Протяни руку помощи

Пожилой охранник в камуфляже, строгим взглядом встретивший меня при входе в школу и узнав о цели моего визита, неожиданно проявил любезность - поднялся на второй этаж, быстро вернулся и сказал, как отрезал: «Сейчас она подойдет». Через пять минут в фойе появилась высокая, статная женщина. Мы познакомились...

- Я родилась в Калужской области, в Мещовске, - рассказывает Елена Ивашкина. - Моя мама до сих пор преподает географию в школе райцентра, отец работал в районной газете «Восход», был председателем колхоза. На выбор моей профессии оказали влияние родители и моя бывшая школьная учительница Лидия Павловна Солдатова. Почему я выбрала русский язык и литературу? По своему складу я гуманитарий, с раннего детства любила читать. В 1991 году окончила Калужский государственный педагогический университет. Начинала работу в 48-й школе областного центра, в школе №6 преподаю около десяти лет.

Сегодня в школьную методику воспитания внести что-то новое сложно, потому и приходится придерживаться древнего и надежного способа - кнута и пряника. Но в работе Елены Сергеевны все же это не главное.

- Я убеждена, что с учениками нужно искать диалог, стараться общаться на равных, - говорит классный руководитель. - Мне кажется, что по-другому будет сложно и учителю, и детям. Конечно же, школьникам нужно доверять, но важен и контроль, он приучает к порядку. Двенадцать-тринадцать лет - такой возраст, когда дети сами учат педагога чему-то новому, развивают любознательность и жизнелюбие. Иногда ученики задают такие интересные вопросы, что не сразу и ответишь.

Большое значение Елена Сергеевна придает внеурочной работе. Перед Новым годом шестиклассники участвовали в акции «Протяни руку помощи» - собирали деньги, кто сколько сможет, на подарки для воспитанников детского дома. Ко Дню защитника Отечества в школе пройдет конкурс патриотической песни. 6-й «А» выучил песню про Советский Союз - пусть подрастающее поколение не забывает, что еще недавно на карте мира было такое могучее государство. Регулярно проводится классный час, который называется «Три ступени, ведущие вниз». На нем учитель рассказывает ребятам о вреде курения, наркомании, алкоголизма.

Говорите правильно и красиво

Еще одно важное направление - культурное развитие и эстетическое воспитание детей.

- Я удивилась, когда узнала, что многие из моих учеников, живя в Калуге, ни разу не были в Музее космонавтики, Доме-музее Циолковского, - продолжает Елена Ивашкина. - В ближайшее время у нас намечены экскурсии в областной художественный музей на выставку «Возрожденные шедевры» и в краеведческий музей, где проходит выставка «Прогулки с динозаврами». Динозавры вызывают у детей нескрываемый интерес и оживление, а вот живопись и скульптура у них почему-то ассоциируются с чем-то скучным и второстепенным. Я не знаю, чем это объяснить. Я считаю, что дети должны видеть и ценить произведения искусства. По-моему, очень важно, когда в музее хороший экскурсовод описывает то, что видят на картине дети. Экскурсовод учит детей правильно говорить. Порой дети не могут грамотно связать несколько слов, не могут нормально общаться. Читаем мы отрывок из произведения, где автором описывается природа. Дети почему-то этот отрывок стараются пропустить, им не интересно, они не видят красоту. Я им даю задание: опишите, какая сегодня погода. При этом я запрещаю им говорить слова «плохая» или «хорошая». Погода какая? Они начинают задумываться, подбирать синонимы: дождливая или пасмурная, теплая или холодная.

Еще школьникам запомнился поход в библиотеку, где они узнали, какие издаются журналы для детей и юношества, ознакомились с электронными энциклопедиями. Ведь сегодня все дети буквально увлечены компьютерами. Но в основном их интересуют всевозможные стрелялки и страшилки. Учитель объясняет детям, что электронные энциклопедии пригодятся им в дальнейшей жизни. Не хотите читать книги - черпайте полезную информацию через компьютер.

Воспитатели Чехов и Лесков

Прошлый год, как известно, в России прошел под знаком русского языка и чтения. По мнению Елены Ивашкиной, проблема в том, что дети стали мало читать, достаточно очевидна. Если родители не читают художественную литературу, не будут читать и дети.

- Если на собрании я спрашиваю у родителей, какую последнюю книгу вы прочитали, то, как правило, ответ вызывает затруднение, - говорит учитель. - Я не заставляю детей читать по программе. На уроках литературы ребята рассказывают, какую книгу недавно прочитали. Интересны кому-то сказки - пусть их читает. Нравится фантастика - читайте фантастику.

Задача учителя - не только донести художественное слово, но и постараться объяснить атмосферу той эпохи, о которой идет речь в произведении. Детям надо разъяснить, например, кто такой помещик или крепостной. Когда читали Тургенева, Елена Сергеевна долго не могла объяснить ребятам, почему Герасим утопил Му-Му. Но дети были глубоко тронуты, некоторые даже плакали. Это говорит о том, что они растут неравнодушными. Незабываемое впечатление у ребят оставил рассказ Чехова «Лошадиная фамилия». Когда читали на уроке, многим так и хотелось назвать фамилию Овсов. Учителю сразу было понятно, что дети рассказ читали.

...Так было, есть и будет, наверное, всегда. Когда в школе заболевает педагог, которого ученики, мягко говоря, не уважают за скучное преподавание предмета, излишнюю резкость и грубость по отношению к ним, дети желают только одного: пусть болеет этот «мучитель» как можно дольше. И совсем другое дело, когда заболеет учитель уважаемый, любимый детьми, с которым ребенок, как с близким ему человеком, всегда может поделиться самым дорогим и сокровенным.

Елена Ивашкина в начале февраля заболела. Дети стали переживать, нафантазировали, что учительницу увезли в больницу на «скорой помощи», что ее не будет в школе чуть ли не месяц. Звонили Елене Сергеевне домой, интересовались ее здоровьем. Спрашивали, когда она выйдет на работу, говорили, что соскучились, что надоело целыми днями учить математику.

Калуга