Несмотря на политическое разнообразие мира, внимательному взгляду исследователя бросаются в глаза и некоторые общие тенденции политического развития отдельных стран. Рассматривая понятие «политическая система» и выделяя наиболее значимые факторы, влияющие на нее, можно обнаружить полезные для понимания мировых процессов закономерности.

Стараясь уйти от идеологических мотивов, можно дать следующее общее определение политической системы - это совокупность институтов и отношений, которая объединяет воедино деятельность правительства и общества.

Политические системы невозможно рассматривать вне зависимости от исторического, культурного и средового контекстов, в рамках которых они функционируют. Три вышеперечисленных фактора оказывают существенное влияние на развитие политической системы, и не принимать их в расчет нельзя, так как они являются фундаментальными для понимания любой политической системы. Знание истории, культуры и окружающей среды дополняет систематическое научное исследование возможных и реальных политических конструкций, которые позволяют обществу найти наиболее эффективную политическую форму существования.

История. (Исторический фактор)

Исторический опыт сообщества значительно влияет на формирование политической системы, в рамках которой оно существует. В определенном смысле историческое развитие любой политической системы можно рассматривать как постепенное вызревание или становление определенной политической конструкции. Но существуют и примеры резкой, коренной трансформации политических систем в результате действия неких внешних сил или внутренних катаклизмов (вмешательство во внутренние дела государств третьих стран, гражданские войны и перевороты), однако и эти изменения складываются под влиянием исторического процесса. И несмотря на разнообразие исторического наследия, которое имеет каждая страна, у ее граждан всегда есть возможность выбора перспективы и направления политического развития или даже создание новой политической системы. Несомненно одно - исторический опыт людей и стран значительно влияет на выбор и собственно на становление политической системы.

Культура. (Культурный фактор)

Национальные особенности, обычаи, социальная структура, сфера образования и другие культурные факторы значительно отражаются на той политической системе,которая наследуется и существует в той или иной стране. Влияние общественной культуры обуславливает и политический выбор общества в целом. Люди при созидании новой или реформировании старой политической системы опираются на личные культурные предпочтения, стремясь создать ту политическую систему, которая наибольшим образом их удовлетворяет.

Природная географическая геополитическая среда. (Средовой фактор)

Географическая характеристика и геополитическая ситуация создают для общества как новые возможности, так и имеют довольно жесткие ограничения для формирования и развития ее политической системы. Фактор среды включает географическую территорию, топографические характеристики, территориальное расположение, природные ресурсы, климатические особенности, размер площади страны, а также реальные отношения, связывающие страну с соседними державами (можно отметить совместимость с соседними сообществами).

Вышеперечисленные факторы могут влиять и существенно влияют на развитие, выбор или собственно на конструкцию политической системы, однако необязательно определяют ее. Данные факторы очень неустойчивы и изменчивы, поэтому они иногда преодолеваются.

Все три вышеперечисленных фактора имеют большое значение при рассмотрении источников влияния на формирование политической системы. Они преломляются и находят свое отражение в своеобразии структур власти, особенностях государственной конструкции, ее специфических институтах и отношениях, которые складываются между акторами политического процесса.

Политическая система как совокупность политических институтов и отношений объединяет воедино деятельность правительства и общества и включает в себя не столько борьбу за власть и ее удержание, хотя это очень важно, сколько деятельность по управлению страной, которая в большей мере направлена на решение стоящих перед обществом и страной проблем.

Однако, несмотря на все разнообразие существующих политических систем, проблема политической эффективности остается чрезвычайно острой.

Эффективность политической системы зависит от качества принимаемых решений в стране, поэтому, выделяя и рассматривая различные модификации политических систем, следует обратить особое внимание на связи и элементы, существующие в политической системе, и на то, как они взаимодействуют. Для функционирования политической системы важны как процессуальные характеристики (организация и процесс принятия политических решений), так и те, которые влияют на конечный результат (конкретные политические решения и действия), тем более что все составляющие системы тесно взаимосвязаны и существенно влияют друг на друга.

Схема эффективной политической системы будет выглядеть следующим образом: структура и отношения. (См. схему).

Структура эффективной политической системы имеет замкнутый технологический и открытый содержательный характер. С точки зрения политической технологии система направлена на непрерывное разрешение постоянно возникающих проблем, и ее эффективность оценивается по качеству процесса и результата принятия взвешенных и ответственных решений. Ожидаемым итогом политической деятельности будут являться как эффективные политические решения, так и соответствующие адекватные действия по реализации определенного решения, направленного на разрешение общественной проблемы или проблем. Качество политических решений и действий будет зависеть от количества вовлеченных в политический процесс участников (акторов) и интенсивности общественной дискуссии, которая разворачивается по поводу разрешаемых общественных проблем. Содержанием политической деятельности являются противоречия общественного характера, конфликты и споры, носящие малопредсказуемый и хаотичный характер, постоянно возникающие и превращающие жизнь сообщества и его граждан в проблему, которую будут решать и стремиться решить правительство и общество.

В структуре политической системы возможно выделить следующие значимые компоненты и/или этапы принятия и реализации политических решений:

1. Общество

Общество сосредоточивает в себе разнообразные интересы, содержит противоречия и проблемы, споры и конфликты, требующие усилий по преодолению и решению со стороны правительства. В обществе вырабатываются идеи, складываются определенные позиции, которые служат основой для разрешения общественных проблем.

2. Посреднические институты

Посреднические институты (СМИ, политические партии, общественные организации, профсоюзы, институт выборов и другие) помогают формулировать общественные политические позиции, выстраивать их приоритеты и доносить до правительства.

3. Политическая повестка

В процессе формирования политических позиций при интенсивном обмене мнениями, в результате общественной дискуссии, при содействии посреднических институтов определенные проблемы и поиск их решений становятся первоочередными задачами для правительства. Таким образом, формируется политическая повестка первоочередных задач.

4. Институты принятия решения. Правительственные институты

Правительственные институты или институты власти (законодательные собрания разных уровней, разнообразные органы исполнительной власти, суды различных инстанций и видов) принимают определенные конкретные решения, направленные на разрешение тех или иных общественных проблем и преодоление противоречий. Правительство принимает законы и другие нормативные акты, выносит решения, создает планы мероприятий, направленные на преодоление и разрешение общественных конфликтов и проблем.

5. Политика. Реализация принятых решений

После того как правительством принято определенное общественно важное решение, следуют действия, направленные на реализацию данных решений в жизни. Это могут быть исполнение ранее принятых законов, сбор определенных налогов, реализация плана мероприятий, программы действия или бездействие, направленное на разрешение общественных проблем, конфликтов и преодоление социальных противоречий.

6. Воздействие решений и действий по реализации этих решений на общество

Политические решения и действия по реализации этих решений существенно влияют на общество и на отношения, которые в нем существуют. Проблемы, конфликты, противоречия могут быть разрешены, или их воздействие на общество ослаблено при компетентном их рассмотрении, но может случиться так, что при разрешении старых проблем возникнут новые, требующие качественно других подходов. Политический процесс или процесс принятия и реализации решений постоянен и неудержим, он имеет повторяющийся циклический характер, и его эффективность зависит от качества принятых решений, которые, в свою очередь, зависят от интенсивности политических процессов, широты и глубины общественной дискуссии, направленной на поиск новых идей и решения проблем.

Вышеописанный механизм работы эффективной политической системы основан на популярной в мире в настоящее время плюралистической теории демократии, которая утверждает общественную полицентричность. Для сторонников данной теории власть в обществе распылена, в стране сосуществует множество центров власти и влияния, которые борются за контроль над общественной политикой, конкурируя друг с другом и собственно властью. С одной стороны, подобное противоборство не позволяет сосредоточить власть в одних руках и монополизировать ее, то есть в целом подобная система ведет к эффективному контролю над властью. С другой стороны, чем больше групп влияния и выше их активность, чем больше они вовлечены в политический процесс, тем выше качество процесса принятия общественно важных решений. Так как само общество, используя механизмы власти, заставляет власть полезно работать, что в итоге приводит к эффективному разрешению общественных проблем. Подобная конкуренция между группами, которые отражают и продвигают общественные интересы, ведет к созданию разнообразных идей и мнений, опираясь на которые, можно прийти к лучшим и наиболее общественно приемлемым способам разрешения общественных проблем. В данной политической системе существует много возможностей для влияния на власть, для реализации разнообразных общественных интересов. Сама власть, рассредоточенная по различным уровням и институтам и находящаяся под постоянным прессом групп влияния, концентрируется на разрешении общественных проблем. Основным результатом интенсивной политической деятельности является создание системы общественной политики, когда интересы общества становятся приоритетными, первостепенными.

Плюралистическая теория подвергается критике со стороны сторонников теории классов и элит, а также сторонников теории гиперплюрализма, которые предупреждают о двух опасностях или отклонениях, таящихся в развитии современных демократических отношений. Оппоненты плюралистической теории полагают, что она рисует розовую картину развития демократического общества.

Сторонники теории классов и элит считают, что любое общество, как и демократическое, разделено на слои и классы и что высший класс - элита управляет обществом, несмотря на формальные механизмы государственного устройства, направленные на обеспечение всех граждан равным доступом к власти. Богатые люди, владеющие большими капиталами и колоссальными финансовыми средствами, пользуются громадным влиянием в обществе, а по существу, управляют им. Состоятельные люди, число их в обществе невелико, могут себе позволить финансировать избирательные кампании, продвигать нужных людей на ответственные посты, контролируют ключевые общественные и государственные институты. Богатое, влиятельное меньшинство согласно теории классов и элит не просто влияет на процесс принятия политических решений, именно они и принимают самые важные решения в обществе, в стране.

Теория гиперплюрализма вскрывает еще одну опасность, которая таится на пути развития демократии. Сторонники данной теории утверждают, что слишком большое количество групп продвижения общественных интересов и их чрезвычайная активность на общественном поле публичной политики может блокировать деятельность государства и сильно затруднить деятельность правительства. И если политики будут стараться обращать внимание на все общественные проблемы, то скорее всего они ни одну не решат. Теория гиперплюрализма добавляет сомнения по поводу того, что деятельность по продвижению общественных интересов в конечном итоге ретранслируется в публичную политику.

Эффективность политического режима зависит от многих факторов, кроме тех, которые перечислены выше. Однако обнаружение и преодоление препятствий на пути развития демократии лишь укрепляют данную политическую систему. Знать, уметь их выявлять учит гражданское образование.

Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского университета