библиотеку научно-популярной литературы, которую мы будем выпускать, рассчитывая на комплектацию школьных библиотек.

- В завершение беседы поясните, пожалуйста, чем вызвана необходимость публикации перечня учебников «Дрофы». Точнее, почему получилось так, что учебники появились в перечне под новыми названиями?

Ольга Алексеевна ПАНАСЕНКОВА:

- Согласно утвержденным правилам, название учебника должно соответствовать названию предмета по федеральному базисному учебному плану. То есть, если предмет называется «Математика», то учебник тоже должен называться «Математика». А чтобы не получилось так, что учитель не может найти в перечне учебник, по которому он работал, так как тот показан в перечне под другим названием, мы решили помочь учителям сориентироваться и составили список учебников «Дрофы», входящих в ФП, с уточнением названий, частей и краткими комментариями.