I. Мотивация

Учитель: «Вернейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит», - утверждал выдающийся ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Учитель показывает портрет ученого.

Учитель: И мне, как учителю русского языка, бывает больно и обидно, когда я прислушиваюсь к тому, как говорят вокруг, или читаю безграмотно составленные объявления и вывески. Вот некоторые из них:

- Универмагу срочно требуется квалифицированый продовец.

- Не оплатившие проезд, пассажиры обязаны заплатить штраф.

- Эта кофточка более красивее, чем та.

- Положь книгу на место.

- Заканчивая школу, все учителя советуют нам продолжать учебу.

Ученики исправляют ошибки, классифицируют их. Работа выполняется коллективно. Учитель на доске исправляет и фиксирует тип ошибки, используя общепринятые обозначения (/, P, Г). В последних предложениях допущена грамматическая ошибка. Выясняем, какие ошибки называются грамматическими.

II. Групповая работа

Цели:

- рассмотреть распространенные нарушения синтаксических норм современного русского языка;

- выработать способ их предупреждения.

Чтобы работа была продуктивной, учитель предлагает выполнить задание в группах. На мой взгляд, групповая работа в старших классах играет важную роль для организации учебной дискуссии. Являясь средством обучения учебному сотрудничеству, она формирует способность учеников к деловому общению друг с другом, учителем, способствует развитию личности и межличностных связей.

Задания для работы в группах

1. Проанализируйте предложения.

2. Если есть грамматическая ошибка, найдите ее (при необходимости воспользуйтесь справочным материалом).

3. Исправьте предложения и запишите их в тетрадь.

4. Определите вид грамматической ошибки, выработайте способ ее предупреждения.

Группа 1

1. Я не только читаю газеты, но и журналы.

2. С успехом не только выступали исполнители главных ролей, но и все остальные участники спектакля.

3. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателей стихотворения, но и для его читателей.

4. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

Группа 2

1. Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

2. Проработав два месяца, у него возникли осложнения с начальником.

3. Прочитав рукопись вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке.

4. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.

Группа 3

1. Лежащая книга на столе покрылась пылью.

2. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

3. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.

4. Остров, озаренный солнцем, пышно и ярко сиял над холодной водой.

Каждая группа отчитывается о проделанной работе.

III. Комплексный анализ текста

Учитель предлагает деформированный текст.

(1) Весна наступила в этом году не только ранняя, дружная, но неожиданно. (2) Побежали по деревенским улицам бурливые (?) коричневые (?) сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3) Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни. (4) Снег сошел, оставшись кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (5) Из-под него выглянула обнаженная, мокрая, отдохнувшая земля за зиму. (6) Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, - тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов.

(По А.И. Куприну)

Задания по тексту

1. Найдите предложения, в которых допущены нарушения синтаксической нормы русского языка. Исправьте их.

2. Укажите ведущий тип речи данного текста.

3. Укажите, с помощью каких слов связываются 4 и 5 предложения.

4. Укажите, какое средство выразительности используется в 3 предложении.

5. Укажите количество причастий в тексте.

6. Выпишите из текста усилительную частицу.

IV. В качестве домашнего задания можно предложить выполнить задания из сборника учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.