К примеру, предрекли летающие такси и беззвучную передачу мыслей между говорящими, а компьютеризацию всей страны никак не предположили. Конечно, при нашем желании в образных конструкциях писателей и художников можно обнаружить и приобщение к ИКТ, но это уже будет оптико-фантастический релятивизм, а разговор не о нем. Меня же заботит другое - как и насколько информатизация влияет на сознание подростка на переходном этапе, участвует в формировании представлений о мире, о себе, в целом - в созидании личности. Уже через несколько лет все будет происходить как бы «внутри» системы, идут последние годы, когда можно понаблюдать, как информатизация «накатывает» на человека, появившегося на свет еще не в пору ее повсеместного присутствия.

В №9 «ИКТ в образовании» за 2007 год читаем в разделе новостей: «На Сахалине завершено одно из самых главных направлений нацпроекта «Образование» - подключение школ к Интернету. К началу ноября доступ к Всемирной сети получило последнее из подключаемых образовательных учреждений - детский дом села Взморье». Звучит как сводка об успешном взятии одного из последних оплотов каких-нибудь сепаратистов. Сделано наверняка хорошее дело. Но проследили ли мы за феноменом вот этой «стыковки», обозначили в какой-либо форме (кроме разрезания символической ленточки) этот момент перетекания будущего в прошедшее через фокус настоящего (перефразируя слова философа Ивана Ильина)?

Сколько таких моментов завершения одного и начала другого без фиксированных границ и рамок мы уже упустили! А потом в научных исследованиях сравниваем, сопоставляем, приходя к каким-то выводам, подчас называя их сенсационными, без учета важнейших факторов. Ведь ныне мы расстаемся с доинформационным (в смысле ИКТ) сознанием, являемся свидетелями складывания, по сути, новой цивилизации, не просто информационного, а оперативно-информационного общества. И это происходит в специфических условиях России, разных регионов страны, где приход ИКТ иной раз опережает создание нормальных условий для жизни человека и осуществления им служебных функций. Поэтому новый уклад бытия у нас формируется отнюдь не везде по схеме преемственности этапов, а порой - в обход ряда этапов (к примеру, в ряде школ, где появились персональные компьютеры, до них не было ни телевизоров, ни видеомагнитофонов).

Строго индивидуально

Не вызывает сомнений, что переход к парадигме ИКТ откликается в каждом отдельном человеке по-разному. У одних этот переход вызывает стресс, у других безболезненно вписывается в его собственную органику, третьи удерживают сегмент ИКТ как бы в поле операционного использования, четвертые - чуть ли не идентифицируются с ним, соединяют его со своим «Я». Немалое число педагогов хотя бы неосознанно предполагают, что ИКТ для ученика - подспорье в обучении, некая инструментальная панель, но все чаще приходится сталкиваться со случаями глубокого внедрения ИКТ-мировоззрения в личность ребенка.

Возможно, ныне переживаемый эффект новизны вызвал волну излишнего увлечения информатизацией, и это по ряду причин расстроило многих педагогов. Не исключено, что в дальнейшем для большинства людей компьютеризация перестанет восприниматься как душевная потребность, а займет свое место в иерархии интересов и умений. Однако в целом в эти годы мы, учителя, руководители образовательных учреждений, будем получать учеников с разной степенью влияния ИКТ-факторов на их ум, волю, чувства, эмоции, представления и здоровье.

Особый вопрос - приобщение педагогов к системе ИКТ. Кто-то словно дождался осуществления неосознанных грез, кто-то смиряется с наступившими реалиями со скрипом, ностальгически вздыхая о безвозвратно минувшем. Иными словами, информатизация школ высветила в очередной раз кризис педагогики и одновременно даровала ей надежду. Позаботились ли мы об описании данного феномена или снова будем его восстанавливать по крупицам годы спустя?

Сто лет назад

Еще задолго до широкого внедрения информационных технологий в практику я предлагал ребятам разные модули заданий, приемы и виды структурирования материала, которые несли в себе потенциал цифрового формата. К примеру, использовал такой вид работы, как знаково-рисованный конспект, предполагавший представление темы с минимумом слов, но с обилием символов. Опираясь на этот конспект, ученик вел рассказ, следуя логике темы, опираясь на знаковые подсказки. На протяжении ряда лет такие темы, как «Крито-минойская цивилизация», «Полис Спарта», «Завоевания турок-османов», «Смутное время», «зашифрованные» в знаках и рисунках, успешно осваивались детьми и вызывали эмоциональный отклик.

Во многих заданиях я издавна закладывал определенные элементы и структурные узлы будущих ИКТ. Так, при изучении группы тем, посвященных эпохе Иоанна Грозного, ребятам предлагалось сформировать библиотеку царя из книг, посвященных событиям, аспектам царствования, и, следуя определенным критериям, разместить их на воображаемых полках. Причем в каждой из книг должна была иметься закладка на одной из страниц с цитатой, иллюстрирующей так или иначе содержательную направленность книги (эта цитата придумывалась самим учеником или бралась из учебника, из дополнительной литературы).

К примеру, из условной книги, названной учеником «Взятие Казани», приводилась следующая цитата: «Большую роль при подготовке штурма укреплений сыграла инженерная мысль и инициатива Ивана Выродкова». Очевидно, что выполнение подобного задания может великолепно выглядеть в компьютерном выражении. Без труда представляешь: вот на полки под сводчатым потолком прыгают одна за другой корешками к зрителям увесистые тома либереи Иоанна IV; затем мы курсором выбираем любую из них - книга послушно покидает занятое место, раскрывается на какой-то странице, изящная закладка откидывается в сторону, и ученики с удовольствием читают цитату, набранную стилизованным под кириллицу шрифтом!

И таких примеров - десятки. Могу смело сказать, что многие учителя-новаторы в своих методических приемах в чем-то предвосхитили эру информатизации, и сейчас ИКТ служат им инструментом для воплощения замысла, а не диктуют идеи.

Не вместо, а вместе

Будучи членом экспертной группы при аттестации учителей разных школ города, я вижу плюсы и минусы широкого внедрения ИКТ. Вот передо мной сложный проект по истории рода с фотографиями, генеалогическими таблицами, сканированными фрагментами документов из семейного архива - при его выполнении услуги ИКТ неоценимы. А вот реферат в файле о походах Александра Македонского, полностью скачанный десятиклассником из Интернета и даже бегло не просмотренный перед сдачей учителю. Вот компьютерная презентация школьного музея с грамотным подбором изображений, размещением пояснительных надписей, схем. И рядом - попытки учителя проиллюстрировать свой рассказ слайдами, в результате чего мы не слышим полноценного рассказа и не видим обоснованного показа; свет в кабинете то зажигается, то гасится, ученикам не ясно, что записывать в тетрадях и на чем сосредоточивать внимание.

Вывод очевиден: ИКТ не отменяют и не заменяют мастерства учителя, а вот его слабые «компетентности» очень даже выразительно демонстрируют. Это нехитрое положение подтверждается и выступлениями участников конкурса «Учитель года». Как член координационно-экспертного совета городского конкурса я просмотрел десятки самых разных выступлений. Сложилась ситуация, когда люди полагают, что без компьютерной презентации им и выйти-то перед аудиторией нельзя. Признаюсь, что на каком-то этапе педагог способен укрыться за ширмой «технологичности», но зато при выполнении импровизационного задания, когда у тебя нет никаких технических средств, а требуется отвечать с ходу на вопрос, нередко конкурсант выглядит жалко и нелепо.

Что тут сказать... Использование ИКТ должно быть, во-первых, уместным, во-вторых, осознанным. Увлекаясь тестами (к этому весьма конкретно подталкивает практика ЕГЭ), учитель истории не вправе отказываться от развернутых ответов, обмена суждениями, дискуссии. Многочисленные рефераты из Всемирной паутины не должны заменять творческие работы учеников. На мой взгляд, ИКТ призваны помогать воплощению творческой интенции, дарований ребенка, а не превращать его в высокофункциональное звено в системе «машина - человек - машина».

Доступное святилище

Обращусь снова к своему опыту. Оптимальное сочетание ИКТ с иными формами «жизнедеятельности» вполне возможно. В 2007 году в рамках работы экспериментальной площадки мы осуществили грандиозную постановку литературно-драматической композиции, основанной на стихах и дневниковых записях поэтов-друзей - Бориса Пастернака, Тициана Табидзе и Паоло Яшвили. Все они пострадали от тоталитаризма, стали жертвами обстоятельств, но в своем творчестве поднялись выше самой высокой пирамиды власти.

Думаю, вы понимаете, что такое осилить поэтический спектакль в наше время, да еще при условии, что для большинства учеников русский язык не является родным! И вот тут имело место органичное слияние слова, музыки и изображения. Прекрасное оборудование школы позволило в красках и интонациях представить эпоху, личную драму поэтов, лиризм взаимоотношений, вдохновение, отчаяние, грусть, надежду. В спектакле не было никаких «внеавторских» фраз, ремарок, поясняющих его ход, смену мизансцен. Эту роль выполняли музыка и слайды, на широком экране задника углублявшие зал то в пейзажную красоту Алазанской долины, старого Тифлиса и довоенной Москвы, то в самобытность и внешнюю простоту картин Пиросмани, то в суровую скованность Колонного зала, ставшего ареной политических расправ.

Специальная программа позволила записать на CD и качественно воспроизвести и гудки паровоза, и шум тифлисского базара, и знаменитое танго 30-х годов - «Ecri moi». Непросто было подобрать освещение зала, не мешающее демонстрации слайдов и игре ребят. Да, это был не только праздник поэзии, поликультурного диалога, но и грамотного привлечения медиаресурсов.

...Несколько лет назад как победитель конкурса «Учитель года» я выиграл для школы оборудование кабинета общей стоимостью почти в миллион рублей, предназначенное для самого интенсивного использования ИКТ. Насколько естественно в нем было бы рассматривать темы по истории, обществознанию, МХК! К сожалению, мне ни дня не удалось проработать в этом кабинете - в него практически перестали допускать педагогов, и он превратился чуть ли не в школьное святилище.

Тем не менее новые технологии уже выходят за пределы специально оборудованных помещений, становятся привычными атрибутами частной и общественной жизни. Главное - освоить технологию взаимоотношений с этими технологиями, не передав ценности своего бытия под опеку компьютера.

Александр СНЕГУРОВ, учитель истории, заместитель директора школы №223 с этнокультурным (грузинским) компонентом образования, Москва