Часто сравниваем одну личность с другой, один период истории с другим, одну страну с другой. Мы это делаем несознательно, порой очень некорректно. Ведь есть много проблем, которые можно рассматривать параллельно, например одинаковых периодов при изучении российской истории и американской, или любые другие. Можно взять какие-то общие идеи, например идеи становления демократии в разных государствах. Определить, что у них общего и в чем существует различие.

Познание стран мира - украшение человеческих умов

Самый главный момент, на котором концентрируется мозаика граждановедения, - это сравнение нескольких стран. В проекте участвуют двенадцать российских регионов и столько же американских. Каждый российский является партнером американского. Поэтому внимание концентрируется на одних и тех же моментах истории, а также современной политической жизни США и России. Но тем не менее можно включать другие страны, другие культуры и обращаться к другим народам. Здесь нет жесткой заданности, что нужно обращаться только к истории США и России.

Помимо того что каждая страна имеет свою культуру, свою историю, она вместе с тем является частью общемирового сообщества. Ее культура имеет общие точки соприкосновения с другими культурами. И на этих точках соприкосновения можно построить диалог двух культур, двух представителей разных стран, и это прямой путь к толерантности. Вместе с тем увидеть какую-то свою особенность, уникальность нам позволяет сравнение с другой страной, с другой культурой. И вот на этом тоже строится мозаика. Проект идет в двух направлениях. Первое - исследовательское.

Скажем, преподаватели из США и России исследуют очень близкие периоды истории, какие-то проблемы и очень близкие по своей роли и значимости личности. Они все эти факты анализируют, сопоставляют и пытаются включить это в свое преподавание. Хочу привести пример, который говорит о том, что в истории наших стран есть схожие события, государственные лидеры, их действия. Речь идет о двух моментах, которые очень близки и по времени, и по характеру, и по значимости. В середине ХIХ века в США шла гражданская война, которая привела к отмене рабства. И в то же самое время в России было отменено крепостное право. Все это свершилось благодаря двум личностям: президенту Линкольну и Александру II. Эти два человека жили в одно и то же время. У них была удивительно одинаковая судьба. Оба были убиты, хотя Линкольн был убит консерватором, а Александр II - революционером. Инаугурационная речь Линкольна состоялась 4 марта 1861 года, а Манифест об отмене крепостного права был объявлен 5 марта того же года. Подобных схожих примеров можно найти немало. Мы можем соединить факты из истории США, Франции, Германии, которые часто изучаются отдельно. Точно так же изучается и история России. И вот одна из задач этого проекта - понять базовые ценности демократии, как они интерпретируются в разных странах.

Вторая сторона проекта заключается в том, что американские и русские преподаватели приезжают друг к другу и погружаются в жизнь другой страны. Они приезжают в школу и проводят в ней несколько дней подряд, целую неделю с первого до последнего урока сидят на занятиях. Они видят все уроки, весь учебный процесс.

У нас по традиции гостей приглашают всего на один урок, в хорошую школу, где дети задают заранее подготовленные вопросы. И это не может показать всей реальности школьной жизни. Мы же решили отказаться от парадности. Педагоги должны вникать в суть проблемы. В чем-то мы считаем, что наше образование лучше, надежнее, а что-то мы можем позаимствовать у США. Нельзя понять всех тонкостей, всех плюсов и минусов, если в школу приходить только на час или на два часа. Только погружаясь в эту работу, можно понять суть, глубину системы образования. Этот процесс культурологический.

В самом проекте заложена такая идея, чтобы американские и российские партнеры проводили много времени вместе. Они живут в семьях коллег, чтобы увидеть семейные традиции, семейные отношения. Увидеть, как живет простая российская семья, как живет простая американская семья преподавателей, какие у них есть повседневные проблемы и трудности.

Итак, у нашего проекта есть два направления. Первое - более научное, методическое, а второе - более культурологическое. Думаю, что работа над ним поможет сблизить наши народы и понять, что без обращения к другой культуре, другим людям нельзя развиваться дальше. Как только начинаешь заниматься самобичеванием, тут же останавливаешься в саморазвитии. Аристотель говорил, что человек - существо политическое. Вместе с тем человек - это существо, которое сравнивает себя с другими, и его тоже сравнивают. Мы постоянно сравниваем себя с близкими нам людьми. И это приносит пользу. Не дает человеку впасть в эйфорию, а с другой стороны, когда ты в печали, тоже говоришь себе, что ты не самый несчастный на земле.

Реализация проекта интересна еще и тем, что те двенадцать регионов и двенадцать их координаторов сообща определяют программу. Выделяются средства, дается возможность провести какие-то мероприятия, и человек уже сам решает, какая у него появляется ответственность. Я координатор программы в Москве и Московской области и я ощущаю ответственность концентрированно. Теперь мне не на кого свалить свои неудачи. Я получаю инициативу, но и несу за нее ответственность. Имею больше прав, но и за большее отвечаю. Этот проект не замыкается на российско-американских отношениях. В проект «Мозаика» включено много стран. По большому счету он имеет мировой статус. Сейчас Мексика имеет такой же проект с Египтом. И у них различные города и школы контактируют между собой. Всего около 20 стран участвуют в этом проекте. Я надеюсь, что он поможет нам лучше понимать друг друга. И чем меньше мы будем испытывать взаимной ненависти, чем успешнее ломать стереотипы, тем больше будем сближаться. В нашем проекте «Мозаика» участвуют в основном те, кто уже многое сделал в развитии гражданского образования. Большинство из них члены Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование». Они получили хороший опыт профессионального роста на семинарах, конференциях, олимпиадах, которые проводит ассоциация уже многие годы.

Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук

Сравнивая, лучше узнаем друг друга

Проект «Мозаика граждановедения», его идея родились год назад. Он естественно вырос из нашего общего взаимодействия с группой американских партнеров. Проблема простая. Мы должны как можно больше видеть, наблюдать, сопоставлять методики, приемы преподавания, педагогические технологии, которые рождаются в России и Америке. Поэтому возникла интересная идея заняться не только обменом преподавателей, а и постижением самой сути граждановедения в конкретных регионах, потому что одно дело встретиться и поговорить во время коротких семинаров, другое - посидеть на уроках и посмотреть, как это реализуется, какие используются приемы, увидеть интересные находки у педагогов.

И вот решили, что американские штаты будут взаимодействовать с российскими регионами, между ними будет идти взаимный обмен. С другой стороны, станут появляться какие-то разработки, семинары, встречи.

На первом этапе в феврале этого года было шесть территорий: Самара, Волгоград, Орел, Москва, Санкт-Петербург, Камчатка. Они обменялись группами. Состоялась короткая конференция в Вашингтоне, которая дала толчок дальнейшему развитию. Теперь подключились новые регионы: Брянск, Новоуральск, Киров, Пенза.

Хочу поделиться своими впечатлениями. Мы, представители Самарской области, побывали в Филадельфии, в учебном округе, где познакомились с работой двух старших школ. Более недели присутствовали на уроках. Анализировали ситуации, возникающие на занятиях. Изучались темы, связанные с проблемой государства. Были уроки мировой истории, отечественной истории, уроки экономики, связанные с национальной географией. Мы эти крупинки гражданственности тщательно вылавливали. Анализировали методы работы разных педагогов.

Одна из этих школ - восточная - находится в новом микрорайоне, где есть постоянный приток новых иммигрантов, представителей разных этнических групп. Учителя уже привыкли работать с различными диаспорами. Естественно, что у них есть свои трудности. Педагогам помогали консультанты, которые способствовали психологической адаптации этих детей.

Мы нашли у учителей этой школы очень интересные методики, связанные с анализом газет. Ребята разбирали публикации, давали свои толкования событиям, определяли, какой может быть реакция власти, суда на это или иное выступление в печати. Они показали знания законов, Уголовного кодекса. Другие уроки нас заинтересовали детальным разбором статей Конституции США. Причем каждая из них сначала была рассмотрена в контекстах того исторического времени, когда она создавалась, ученики говорили о том, какие поправки, на их взгляд, можно внести еще. Дети моделировали законотворческие процессы. Они пытались представить себя в роли законодателей.

Нам интересен был урок экономики, на котором присутствовал профессиональный менеджер. Ученики участвовали в деловой игре. Нужно было создать торговую точку. При этом обязательно должна быть прибыль. Менеджер оценивал разные варианты этой игры и при этом объяснял: «Вот здесь найдено правильное решение, а вот такой ход рекламы ошибочный». Кого-то он предостерегал: «В этом случае вы прибыли не получите».

На уроках мы видели взаимодействие учителя и учеников. У детей мы не наблюдали зажатости, не было такого рода субординации, которые наблюдаются в наших школах.

В Филадельфии есть клуб молодых политиков, который существует при законодательном собрании. Старшеклассники приходят в этот клуб, общаются с профессиональными политиками, включая членов конгресса. В клубе есть специальная стена, где вывешены портреты всех президентов США, видных конгрессменов, гостей из других стран. Ребята вместе со взрослыми оценивают разные факты государственной деятельности, различные политические ситуации, государственных деятелей с позиции ООН. Мы были на одном таком заседании - профессиональном сообществе людей. Обсуждали несколько проблем: проблему Ирака, проблему иммиграции, говорили о том, что нужно сделать с Кубой, чтобы она вошла в мировое цивилизованное сообщество.

Помимо этого, подростки участвуют в других делах, в частности в проекте «Гражданин». Интересно было общаться с этими педагогами и пожить в их семьях. Рабочий день их начинался очень рано: они уезжали из дома в 7 утра и только в 4 часа возвращались обратно. Мы могли видеть весь их быт, весь их уклад. Американцы тоже жили в наших семьях. Наблюдали много сходных ситуаций. Американцы в выходные дни обязательно уезжают из дома, многие вместе с соседями, друзьями. Гражданское общество формируется и на основе семейных интересов.

Мы провели анкеты среди учеников и учителей американской школы. Узнали, откуда они получают информацию. Они очень активно используют музеи, которых много в США.

Уже вернувшись в Самару, мы стали думать о том, что из увиденного можно использовать у себя.

Провели семинар, на котором шла речь о том, как использовать сравнительное граждановедение на наших уроках.

Владимир ПАХОМОВ, руководитель Самарского центра гражданского образования

Конечная цель - учебники

Конференция «Гражданская мозаика» была в основном предназначена для региональных координаторов проекта в России, каждый из них представлял отдельную территорию. Проект реализуется на нескольких уровнях. Один из них международный. Каждый русский регион становится сотрудником американского. И каждый год каждый русский регион присылает двух своих представителей за океан. И в свою очередь американские преподаватели и студенты едут в Россию. Обмен результатами на конференции показал ясное понимание процесса. Еще одним итогом оказалось ясное представление цели той и другой стороны. Самое главное - конечная цель нашего проекта - разработка пособия для учителей России и Америки, каждое из которых будет концентрироваться на гражданском образовании.

Но при этом учитываются междисциплинарные моменты и моменты сравнения различных проблем наших стран. Русские студенты должны больше знать, как происходит гражданское образование в Соединенных Штатах, и то же самое относится к американским студентам. И для достижения этих целей необходимы обмены меду русскими и американцами. Те и другие должны много общаться со своими зарубежными коллегами.

Учителя, с которыми мы сотрудничаем, пока не имеют достаточного опыта для создания проектов сравнительного граждановедения. А научившись, они научат своих учеников проводить исследовательскую работу. Я уверен, что проект обмена доставит преподавателям не только личный опыт наблюдения другой культуры, но и опыт сотрудничества со своими коллегами из других стран при создании исследовательских проектов, которые будут реализовываться, потому что здесь предусмотрен практический аспект.

Таким образом, наш проект касается тех учителей, которые будут работать в области гражданского образования. Естественно, они будут полезны и для тех педагогов, которые смогут их использовать на своих уроках. Это главная группа результатов, которые мы ожидаем.

Вторая группа результатов имеет отношение к содержанию нашей работы. В обеих странах содержание учебников будет очень широким. В него включат темы: закон, политика, правительство, общество и культура, экономика и др.

На этой конференции мы решили сконцентрироваться на понятии «закон». Мы пригласили известного судью из США и также наших коллег - преподавателей из России поговорить о законах, чтобы участники конференции лучше осознали особенности законодательства России и США.

Я думаю, что одним из позитивных результатов конференции стало то, что участники приобрели более широкое понимание юридических тем. Как часть этой работы мы представили результаты ее, которые были предложены центром АСПРЯЛ.

Мы применили метод, называемый методом ассоциации, который использует АСПРЯЛ в своих исследованиях. Согласно ему аудитории дается определенное слово. Слушателей просят назвать первое, пришедшее на ум. А потом второе по ассоциации. Исследования проводились примерно со 180 студентами, которые приезжали в Россию. И вот на этой конференции мы представили результаты такого метода ассоциации.

Словами были «закон», «политика», «правительство», «свобода» и «частная собственность». Было очень интересно увидеть разницу и сходство в понимании русскими и американцами этих слов. Например, если мы возьмем понятие «частная собственность», то американцы больше концентрировались на слове «частная», и поэтому два самых частых слова, которые они употребляли, - «владение», - это мое, принадлежит мне, и слова - «нарушение границы частной собственности». Это объясняется и тем, что в США много знаков, на которых написано: «частная собственность - проезд запрещен». А в России понятие собственности довольно новое. Поэтому русские студенты в основном концентрировались на слове «собственность», а не на слове «частная», то есть они сосредотачивались на том, как можно использовать собственность для коммерции, недвижимости, богатства и процветания. Нам показались эти результаты очень интересными. И это является конкретным примером применения сравнительного граждановедения.

Стивен ШЕХТЕР, проректор Университета штата Нью-Йорк