Интернет - важный способ личного и профессионального общения, но он может также использоваться со злым умыслом: например, применяться для рассылки компьютерных вирусов и спама. Поэтому важно знать о проблемах компьютерной безопасности.

Опасности в Сети

Вирусы, черви и трояны

Вирусы и черви представляют собой опасные программы, которые могут распространяться через электронную почту или веб-страницы. Вирусы могут повредить файлы или программное обеспечение, хранящиеся на компьютере.

Черви распространяются быстрее вирусов - напрямую с одного компьютера на другой. Например, червь электронной почты может осуществлять самостоятельную рассылку по адресам электронной почты из адресной книги пользователя. Интернет-червями осуществляется поиск компьютеров, которые подключены к интернету и не содержат последние обновления системы безопасности.

«Троянские кони» (трояны) являются опасными программами, которые выглядят безопасными, например играми, но после активации могут повредить файлы; при этом пользователь не будет об этом знать.

Хакерами и взломщиками называют людей, которые взламывают защиту систем данных. Они могут вторгнуться на незащищенный компьютер через интернет и воспользоваться им со злым умыслом, а также украсть или скопировать файлы и использовать их в противозаконной деятельности.

Пять правил относительно электронной почты:

1. Никогда не открывайте подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от незнакомых людей. Вместо этого сразу удалите их, выбрав команду в меню сообщений.

2. Никогда не отвечайте на спам.

3. Применяйте фильтр спама поставщика услуг интернета или программы работы с электронной почтой (при наличии подключения к интернету).

4. Создайте новый или используйте семейный адрес электронной почты для интернет-запросов, дискуссионных форумов и т.д.

5. Никогда не пересылайте «письма счастья». Вместо этого сразу удаляйте их.

Советы по планированию уроков

Способ изучения проблем информационной безопасности

Тему информационной безопасности в интернете можно включить в следующие уроки: информатика, социология и БЖД, а также гражданское право. Если для раскрытия темы используется форма дебатов, ее можно также включить в курс английского языка или театрального искусства.

Пример структуры урока:

1. Стимуляция дебатов

- Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?

- Из возможных причин можно выделить аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения, которые перечислены в разделе для учителя.

2. Обзор рассказов

- Ученики могут читать рассказы, представленные в виде мультфильмов, самостоятельно.

- Если дети не умеют читать, учитель может помочь им понять этот рассказ.

- В качестве дополнительного задания можно попросить учеников выразить свое мнение по данной проблеме.

3. Обсуждение

- После прочтения рассказов разделите учеников на группы для обсуждения затронутых проблем с помощью вопросов, приведенных в рассказах.

- Очень важно включить в обсуждение личный опыт и мнения учеников по вопросу информационной безопасности в интернете.

Примерные темы для обсуждения:

Что включает в себя личная информация?

Имя и адрес - да; тем не менее к личной информации также относятся другие сведения, которые могут быть связаны с человеком, например номер мобильного телефона, адрес школы, место проживания и адрес электронной почты.

В классе можно также изучить веб-сайт http://www.vertex-security.ru, который содержит более подробную информацию по вопросу информационной безопасности.

Интернет предоставляет детям и молодежи невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее с использованием интернета также связаны риски. Например, он представляет собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей.

Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными, в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка.

Безопасное использование интернета в соответствии с возрастом

Дети до 7 лет

Во время первого знакомства с интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования интернета.

Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием интернета и играми или рисованием на компьютере.

На этом этапе родители могут установить первые внутренние правила использования компьютера.

Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.

Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.

Дети 7-9 лет

Юные школьники будут иметь дело с интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей. Родители и дети должны обсудить, как использовать интернет надлежащим образом, и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7-9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в интернете, особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук). Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в интернете, поможет детям стать ответственными и способными самостоятельно и безопасно работать в интернете. Родители могут поделиться собственными мнениями и взглядами на использование интернета, чтобы помочь своим детям.

В этом возрасте ограничения, защита и использование интернета под присмотром по-прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования интернета и пересматривать их по мере взросления детей.

Чаты и другие общественные интерактивные обсуждения пока не подходят ребенку этого возраста. В качестве адреса электронной почты, который используется этой возрастной группой, должен использоваться общий семейный адрес электронной почты.

Дети 10-12 лет

Школьники уже могут знать, как использовать интернет в различных целях. Родители могут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может также использоваться для планирования вопросов, касающихся всей семьи. Это дает возможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации. Руководство по проверке надежности веб-сайта как источника информации находится по адресу http://www.demos-internet.ru/services.ssl.description.html.

Ребенку необходимы родительский присмотр и контроль, а также знание правил правильной работы в Сети. Тем не менее ребенок может узнать, как избавиться от присмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими или не соответствующими его потребностям.

Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения. Примеры: ответственность отправителя сообщения, загрузка файлов и авторское право, и установка программ.

Договоритесь, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорите о рисках, связанных с разглашением информации.

Дети 13-15 лет

В этом возрасте интернет становится частью социальной жизни детей: в интернете они знакомятся и проводят время, ищут информацию, связанную с учебой или увлечениями. При более высоком уровне грамотности использование интернета открывает множество возможностей. Родителям, может быть, очень сложно узнать о том, чем их ребенок занимается в интернете. В этом возрасте дети также склонны к риску и выходу за пределы дозволенного. Технические ограничения и запреты могут оказаться неэффективным способом повышения уровня безопасности в интернете.

Дети 13-15 лет могут захотеть сохранить свои действия в тайне, особенно если родители раньше не интересовались и не узнавали о способах использования интернета ребенком. Важным моментом для семьи становится участие в открытых дискуссиях, а для родителей - заинтересованность в том, что ребенок делает и с кем использует интернет.

Родители не должны слишком остро реагировать, даже если выяснится, что произошло что-то «ужасное», когда ребенок находился в интернете. Они по-прежнему могут направлять ребенка, чтобы он имел дело только с уместным материалом. Например, существуют хорошие интерактивные службы, занимающиеся вопросами сексуальности и здоровья, которые предназначены для молодой аудитории. Молодежи необходимо осознавать, что они в любой момент могут поговорить с родителями, если им неприятно то, с чем они столкнулись в интернете.

Внимание! Полезные ссылки!

Здесь вы можете найти тесты:

Для школьников 7-10 лет

http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/quiz_ks2.html

Для школьников 11-14 лет

http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/quiz_ks3.html

Дополнительная

информация:

http://microsoft.com/rus/Education/PiL/Default.mspx

Использование интернета является безопасным, если выполняются три основных правила.

Защитите свой компьютер

Регулярно обновляйте операционную систему.

Используйте антивирусную программу.

Применяйте брандмауэр.

Создавайте резервные копии важных файлов.

Будьте осторожны при загрузке содержимого.

Защитите себя в интернете

С осторожностью разглашайте личную информацию.

Думайте о том, с кем разговариваете.

Помните, что в интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Соблюдайте правила

Закону необходимо подчиняться даже в интернете.

При работе в интернете не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.