В школьной среде, как и в стране в целом, по-разному понимают и воспринимают терроризм и террористическую деятельность. А между тем, эти понятия определены законодательно. Так, принятый Госдумой 3 июля 1998 г. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» определил, что терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, создающие опасность гибели людей, либо наступления иных общественно опасных последствий. А под «террористической деятельностью понимается организация, планирование, подготовка и реализация террористической акции.., а равно участие в такой акции».

Террористические акции в России - взрывы домов в Москве и Волгодонске, трагедия в Каспийске, захват театрального центра на Дубровке в Москве, взрывы автобусов и железнодорожных электричек требуют просвещения школьников, их родителей и школьного персонала, знакомства с правилами поведения при угрозе терактов и в ходе них.

Постановлением Правительства России от 15 сентября 1999 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» предусматривается развертывание среди населения разъяснительной работы, направленной на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Аналогичные решения приняты органами исполнительной власти на всех уровнях. Их надо довести до сознания всех школьников и педагогов, при необходимости проводить и плановые тренировки.

Необходимо также разъяснение каждому школьнику порядка действий при обнаружении опасного, неизвестного предмета или устройства, суть которого в том, чтобы, не трогая его, сообщить администрации школы, представителю органа местного самоуправления или силовой структуры (МВД, МЧС, ФСБ и др.); принять меры к недопущению посторонних лиц, в первую очередь младших школьников, к опасному предмету, а с началом угрожаемого процесса (тиканье часового механизма, появление дыма, щелчки в устройстве и др.) - к соблюдению всеми мер безопасности (уход в укрытие, за стены). При этом нельзя допускать использование мобильных средств связи в месте установки предполагаемого взрывного устройства. Важно также способствовать представителям органов местной власти в сборе информации, связанной с подготовкой акции или ее последствиями.

Полезно также воспитание у школьников привычки наблюдать за территорией у школы, своего дома, сообщать о подозрительных действиях неизвестных лиц, появлении автомобилей с номерами других областей или иностранных государств в местах максимального скопления людей (у школы, автобусных остановок, магазинов и др.).

До сознания каждого школьника нужно довести, что известная им вещь или игрушка может быть использована в качестве орудия теракта. В нее может быть заложено взрывное или зажигательное устройство.

По возможности, в записной книжке каждого школьника должны быть номера телефонов экстренного вызова, по которым они могут сообщить о готовящейся террористической акции или других угрожающих обстоятельствах. К ним можно отнести: единый справочный номер экстренного вызова и помощи в кризисных ситуациях (вводится во многих населенных пунктах страны, в рамках программы МЧС России, он будет доведен дополнительно); вызова пожарных машин - 01; представителей МВД России - 02; скорой медицинской помощи - 03; бригад бытового газового снабжения населенных пунктов - 04; представителей ФСБ (телефоны конкретного органа сообщает в школу уполномоченный представитель этой службы).

Особое место в подготовке школьников должно занять их обучение поведенческим реакциям в условиях, когда они столкнулись с террористами, стали их заложниками. К нему наряду с учителями следует привлечь представителей служб, которые участвуют в нейтрализации террористов, - МВД, ФСБ, МЧС, Минздрава России. Практика показывает, что их привлечение пользуется популярностью среди молодежи. Школьники стремятся завоевать авторитет у представителей этих служб и своих сверстников.