При всем богатстве методов, приемов и технологий, накопленных сегодня практикой, ведущим методом изучения литературы по-прежнему остается эвристическая беседа, которая если и позволяет использовать ИКТ, то лишь эпизодически. Кроме этого, стоит выделить и субъективные факторы, в первую очередь игнорирование многими учителями-словесниками богатых возможностей ИКТ. Причин, как правило, две: неготовность (неумение) пользоваться информационными технологиями и отношение к этим технологиям как явлению, чуждому «высокой культуре» и священному процессу постижения художественного текста.

Все это, конечно, нельзя отнести абсолютно ко всем учителям литературы, однако определенная тенденция все-таки есть. Как показывают результаты анкетирования, проведенного нами среди 100 учителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, лишь 19 процентов считают, что владеют ИКТ достаточно хорошо, чтобы на их основе находить частные методические решения. Еще 22 процента хотели бы получить знания и навыки в этой области для дальнейшей организации работы по предмету. При этом 42 процента были категоричны в своем нежелании овладевать технологиями прежде всего по причине их «чужеродности» (и даже «враждебности») преподаваемому предмету.

Значительное количество словесников (69 процентов) склонны видеть в открывшихся сегодня для учеников возможностях использования ИКТ причину падения интереса к литературе, чтению, снижения качества устной и письменной речи школьников, обеднения их словарного запаса. И лишь 11 процентов респондентов считают включение новых технологий в процесс изучения литературы не только возможным, но и необходимым.

Понятно, что информационные технологии вступили в достаточно жесткую конкуренцию с книгой. Бесспорно и то, что их возможности в ряде случаев куда более привлекательны для ученика (впрочем, и для взрослого человека), чем возможности книжного текста. Сама дискуссия по проблеме выбора носителя информации стала напоминать классическую дискуссию «физики - лирики».

Однако в сложившейся социально-культурной и информационной ситуации позиция учителя, отвергающего возможность использования ИКТ, не может считаться верной. И даже в преподавании классически «изустных» предметов можно найти много интересных частных решений, которые будут работать не против положительного результата, а на него.

Опыт нашей работы показывает возможности использования новых технологий при изучении литературы. К их числу можно отнести:

создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам курса, мультимедийную поддержку сообщений, докладов, индивидуальных проблемных и творческих заданий;

создание учителем (самостоятельно, совместно с преподавателями информационных технологий и/или учениками) презентаций к таким разделам курса литературы, как изучение биографии писателя, обзорные темы, вступительные занятия, посвященные историко-культурной характеристике эпохи, и так далее;

организацию форума по обсуждению литературного произведения (программного или непрограммного, в особенности - современного), экранизации книги или литературоведческой проблемы на сайте школы, на сайте учителя и/или ученика;

создание и использование тестов по курсу литературы, организацию самопроверки с использованием такого рода материалов;

создание и проведение заочных интерактивных экскурсий при изучении литературно-краеведческих тем;

создание на школьном сайте интерактивного клуба читателей для освещения новинок книжного рынка, оказания помощи при поиске того или иного источника, проведения консультаций по трудным вопросам литературоведения и теории литературы;

организацию дистанционно руководимого самообразования учеников с опорой на возможности ИКТ;

организацию работы учеников над учебным исследованием и так далее.

Остановимся подробнее на использовании ресурсов Всемирной паутины при изучении русской литературы. Нельзя не сказать, что сегодня именно Интернет дает богатейшие возможности для получения широкого круга информации по той или иной теме. Существует, конечно, опасность использования результата (решения) в готовом виде и представления «чужого» продукта в качестве своего (готовые доклады, рефераты, сочинения и даже мультимедийные презентации). Но эта опасность существовала, собственно, и раньше, когда вместо самостоятельно написанного сочинения ученики сдавали смесь из критических статей («незакавыченных цитат»), а один качественный доклад передавался от ученика к ученику. Дело здесь даже не в опасности, а в способах ее преодоления. Их может быть несколько.

Первый способ. Назовем его условно разъяснительно-аналитическим. Учитель вместе с учениками может проанализировать некоторые готовые «продукты» (сочинения, доклады, рефераты), размещенные в Интернете, дать оценку их качества, выявить сильные и слабые стороны. Такая работа часто приводит к тому, что обнаруживаются серьезные изъяны, например, в готовых сочинениях по литературе (вплоть до грубых фактических ошибок). Вместе с тем найденные в Сети готовые письменные работы по литературе могут служить материалом для анализа по типовым критериям, используемым, например, при оценке задания уровня «С» ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Второй способ преодоления обозначенной опасности - это творческая работа учителя по созданию разнообразных заданий, препятствующих замене «своего» «чужим». Вот лишь некоторые задания, которые может предложить учитель литературы ученикам:

используя ресурсы Интернета, создайте мультимедийную галерею портретов изучаемого автора, сопроводив каждый небольшой подписью (предпочтительно - фрагментом высказывания одного из современников писателя);

используя ресурсы Интернета, создайте мультимедийную галерею иллюстраций к изучаемому произведению, сопроводите иллюстрацию фактическим материалом (о художнике, времени создания картины и так далее) и цитатой из художественного текста;

используя ресурсы Интернета, создайте мультимедийную хрестоматию фрагментов критических статей, посвященных изучаемому автору (произведению), составьте вопросы к приводимым фрагментам, составьте и включите в хрестоматию тест, помогающий проверить глубину освоения учеником критического материала;

используя одну из «поисковых машин» (мы рекомендуем своим ученикам Google как наиболее релевантный), составьте список сайтов, предоставляющих информацию по теме (разделу темы, произведению, творчеству автора и так далее), дайте краткую характеристику содержания и работы сайта;

найдите в Сети готовые рефераты (сочинения) по пройденной теме. Напишите рецензию на одну из работ. Отредактируйте одну из работ.

Такого рода задания могут предлагаться ученикам с 5-го по 11-й класс, вопрос лишь в объеме работы, характере ее выполнения (по плану, предложенному учителем, группой под руководством учителя, с родителями, самостоятельно), критериях оценки. Опыт показывает, что такая работа по-своему «примиряет» тягу многих школьников к «сидению» в Интернете и необходимость выполнения домашних поисковых, аналитических, творческих заданий по литературе. Характерной особенностью этих работ является то, что они пошагово развивают те навыки, которые необходимы не только при изучении гуманитарных предметов:

навык отбора материала по теме;

навык сравнительно-сопоставительного анализа;

навык группировки материала;

навык оценки качества материала;

навык презентации материала.

Стоит оговориться, что эта работа не может быть постоянной, из урока литературы в урок. Но она имеет такое же право на существование, как и «классические» формы работы по литературе.

Чтению и изучению произведений отечественной и зарубежной литературы традиционно предшествует знакомство с биографией автора. Методика преподавания предмета основана на значительном опыте проведения уроков изучения писательских биографий и обзора творческого пути. Это и лекция учителя (возможно, с сообщениями учеников), и представление «Слова об авторе», и заочная экскурсия, и семинар по материалам мемуарных источников.

Сегодня, особенно в старших классах, когда из-за «разросшейся» программы иногда не хватает времени на общие обзоры, можно предложить ребятам при изучении творческого пути писателя познакомиться с одним из сайтов Интернета, посвященных этому писателю, и выполнить задания, опираясь на материалы сайта. Анализ сайта может быть свободным или выполняться по предложенному учителем плану. Он может как предшествовать изучению монографической темы (в этом случае у школьников будет в запасе определенный «информационный массив», который затем можно использовать при подготовке к отдельным урокам), так и завершать изучение темы (тогда ученики смогут дополнить полученные на уроках знания новыми, оценить с опорой на свой опыт содержательную широту сайта, возможно, соответствие его оформления стилистике автора, контексту эпохи).

Мы предлагаем ученикам следующий вопросник для характеристики сайта, посвященного писателю:

1. Найдите в Интернете сайты, посвященные судьбе и творчеству писателя.

2. Выберите для анализа один из сайтов, обоснуйте свой выбор.

3. Охарактеризуйте сайт по следующему (примерному!) плану:

адрес;

тип - «самостоятельный» (посвящен только данному писателю) или это раздел более крупного сайта/портала (литературного, историко-культурного);

структура и содержание: разделы, их наполнение, объем и глубина информации;

качество - биографический раздел; как представлены «внешняя» и «внутренняя» (творческая) биографии;

есть ли мемуарный раздел, если да, то чьи воспоминания о писателе вы прочитали, какие показались вам наиболее интересными;

портреты (фото) - насколько широк раздел по объему, какие портреты, кроме самого писателя, представлены здесь, есть ли комментарии/подписи к ним;

как представлен культурно-исторический фон эпохи;

литературно-критический раздел: насколько содержателен сайт, какова его логика, представлены ли какие-либо современные исследования, посвященные писателю; какая статья привлекла ваше внимание и почему;

творчество: как представлены тексты, сгруппированы они или нет (если да - то по какому принципу); включены ли письма, статьи, заметки; легко ли найти интересующий нас текст;

есть ли какие-либо разделы, привлекающие внимание помимо «традиционных», если да, то какие;

дизайн - насколько он интересен и как стилистически соответствует персоналии;

другие характеристики (например, удобство работы, наличие дополнительных ссылок и так далее);

есть ли на сайте форум; кратко охарактеризуйте его;

в чем преимущества и недостатки сайта.

4. Постарайтесь в сжатой форме определить концепцию сайта. Например, «Я - ваш поэт» (сайт, посвященный Маяковскому) или «Есенин для избранных».

В заключение подчеркнем, что в современной методике (в том числе методике литературы) не может быть императива и «рецепта на все времена». Задача школьного курса литературы заключается не в том, чтобы сформировать профессионального литературоведа, а в том, чтобы помочь ребенку стать читателем, вырастить книгочея, заинтересованного и вместе с тем взыскательного. И в этой работе у учителя есть много «помощников», среди которых значимое место следует отвести и информационно-коммуникативным технологиям.

Екатерина ТЕТЮНИНА, заместитель директора гимназии №56, Санкт-Петербург