В этом году в связи с изменением избирательного законодательства ученики апеллировали не к конкретным кандидатам, а к тем или иным политическим партиям, активно взаимодействовали с их избирательными штабами. Знакомясь с предвыборными программами политических партий, кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ, они сформировали конкретные наказы будущим представителям высшего законодательного органа.

Работая над проектами, подростки уже на практике знакомились с основами российского избирательного права, спецификой формирования законодательных органов страны, процедурой проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации. Они передали предложения, которые, по их мнению, смогут изменить качество жизни российского общества в целом и конкретного города и поселка, села...

Исследуя сущность проблемы, команды проводили социологические исследования, изучали нормативные документы, на основе которых создавали и реализовывали свой проект, который затем представили на конкурсе. Всего участвовали более 135 команд из районов и городов Самарской области. На финал областного конкурса оргкомитет отобрал 14 лучших проектов. На защите их присутствовали: Владимир Васильев - заместитель министра образования и науки Самарской области, Сергей Иванов - заместитель председателя Комитета по образованию и науке Самарской губернской Думы, член Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Самарской области, Игорь Носков - доктор педагогических наук, ректор Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В ходе финала решалось несколько задач: выявить и оценить проекты, наиболее соответствующие технологии социального проектирования; развить гражданскую инициативу и гражданскую ответственность учащихся; повысить профессиональный уровень педагогов по организации социально значимой деятельности учеников и формированию навыков социального проектирования.

Жюри определило лучшие команды: первое место - проект Кротовской школы Кинель-Черкасского района - «Здоровье гражданина - национальное достояние страны», два вторых места поделили проекты «Без преступлений и наказаний» Самарского технического лицея и «В ногу со временем» - совместный проект межшкольного центра «Поиск» и школы поселка Серноводск Сергиевского района. Третье место заняли проекты школы №124 г. Самары - «Особенности национальной парковки», школы №49 г. Тольятти - «Миллионы в помойке», образовательного центра «Лидер» г. Кинель - «Здоровое поколение в чистой среде».

Проект Кротовской школы Кинель-Черкасского района «Здоровье гражданина - национальное достояние страны» был признан лучшим по единодушному решению жюри. Красиво оформленный, эмоционально и ярко представленный на защите, он отличался глубиной исследования проблемы. Участников проекта волнует состояние школьного питания. Суть его: разработка и нормативное закрепление стандарта школьного горячего питания. Социологические опросы, интервью компетентных специалистов и жителей села Кротовка помогли увидеть пути решения проблемы, а также найти союзников.

Школьникам удалось составить наказ кандидатам в депутаты Государственной Думы Российской Федерации, который отразил не только мнение детей, но и их родителей, учителей, а также жителей села. Их поддержало руководство Кинель-Черкасского района. Не только моральная, но и материальная поддержка была оказана главой администрации села. Авторы проекта передали свой наказ в региональные представительства партий и получили одобрение.

Ребята не ограничились поиском союзников, они и сами активно включились в реализацию проекта. Они обратились к заместителю председателя Самарской губернской Думы Г.Д.Светкиной с просьбой рассмотреть вопрос о бесплатном общедоступном горячем питании и получили исчерпывающий ответ. Затем составили пакет предложений и отправили Президенту В.В.Путину с просьбой поручить правительству разработать Федеральную программу по обеспечению общедоступным горячим питанием школьников. Из приемной Президента получили ответ.

Социальный проект «Без преступлений и наказаний» Самарского технического лицея посвящен важнейшей для всего российского общества проблеме - подростковой преступности. Разработчики видят ее решение в изменении законодательства Российской Федерации, а именно статей Уголовного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ. Понятно, что для внесения таких поправок им пришлось изучить и эти законодательные акты, и многие другие документы. Встретиться с экспертами, посоветоваться с юристами, а также составить собственное мнение о совершенствовании юридической базы страны по этому вопросу. Подростки провели «круглый стол» для старшеклассников и педагогов, поэтому их наказ оказался весьма весомым. Они передали его в представительства политических партий.

Команда, создававшая этот проект, организовала конкурс листовок и сочинений, которые прошли под девизом «Молодежь без преступлений и наказаний». Помимо этого ребята встретились с начальником отдела по делам несовершеннолетних Ленинского района Самары и написали письмо министру образования и науки Самарской области, в котором предложили ряд мер, касающихся профилактики правонарушений в школах области.

Совместный проект воспитанников межшкольного центра дополнительного образования «Поиск» и учащихся Серноводской школы Сергиевского района направлен на организацию компьютерного клуба для пенсионеров. Задачами клуба, по мнению создателей проекта, должны стать не только обучение ветеранов азам компьютерной грамотности, но и приобретение ими навыков поиска юридической, нормативной информации, переписки с органами соцзащиты, взаимодействия с ветеранами из других районов Самарской области и России.

Из местных газет и опросов жителей ребята узнали об интернет-киосках, установленных в учреждениях здравоохранения и социальной защиты области, а также в административных зданиях поселений. Пожилые жители района рассказали школьникам, что они часто затрудняются получить какую-либо информацию из интернета, потому что просто боятся им пользоваться. Они хотели бы получить навыки работы на персональных компьютерах, ведь у многих есть возможность работать с этой техникой, но нет навыков. С другой стороны, им просто необходима оперативная информация по пенсионному обслуживанию, о льготных лекарствах и т.д.

Встречи авторов проекта с председателями Советов ветеранов Сергиевского района и поселка Серноводск, с директором Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, с председателем Собрания представителей района и другими экспертами убедили их в актуальности данной проблемы.

Анализ предвыборных программ политических партий помог подросткам определиться с выбором кандидатов, к которым они будут обращаться за содействием. Этот этап конкурса школьники решили использовать для распространения их инициативы в целом по регионам России. Они зарегистрировали свой наказ, передав его местным отделениям партий.

Школьники выступили с предложением внести в программу деятельности депутатов от этой партии в российском парламенте такие вопросы, как подготовка законодательной основы ряда документов, касающихся дополнительного образования пенсионеров, и финансирование обучения новым технологиям людей третьего возраста.

Работа по реализации проекта не ограничилась наказом Государственной Думе, авторы его совместно с администрацией межшкольного центра «Поиск» разработали программу компьютерных курсов для пожилых людей, составили перспективный план работы клуба, смету и штатное расписание, подготовили консультантов из числа учащихся школы.

Финал областного конкурса проектов «Гражданин» показал, насколько усилилась социальная активность учащихся школ области, повысилась их гражданская ответственность и изменилась нравственная сознательность.

Итогом конкурса стала подготовка емкого пакета предложений кандидатам в депутаты Государственной Думы Российской Федерации, который был передан губернатору Самарской области Владимиру Артякову, который отметил эффективность и мощное влияние социального проекта «Гражданин» на гражданское становление подрастающего поколения россиян.

Конкурс показал, что новое время, новые условия жизни требуют от координаторов и участников проектов постоянного осмысления своей деятельности, поиска новых тем проектов и их оригинальных решений, и это является лучшим подтверждением необходимости дальнейшего развития социально-образовательных проектов «Гражданин».

По итогам областного конкурса сотрудники Самарского регионального центра гражданского образования провели «круглый стол», где координаторы проектов и руководители ресурсных центров образовательных округов региона поделились опытом работы, высказали пожелания в решении актуальных организационно-методических проблем конкурсов социальных проектов.

Участники обсуждения высказали пожелание, чтобы в дальнейшем каждые четыре года рубрика «Наш наказ кандидатам в депутаты Государственной Думы Российской Федерации» оставалась в контексте областного конкурса «Гражданин», так как он дает учащимся возможность вникать в политические и социальные реалии современного общества, осваивать навыки избирательных технологий, ориентироваться в программах политических партий, обретать подлинную политическую и избирательную культуру.

Владимир ПАХОМОВ, руководитель Самарского регионального Центра гражданского образования; Татьяна ЧЕРНЫШОВА, методист центра