Заслуженная артистка, студентка и... каскадер

- В этом году исполняется 20 лет вашей работы в кино, но эту солидную цифру трудно соотнести с вами...

- Ничего удивительного в этом нет. Я ведь начала сниматься в кино с 15 лет, сыграв главную роль в картине «Повторится все». После школы поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой. Недавно один журнал поместил на обложке мою фотографию с подписью «Двадцать лет спустя». Любопытно, что я снималась в фильме с одноименным названием. И вот исполняется 20 лет моей творческой деятельности.

- Как состоялся ваш выбор профессии?

- Я занималась в театре-студии ТЮМ (театр юных москвичей) во Дворце пионеров на Ленинских горах. Играла в спектакле... собачку. И после спектакля ко мне подошла ассистентка с Одесской киностудии и предложила попробоваться в картине «Повторится все», хотя сразу предупредила, что роль возрастная: героиня - выпускница педагогического института. Я загорелась. Но все родственники и друзья стали убеждать родителей, что «Ольгу нельзя пускать в кино, потому что там ее испортят». Я всю жизнь благодарна родителям, что они никогда ничего мне не запрещали. На семейном совете решили: если появился шанс, его нужно использовать.

На съемках поняла, что выбор в моей жизни сделан. В результате поступила во ВГИК. Очень благодарна Бондарчуку и Скобцевой, которые разрешали мне сниматься и всегда относились с пониманием. На каждом курсе бывают любимцы. Я была одной из любимых учениц Сергея Федоровича. Играла все главные роли в спектаклях, в дипломном сыграла Раневскую. А в кино поначалу соглашалась на все. Для меня это был такой жизненный опыт, который в институте получить невозможно.

- Сомнений в правильности выбранного пути не возникало?

- Никогда. Были ошибки. В некоторых фильмах можно было и не сниматься. Но это издержки творческого роста, избежать которых невозможно. Я самостоятельно выбрала свой путь и шла, учась на собственных ошибках.

- Сколько сегодня фильмов на вашем счету?

- Сорок пять. Почти в сорока из них я сыграла главные роли.

- А самые любимые из них?

- «Умирать страшно» Льва Кулиджанова - о трудной, драматической судьбе женщины в период репрессий. С Львом Александровичем мы намеревались и дальше вместе работать. К сожалению, он ушел из жизни. Светлая ему память. Это был режиссер и человек с большой буквы. Признательна ему за то, что доверил мне такую сложную роль. Моими партнерами были Михаил Глузский, Людмила Чурсина, Георгий Тараторкин. Работа с ними и сам фильм стали для меня событием. А еще я очень люблю фильм «Чокнутые» Аллы Суриковой, в котором я сыграла прообраз Девы Марии. Не святую Марию, а женщину, которая помогает всем смертным, вселяет веру в человека.

- Продолжаете сниматься в кино?

- Недавно я снялась в картине Герарда Бежанова «Вход через окно». Это лирическая комедия, трогательная, очень светлая. И главное - с надеждой на лучшее будущее. В наш сложный век, мне кажется, искусство как раз должно дарить веру в то, что прекрасное существует, что жизнь более светлая, чем она представляется. Картина вышла в эфир во время новогодних праздников.

- Считается, что театральная и киноактриса - разные ипостаси. Вы успешно сочетаете обе. Чем они отличаются?

- Чтобы стать настоящим актером, уверена, надо пройти школу театра. Театр - это душа. Мне кажется, театральные актеры гораздо глубже подходят к ролям, к образам, которые проживают на сцене.

- Первой вашей работой на профессиональной сцене стала...

- ...роль Нины в спектакле «Маскарад» Центрального театра Российской армии. Сначала я в нем играла в свободное от съемок время. Потом стала работать постоянно в труппе ЦТРА.

- И проработали 10 лет, став ведущей актрисой театра?

- Да, 10 лет. За это время сыграла немало главных ролей - и Дездемону, и Беатриче, и Лизу...

- Несмотря на это, вы перешли из ЦТРА в Театр имени Моссовета. С чем связано ваше решение? Не жалко было расставаться с армейским театром?

- Для меня это было непростое, вымученное решение. Я очень любила и люблю своих партнеров по ЦТРА, ставшему мне на десятилетие родным домом. Люблю его сцену. Уважаю главного режиссера Бориса Афанасьевича Морозова. Но актер, как любой человек, имеет право на перемену места жительства. Потому что, как мне кажется, он должен быть в постоянном поиске. И считаю, что в этой ситуации лучшее не враг хорошего, а наоборот. К сожалению, совмещать работу в двух театрах не удалось. Мои роли в ЦТРА теперь исполняют другие актрисы. Конечно, это прекрасно, что есть кому заменить, тем не менее, до сих пор думаю, как склонить администрацию, руководство театра оставить за мной мои любимые роли. Хочу остаться творческим другом театра.

- На какое-то время в вашей работе возникла пауза. С чем она была связана?

- Три с половиной года я, действительно, не появлялась ни на экранах, ни на сцене. Когда родилась моя дочь Танечка, мне захотелось быть только мамой, и я вела домашний образ жизни. Мне нравилось проводить время с семьей, с дочкой. Потом я вернулась в Театр Российской армии. Репетировала Мольера, восстанавливала старые роли.

- И вскоре получили предложение сниматься в первом отечественном 100-серийном сериале «Салон красоты»?

- Да, это была первая работа после временного перерыва. Соглашаясь на съемки, подумала, что это уникальный шанс - прожить историю героини с 17 до 35-40 лет, показать, как она изменяется не только внешне, но и внутренне. Это личностный рост и возможность доказать, что в наше время женщина может быть хозяйкой жизни, не нужно только ее ограничивать домостроевскими традициями. И это не феминистическая, а женственноутверждающая позиция.

- Какова судьба сериала?

- Мы сняли 70 серий, из которых 50 вышли в эфир. На этом наша работа прервалась, потому что возникли финансовые затруднения. Зрители тепло встретили фильм, полюбили мою героиню Настю. Многие из них, особенно на периферии, не имеют возможности сходить в театр или кино, посмотреть спектакли, а сериалы для зрителей наиболее доступны. Огромное количество писем приходит и мне, и на НТВ с вопросами о продолжении сериала. Сейчас идут переговоры о возможном завершении проекта.

- Вы стали первой актрисой - членом Ассоциации каскадеров. Как это случилось?

- В фильме «Крестоносец», который снимала Ассоциация каскадеров, я все трюки делала сама. Дралась на мечах, каждый из которых весит 10 кг. Мы ездили на мотоцикле, скакали на лошади, стреляли из лука и даже прыгнули с партнером с четвертого этажа! Я со спокойным сердцем все выполняла, поскольку каждый трюк тщательно готовился, рассчитывался, и риск был минимальным. За выполнение сложных трюков меня приняли в Ассоциацию каскадеров.

- Говорят, вы прошли и испытания для полета в космос?

- Несколько лет назад режиссер Юрий Кара планировал снять фильм на орбитальной станции «Мир». Тогда многих актеров пригласили пройти обязательные для космонавтов испытания. Мне нравится экспериментировать, познавать мир, поэтому я согласилась на пробы. Прошли Владимир Стеклов и я. Проект не состоялся, станцию «Мир» уничтожили. Но у меня осталась справка, что по состоянию здоровья я готова к полету. Теперь, как несостоявшийся космонавт, отмечаю еще один профессиональный праздник - День космонавтики.

- И каскадеры, и космонавты - люди мужественные. Есть представители другого «цеха» - военные, жизнь которых тоже сопряжена с риском. Вам приходилось соприкасаться с ними?

- Меня связывает с военными, не считая, конечно, зрителей, необходимость обращения к ним за помощью. Военные оказывали помощь в организации съемочного процесса. Мне довелось бывать в госпитале, где находятся на излечении раненые в Чечне воины. Я очень уважаю людей военных. Им необходимо быть настоящими профессионалами, зная, что жизнь может оборваться в любую секунду, и при этом оставаться и хорошим семьянином, и настоящим человеком.

- Видимо, вам много приходится путешествовать?

- Желание перемещаться, путешествовать, не останавливаться на одном месте у меня от моей бабушки, которая, можно сказать, жила на колесах, мигрируя между Мариуполем, Уралом и Москвой. Я очень легкая на подъем: готова ехать в Тьму-Таракань, если того требует работа. Не могу представить, что проснусь утром и мне некуда спешить, что у меня нет никаких дел, никаких встреч, что меня никто не ждет, никуда не надо ехать. На дальние расстояния летаю самолетом или езжу на поезде, хотя его недолюбливаю. Часто пользуюсь автомобилем.

- При всей занятости вы еще, насколько мне известно, учитесь в Московском госуниверситете?

- Да, учусь на историческом факультете МГУ, отделение истории искусств. Считаю, что каждому человеку, независимо от того, чем он занимается, необходимо самосовершенствоваться, постоянно учиться. Знания, полученные в университете, уже сегодня очень помогают мне в моей профессии.

- У вас очень напряженная жизнь, но вы замечательно выглядите. Как вам это удается?

- Занимаюсь на тренажерах, хожу в бассейн, делаю массаж. Ведь тело - мой рабочий инструмент. Я не имею права проснуться утром и не принять холодный душ. Или не посвятить себе несколько часов в день. И главное - выспаться, поэтому я не люблю различные тусовки.

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- Моя семья сегодня: мама, папа, я и дочка Танечка, которой пять лет.

- Как она воспринимает вашу работу?

- Танечка очень любит мои спектакли, знает их почти наизусть. К походу в театр мы ее готовим, рассказываем сюжет, адаптированный к ее возрасту. Дома у нас есть сцена, которую мы для нее специально построили. Ставим спектакли, причем Танечка всегда играет принцессу, а я - все остальные роли. Так что дома я тоже творчески востребована.

- Чтобы вы пожелаете нашим юным читателям?

- Настойчиво овладевать знаниями, столь необходимыми в будущей профессиональной деятельности, постоянно совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. А еще - всем мира, любви и счастья.

Беседовал Леонид ГОРОВОЙ