В настоящее время отсутствуют законодательные и иные правовые препятствия для продолжения реализации в общеобразовательных учреждениях (при условии, что организационно-методическое и правовое обеспечение учебного процесса будет приведено в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства) учебных курсов религиозной культуры и иных учебных курсов, которые ранее реализовывались в рамках школьного компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 1 декабря 2007 года в Закон РФ «Об образовании», дополнительно акцентировали необходимость духовно-нравственного воспитания обучающихся ОУ, закрепив соответствующие требования. Так, согласно пункту 6 статьи 9 Закона «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а включенные в указанные основные образовательные программы учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Пункт 2 статьи 14 указанного закона требует, чтобы содержание образования обеспечивало формирование духовно-нравственной личности.

После вступления в силу 5 декабря 2007 года Федерального закона от 01.12.2007 с учетом предусмотренного его 17-й статьей переходного периода учебные курсы религиозной культуры и курсы национально-культурного образования, ранее реализовывавшиеся в рамках школьного компонента государственного образовательного стандарта общего образования, могут быть продолжены в рамках части основной образовательной программы, формируемой образовательным учреждением и иными участниками образовательного процесса на уровне ОУ - то есть в рамках той ее части, которая определяется подпунктом 1 пункта 4 новой редакции статьи 7 Закона РФ «Об образовании» как формируемая участниками образовательного процесса. При этом должны быть учтены изменения в Законе РФ «Об образовании», внесенные Федеральным законом от 01.12.2007, и необходимость приведения правового и организационно-методического обеспечения учебного процесса в соответствие с действующим федеральным законодательством, в том числе с требованиями указанного федерального закона.

Учебные курсы религиозной культуры и курсы национально-культурного образования, ранее реализовывавшиеся в рамках регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, должны быть преобразованы в курсы, реализуемые в рамках части основной образовательной программы, формируемой образовательным учреждением и иными участниками образовательного процесса на уровне ОУ - то есть той ее части, которая определяется подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 указанного Закона РФ как формируемая участниками образовательного процесса. Соответственно должно быть изменено правовое и организационно-методическое обеспечение этих учебных курсов. Прямых запретов на реализацию курсов религиозной культуры (а тем более - курсов национально-культурного образования) Закон РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 01.12.2007 не содержит. Попытки чиновников Министерства образования и науки РФ искаженно интерпретировать нововведения Закона РФ «Об образовании», делать юридически необоснованные выводы и на этой основе разрабатывать подзаконные акты, прямо ограничивающие или запрещающие преподавание курсов религиозной культуры (что приведет к ликвидации существующей обширной практики такого преподавания), равно как курсов изучения национальных языков и культур народов России, неправомерны и нарушают Конституцию РФ, международные соглашения, участницей которых стала РФ, а также сам Закон РФ «Об образовании». Запрет учебных курсов национально-культурного образования стал бы актом дискриминации в отношении соответствующих народов России, грубейшим нарушением Конституции РФ и международных соглашений, участницей которых стала РФ, а также законов РФ. Таким же неправомерным актом был бы запрет курсов изучения религиозной культуры на основе добровольности выбора в государственных и муниципальных ОУ. Такой запрет был бы совершенно обоснованно воспринят многими гражданами, в совокупности составляющими значительную часть российского общества, как их дискриминация и как противоправное посягательство на их права, как неправомерное ограничение их национально-культурных прав и прав их детей.

Издание какого бы то ни было федерального подзаконного нормативного или иного правового акта (а равно аналогичного акта субъекта РФ), запрещающего или существенно ограничивающего реализацию таких курсов, станет прямым нарушением части 3 статьи 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В случае принятия подзаконного нормативного правового акта, запрещающего учебные курсы религиозной культуры и национально-культурного образования, такой акт может быть обжалован и признан недействительным в судебном порядке как противоречащий Конституции РФ и законам (в порядке статей 251-253 Гражданского процессуального кодекса РФ). Равно как могут быть обжалованы в судебном порядке направленные на воспрепятствование законной реализации указанных учебных курсов действия органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (в порядке статей 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ).